Тема 1. Сущность и управление качеством
Методологические основы управления качеством. Взаимосвязь менеджмента качества с другими научными дисциплинами ( экономика, менеджмент, маркетинг и др.). Подходы к качеству в работах Ф. Тейлора; А. Файоля; Г. Форда; Шухардта, Э.Деминга. Возникновение и роль кружков качества.
Значение повышения качества продукции. Роль и значение качества в повышении эффективности функционирования предприятий.
Сущность конкурентоспособности. Уровни конкурентоспособности (конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, страны). Методы оценки конкурентоспособности. Многоугольник конкурентоспособности.
Семинарское занятие
Вопросы для обсуждения:
1. Правовое обеспечение качества продукции. Федеральный закон «О техническом регулировании. Требования к качеству.
2. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» и требования к качеству.
3. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством продукции.
4. Развитие отечественных систем, становление системного подхода к управлению качеством продукции в России и за рубежом.
5. Значение качества в повышении эффективности функционирования предприятия.
6. Системный подход к управлению качеством продукции.
7. Качество как объект управления: принципы, методы, функции.
8. Качество как объект управления: механизм управления качеством.
9. Качество и конкурентоспособность.
Основная литература к теме 1:
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1, в ред. от 21.12.2004 г. №171-ФЗ, изменения и дополнения №234-ФЗ от 25.10.2007 г.
3. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.
4. Закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ.
5. Аристов О.В. Управление качеством, Москва, Инфра-М.2004.
6. Жуковец М.В. Товароведение, экспертиза и стандартизация. Учебное пособие. Издательство СыктГУ, 2003.
7. Жуковец М.В. Управление качеством и его роль в стратегической устойчивости организации/Учебное пособие Издательство СыктГУ, 2011.
8. Лифиц И. М. « Стандартизация, метрология и управление качеством товаров», Москва, 2004.
9. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для бакалавров. 5 издание / под ред. Радкевич Я.М. Москва, «Юрайт», 2011. (заказ)
10. Управление качеством: Учебник для бакалавров / под ред. А.В.Гебенкина. Москва, «Юрайт», 2011. ( заказ)
Дополнительная литература:
1. Портер М. Конкурентное преимущество, Москва, Альпина Бизнес Букс, 2005.
2. Овсянко Д.В. Управление качеством, Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПбГУ, Высшая школа менеджмента, 2011.
Журналы:
«Стандарты и качество»;
«Вестник технического регулирования»;
«Сертификация».
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Для обучающихся обеспечен доступ к информационным справочным и поисковым системам «Консультант Плюс», «Гарант».
Тема 2. Основные методы управлениякачеством
Показатели качества продукции. Стадии формирования качества. Оценка уровня качества продукции, методы оценки. Факторы качества. Потребительские оценки качества продукции и их свойства.
Требования к качеству продукции. Формирование требований к качеству продукции.
Семинарское занятие
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы управления качеством.
2. Принципы обеспечения качества и управления качеством на предприятиях.
3. Петля качества. Спираль качества. Модель качества.
4. Принципы обеспечения и управления услуг на предприятиях.
5. Функции управления качеством.
6. Статистические методы контроля качества продукции.
7. Построение диаграммы Парето и причинно-следственной диаграммы Исикавы.
Практическое занятии:
Деловая игра «Разработка проекта политики предприятия в области качества».
Оценка показателей качества продукции и уровня её конкурентоспособности
Основная литература к теме 2:
1. Аристов О.В. Управление качеством, Москва, Инфра-М.2004.
2. Жуковец М.В. Товароведение, экспертиза и стандартизация. Учебное пособие. Издательство СыктГУ, 2003.
3. Жуковец М.В. Управление качеством и его роль в стратегической устойчивости организации/Учебное пособие Издательство СыктГУ, 2011.
4. Лифиц И. М. « Стандартизация, метрология и управление качеством товаров», Москва, 2009.
5. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для бакалавров. 5 издание / под ред. Радкевич Я.М. Москва, «Юрайт», 2011. (заказ)
6. Управление качеством: Учебник для бакалавров / под ред. А.В.Гебенкина. Москва, «Юрайт», 2011. ( заказ)
Дополнительная литература:
1. Портер М. Конкурентное преимущество, Москва, Альпина Бизнес Букс, 2005.
2. Овсянко Д.В. Управление качеством, Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПбГУ, Высшая школа менеджмента, 2011.
Журналы:
«Стандарты и качество»;
«Вестник технического регулирования»;
«Сертификация».
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Для обучающихся обеспечен доступ к информационным справочным и поисковым системам «Консультант Плюс», «Гарант».