Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
В ходе изучения дисциплины "Гражданское право"отводится время на самостоятельную работу студента. Роль преподавателя при этом заключается в ее организации, в обучении методам самостоятельного изучения вопросов теории. Эта организация заключается в определении задания, сроков исполнения, осуществлении контроля и оценке результатов изучения учебного материала.
Основными видами самостоятельной работы являются: работа с печатными источниками информации (конспектом, книгой, документами); работа с компьютерными средствами обучения (Internet), справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс»; выполнение контрольных заданий; написание реферата.
При выдаче задания на самостоятельное изучение теории, преподаватель должен четко разъяснить задание (цель изучения материала, содержание задания, способы выполнения и приемы самоконтроля). Следует указать, на каких вопросах следует остановиться более подробно, какой материал необходимо выучить, а с каким только познакомиться. Это помогает студентам успешнее изучить требуемый материал, плодотворно использовать отведенное время. Задание обучаемым должно соответствовать целям обучения. При организации самостоятельной работы необходимо в процессе консультирования помогать студентам овладеть всеми приемами самостоятельной работы, способствовать повышению ее качества.
Самостоятельная работа реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении контрольных работ.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Виды внеаудиторной СРС разнообразны:
- подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы;
- выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем, таблиц и др.;
- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;
- выполнение курсовых проектов и работ;
- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.
При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.
На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.
Из различных форм СРС для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.
Контрольная работа
Одним из способов формирования заявленных в п. 1.1.3 компетенций является выполнение контрольной (семестровой) работы.
Контрольная (семестровая) работа выполняется в форме реферата по одной из предложенных тем, предпочтительным является выбор темы реферата по новейшим теоретическим научным работам. Реферат оформляется письменно.
Оформление реферата: Реферат должен иметь титульный лист с обязательным указанием дисциплины, темы реферата, ФИО студента, выполнившего работу, ФИО преподавателя, проверившего реферат. В работе обязательно наличие введения и заключения, а также списка использованной литературы. Во введении необходимо определить цели и задачи, которые студент ставит перед реферированием, указать степень разработанности темы (основные труды по данной теме), обосновать, почему была выбрана именно эта тема. В заключении необходимо подвести итог работе, отметить основные выводы к которым пришел студент, обозначить вопросы, которые остались им не раскрыты.
Объем контрольной работы не должен превышать 24 страниц ученической тетради. Работа должна быть написана грамотно, разборчивым почерком, синими или черными чернилами. Оформление работы должно соответствовать установленным требованиям. Страницы нумеруются в правом верхнем углу арабскими цифрами без точки. В конце работы указывается список использованных источников. Работа должна быть подписана студентом с указанием даты.
Допускается выполнение работы в печатной форме с использованием ЭВМ. В таком случае объем работы не должен превышать 30 страниц машинописного текста . Формат текста: Word for Windows – 2000, 2003. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля: 2 см – правое, верхнее, нижнее поле; левое поле – 3 см. Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman, интервал – одинарный, абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание по ширине. Название печатается прописными буквами, шрифт – жирный, выравнивание по центру. Название и номера рисунков указываются под рисунками, названия и номера таблиц – над таблицами. Таблицы, схемы, рисунки, формулы, графики не должны выходить за пределы указанных полей (шрифт в таблицах и на рисунках – не менее 11 пт). Ссылки на литературу в квадратных скобках, по госту. Переносы не ставить. Обязательно наличие списка цитируемой литературы.
Контрольная работа должна быть самостоятельной; по ней определяется степень усвоения студентом учебной дисциплины. Контрольная работа должна представляться в сроки, указанные в личном учебном графике. Это дает возможность студенту, не получившему зачет, внести исправления в работу либо написать новую работу с учетом всех замечаний рецензента. Вновь выполненную работу вместе с незачтенной следует выслать на проверку, написав на обложке – "повторно".
Перед выполнением контрольной работы необходимо изучить учебно-методические материалы в соответствии с программой дисциплины, по источникам, указанным в соответствующем варианте задания.
Необходимо помнить, что основная цель реферата, это описание выбранной темы с учетом прочитанного материала.