Темы для выполнения контрольной работы
Порядок выполнения, оформления и защиты
Контрольной работы
Контрольные задания выполняются индивидуально. Текст контрольной работы должен быть выполнен на листах формата А4 (на одной стороне листа), отпечатан нормальным шрифтом № 12 с полуторным интервалом. Допускается представлять иллюстрации, таблицы и распечатки с ПЭВМ в разделе «Приложение» на листах формата А3.
Объем контрольной работы должен составлять 18-20 страниц компьютерного текста. При необходимости объем работы (количество страниц) может быть установлен преподавателем индивидуально, но содержание работы должно полностью раскрывать исследуемые проблемы. При рукописном составлении контрольной работы ее объем должен быть увеличен, а работа должна быть составлена разборчивым и аккуратным почерком.
Контрольная работа должна быть выполнена аккуратно. Сокращения слов в тексте не допускаются.
При выполнении контрольной работы недопустимо простое дословное списывание текста из учебников и первоисточников, а также из контрольных работ, выполненных другими студентами.
Материал работы должен излагаться конкретно, ясно и логично.
На титульном листе контрольной работы должны быть отражены следующие позиции:
¨ название министерства (в данном случае «Федеральное агентство по образованию»), университета (печатать прописными буквами жирным шрифтом № 14 с полуторным интервалом);
¨ название факультета (печатать нормальным шрифтом № 14);
¨ название «Контрольная работа» (печатать прописными буквами жирным шрифтом № 22);
¨ специальность (печатать нормальным шрифтом № 14);
¨ кафедра (печатать нормальным шрифтом № 14);
¨ курс (печатать нормальным шрифтом № 14);
¨ группа (печатать нормальным шрифтом № 14);
¨ название тем контрольной работы – печатаются номера, взятые для выполнения контрольной работы (печатать нормальным шрифтом № 14);
¨ дисциплина, по которой выполняется работа. В данном случае – «Безопасность жизнедеятельности» (печатать нормальным шрифтом № 16);
¨ данные студента – фамилия, имя и отчество студента (печатать нормальным шрифтом № 14);
¨ номер зачетной книжки (печатать нормальным шрифтом № 14);
¨ данные преподавателя - фамилия, имя и отчество, должность, ученая степень, научное звание – печатаются полностью (печатать нормальным шрифтом № 14);
¨ место, год (печатать нормальным шрифтом № 14).
В оглавлении (содержании) последовательно перечисляются наименование разделов, подразделов и пунктов с указанием их номеров и страниц. В контрольной работе объемом не более 15 страниц, оглавление (содержание) можно не составлять.
Контрольная работа должна состоять из введения, основной части (в которой дается изложение рассматриваемых тем), выводов (или заключения), списка использованной литературы, при необходимости - приложения.
Перед введением желательно (при необходимости) привести перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц измерений и терминов. Приведенные в контрольной работе малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины должны быть представлены в виде отдельного списка сокращений. Перечень сокращений должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа – их детальную расшифровку.
Введение должно содержать оценку современного состояния, отражающего сущность рассматриваемой проблемы. Во введении должна быть показана актуальность и новизна рассматриваемой проблемы.
Основная часть должна содержать литературный обзор и анализ современной литературы по теме контрольной работы, современные научные достижения по рассматриваемой проблеме. Основную часть контрольной работы желательно делить на разделы и пункты. Разделы основной части могут делиться на пункты и подпункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию. По тексту контрольной работы обязательно должны быть ссылки на авторов, работы которых использованы при составлении контрольной работы. Ссылки на литературные источники следует указывать порядковыми номерами по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании. Оформление ссылок следует выполнять по ГОСТ 7.1.
Контрольная работа должна содержать 2-3 кратких вывода (или как минимум – «Заключение»), в которых должно быть отражено резюме по всему содержанию контрольной работы.
Список использованных литературных источников должен оформляться следующим образом: сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте контрольной работы и нумеровать арабскими цифрами с точкой. Заголовок "Список литературы" оформляется как раздел. Можно список литературы оформлять по алфавиту (по алфавиту перечисляются фамилии авторов), но тогда ссылки в тексте контрольной работы не будут последовательными. Список литературы должен содержать не менее 10-15 источников. В списке необходимо указать лишь те литературные научные труды, которые проработаны студентом и использованы при составлении и написании контрольной работы.
Для освоения материала и составления контрольной работы ниже рекомендуется достаточно большой список нормативно-правовых документов и ключевых литературных источников по безопасности жизнедеятельности.
Количество приложений не должно превышать 4-5. Приложения следует оформлять как продолжение текста в конце контрольной работы на ее последних страницах, располагая в порядке появления на них ссылок в тексте. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок.
Все страницы контрольной работы нумеруются. На каждой странице текста следует оставлять поля шириной 35 мм для замечаний и пометок преподавателя.
В конце работы следует указать дату выполнения работы.
Работа должна быть подписана студентом.
Выполненная контрольная работа отсылается или передается на кафедру для анализа и рецензирования преподавателем.
К экзамену или зачету (что зависит от учебных планов по специальностям) студенты допускаются только с зачтенной (условно зачтенной) контрольной работой.
Контрольная работа должна быть студентом защищена. Преподаватель может задавать студенту вопросы по теме работы, а также дополнительные вопросы, которые должны быть направлены, с одной стороны, на выявление глубины знаний по вопросам смежным с тематикой контрольной работы, с другой – на выявление знаний по темам, не охваченным в работе.
Контрольная работа может быть зачтена при условии, что она составлена и оформлена в соответствии с вышеприведенными правилами, а студент показал знания материала по контрольной работе, знания основного учебно-программного материала в требуемом объеме, а также знания основных современных терминов и определений по безопасности жизнедеятельности.
Контрольная работа может быть условно зачтена, если она соответствует всем вышеизложенным требованиям к составлению и оформлению, а студент допустил небольшие погрешности в ответах (непринципиальные ошибки), но он обладает достаточно большими знаниями по дисциплине.
Контрольная работа будет не зачтена и отправлена на доработку, если она не соответствует правилам составления и оформления, а студент не способен правильно ответить на вопросы по тематике контрольной работы и на дополнительные вопросы по пройденному учебно-программному материалу.
Темы для выполнения контрольной работы
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
1. Безопасность жизнедеятельности – наука о выживании.
2. Механизмы адаптации и акклиматизации в условиях перегревания и охлаждения.
3. Повышенное и пониженное атмосферное давление, их действие на организм человека, профилактика, травматизм.
4. Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Тяжесть и напряжённость труда. Статистические и динамические усилия.
5. Методы оценки тяжести труда. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности.
6. Возможности и задачи эргономики и инженерной психологии. Методы рациональной организации рабочего места, технической эстетики, требования к производственным помещениям.
7. Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда, меры по оптимизации труда женщин и подростков.
8. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование; их устройство.
9. Значение освещения. Естественное и искусственное освещение. Светильники, источники света. Расчёт освещения. Заболевания, травматизм при несоблюдении требования к освещению.
10. Понятие о техносфере как зоне действия опасностей повышенных и высоких уровней.
11. Одновременность воздействия техногенных опасностей на человека, природную среду и техносферу.
12. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды.
13. Классификацию негативных факторов: естественные, антропогенные и техногенные, физические, химические, биологические, психофизические; травмирующие и вредные зоны. Вероятность (риск) и уровни воздействия негативных факторов.
14. Виды и масштабы негативного воздействия объектов экономики на промышленные и селитебные зоны, на природную среду: выбросы и сбросы, твёрдые и жидкие отходы, энергетические поля и излучения, выбросы теплоты.
15. Образование смога, кислотных дождей, разрушение озонового слоя, снижение плодородия почвы и качества продуктов питания, разрушение технических сооружений.
16. Источники и уровни негативных факторов бытовой среды. Взаимосвязь состояния бытовой среды с комплексом негативных факторов производственной и городской среды.
17. Причины техногенных аварий и катастроф. Взрывы, пожары и другие чрезвычайные негативные воздействия на человека, и среду обитания.
18. Первичные и вторичные негативные воздействия в чрезвычайных ситуациях, масштабы воздействия.
19. Негативное воздействия вредных веществ на среду обитания. Допустимые уровни воздействия вредных веществ на гидросферу, почву, животных и растительность, конструкционные и строительные материалы.
20. Механические колебания. Виды вибраций и их воздействие на человека. Нормирование вибраций, вибрационная болезнь.
21. Постоянный и непостоянный шум. Действие шума на человека. Аудиометрия.
22. Инфразвук, возможные уровни, опасность.
23. Ультразвук, контактное и акустическое воздействие ультразвука.
24. Нормирование акустического воздействия.
25. Профессиональные заболевания от воздействия шума, инфразвука и ультразвука. Опасность их совместного воздействия.
26. Ударная волна, особенности её прямого и косвенного воздействия на человека. Воздействие ударной волны на человека, сооружения, технику, природную среду.
27. Электромагнитные поля.
28. Воздействие на человека статических электрических и магнитных полей, электромагнитных полей радиочастот.
29. Воздействие УКВ - и СВЧ–излучений на человека.
30. Нормирование электромагнитных полей.
31. Действие ИК-излучения на организм человека. Особенности электромагнитного импульса ядерного взрыва.
32. Действие УФ-излучения, его нормирование.
33. Ионизирующие излучения. Внешнее и внутреннее облучение. Их действия на организм человека. Поглощённая, экспозиционная, эквивалентная дозы, керма. Сравнительная оценка естественных и антропогенных излучений.
34. Нормы радиационной безопасности. Лучевая болезнь, другие заболевания. Отдалённые последствия. Воздействия ионизирующих излучений на среду обитания.
35. Электрический ток. Воздействия на человека.
36. Естественные системы человека для защиты от негативных воздействий.
37. Принципы определения допустимых воздействий вредных факторов на организм человека.
38. Вредные химические вещества, классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека, распределение и превращения вредного вещества, действие вредных веществ и чувствительность к ним человека.
39. Возможность комбинированного действия вредных веществ на организм.
40. Методы нормирования содержания вредных веществ: предельно допустимые, максимально разовые, среднесменные, среднесуточные концентрации.
41. Хронические отравления, профессиональные и бытовые заболевания при действии токсинов.
42. Понятие и величины риска. Остаточный риск – объективная предпосылка производственных аварий и катастроф. Вероятность возникновения аварий на производстве. Допустимый риск и методы его определения.
43. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций. Выбор вероятностей воздействия травмирующих и вредных факторов для типовой продукции и технологий.
44. Определение зон действия негативных факторов, вероятности и уровней их экспозиции при проектировании технологических процессов и технических средств.
45. Методы и способы снижения аварийной опасности за счёт повышения надёжности цепочки «проектирование–строительство–эксплуатация».
46. Методологические основы определения размеров и структуры зон поражения, очагов поражения, первичных и вторичных поражающих факторов при производственных авариях.
47. Методы защиты от токсичных выбросов.
48. Способы повышения электробезопасности в электроустановках.
49. Основы применения экобиозащитной техники.
50. Аппараты и системы очистки выбросов. Устройства для улавливания пылей, токсичных газов и паров, их номенклатура, принципиальные схемы, рекомендации по использованию.
51. Устройства для очистки и нейтрализации жидких отходов (масла, СОЖ, электролиты, травильные растворы). Методы чистки сточных вод.
52. Способы сбора, утилизации и захоронения твёрдых и жидких промышленных отходов. Радиоактивные отходы.
53. Выбор и применение СИЗ на производстве.
54. Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности.
55. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Фазы развития чрезвычайных ситуаций.
56. Поражающие факторы и источники чрезвычайных ситуаций природного характера.
57. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени.
58. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения.
59. Классификацию чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности.
60. Классификацию стихийных бедствий.
61. Радиационно опасные объекты (РОО). Радиационные аварии, их виды динамика развития, основные опасности.
62. Зонирование территорий при радиационной аварии или ядерном взрыве.
63. Нормы радиационной безопасности военного времени. Способы защиты от ионизирующих излучений.
64. Химически опасные объекты (ХОО), их группы и классы опасности. Общие меры профилактики аварий на ХОО. Прогнозирование аварий.
65. Пожароопасные и взрывоопасные объекты. Классифицирование взрывчатых веществ. Газовоздушные и пылевоздушные смеси. Ударная волна и её параметры.
66. Деление пожаров и промышленных объёктов по пожаробезопасности. Тушение пожаров.
67. Ядерный взрыв и его световое излучение как источник пожаров. Световой импульс ядерного взрыва и защита от него.
68. Способы прогнозирования радиационной обстановки.
69. Радиационный (дозиметрический) контроль, его цели и виды. Дозиметрические приборы, их использование.
70. Методы оценки радиационной обстановки по данным дозиметрического контроля и разведки.
71. Основные способы хранения и транспортировки химически опасных веществ.
72. Методы химического контроля и химической защиты. Способы защиты производственного персонала, населения и территорий от химически опасных веществ.
73. Приборы химического контроля.
74. Средства индивидуальной защиты, медицинские средства защиты.
75. Принципы прекращения горения. Огнетушащие средства, технические средства пожаротушения.
76. Понятие об устойчивости в ЧС. Устойчивость функционирования промышленных объектов в ЧС мирного и военного времени. Методы оценки защищённости производственного персонала.
77. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС.
78. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов.
79. Методы исследования устойчивости промышленного объекта.
80. Методики оценки физической устойчивости производственных зданий.
81. Способы повышения защищённости персонала. Мероприятия по повышению устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом.
82. Требования норм проектирования ИТМ ГО к гражданским и промышленным объектам.
83. Цель, задачи и структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
84. Территориальные подсистемы РСЧС. Функциональные подсистемы РСЧС. Уровни управления и состав органов по уровням.
85. Место Гражданской обороны, в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Принципы организации защиты населения в мирное и военное время.
86. Оборудование убежищ. Быстровозводимые убежища.
87. Простейшие укрытия. Противорадиационные укрытия. Укрытие в приспособленных и специальных сооружениях.
88. Организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций.
89. Координирующие органы, органы управления по делам ГО и ЧС, органы повседневного управления.
90. Задачи и структура ГО, руководство ГО, органы управления ГО, силы ГО, гражданские организации ГО. ГО на промышленном объекте.
91. Методы планирования мероприятий по гражданской обороне на объектах.
92. Мероприятия медицинской защиты при ЧС мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования в ЧС.
93. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ЧС. Состав неотложных работ. Основы управления АСНДР. Степени готовности сил, проводящих АСНДР.
94. Особенности проведения АСНДР при действии различных поражающих факторов. Управление силами при проведении АСНДР.
95. Цели, состав, назначение, организационные принципы проведения, привлекаемые силы при проведении АСДНР, способы их ведения.
96. Способы стимулирования безопасности деятельности.
97. Понятие об умственном труде, его особенности. Формы умственного труда.
98. Эмоциональные состояния работающего человека. Понятие об эмоциональном напряжении и стрессе в процессе труда.
99. Понятие об общей и фактической работоспособности. Фазы работоспособности.
100. Усталость, утомление и переутомление в процессе труда. Физическое, умственное и эмоциональное утомление.
101. Степени утомления и переутомления.
102. Психогигиенические мероприятия при утомлении в процессе труда.
103. Психические состояния в чрезвычайных состояниях.
104. Понятие об эргономике, технической эстетике и научной организации труда (НОТ).
105. Психологические аспекты производственного травматизма. Предрасположенность и подверженность человека к несчастным случаям.
106. Психологические причины совершения ошибок в процессе труда.
107. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах.
108. Чрезвычайные ситуации в законных и подзаконных актах.
109. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования постоянной готовности.
110. Экономический ущерб от производственного травматизма и заболеваний, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного происхождения.