Краткий очерк регионов мира.

Лекция 11 – 12.

Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.

Материк занимает 1/5 суши земного шара. По размерам (30,3 млн. км.2 — с островами) из всех частей света уступает только Азии. В состав региона входят 55 стран. Существуют несколько вариантов деления Африки на регионы. В школьном курсе предлагается де­лить Африку на 3 субрегиона: Северная Африка, Тропическая Аф­рика, ЮАР. В научной литературе наиболее принято пятичленное деление Африки, включающее Северную (страны Магриба, побе­режье Средиземного моря), Западную (северная часть Атлантиче­ского побережья и побережье Гвинейского залива). Центральную (Чад, ЦАР, Заир, Конго и др.), Восточную (расположена к востоку от Великих Африканских разломов), Южную.

В мире нет другого континента, который в такой же мере постра­дал бы от колониального гнета и работорговли, как Африка. Рас­пад колониальной системы начался в 50-х годах на севере конти­нента, последняя колония — Намибия была ликвидирована в 1990 г. В 1993 г. на политической карте Африки возникло новое государство — Эритрея (в результате распада Эфиопии). Под эгидой ООН на­ходятся Западная Сахара (Сахарская Арабская республика).

Для оценки ЭГП стран Африки можно использовать разные критерии. Один из основных критериев — разделяющий страны по наличию или отсутствию выхода к морю. Вследствие того, что Африка — самый массивный континент, ни на одном другом из них нет тако­го количества стран, расположенных вдали от морей. Большинст­во внутриконтинентальных стран являются наиболее отсталыми.

Африка освободилась от колониальной зависимости лишь в конце XX века. Сейчас на политической карте этого региона 55 стран, все они — суверенные государства.

По государственному строю преобладают республики, только три страны имеют монархическую форму правления: Марокко, Лесото и Свазиленд. Большинство стран Африки довольно крупные по территории.

Из особенностей экономико-географического положения стран Африки можно выделить:

- Отсутствие выхода к морю большинства государств;

- Выход на международные морские пути через Гвинейский залив и Средиземное море.

Африка чрезвычайно богата природными ресурсами. Главное ее богатство — полезные ископаемые. Регион занимает первое ме­сто в мире по запасам большинства видов минерального сырья. Здесь добываются нефть и газ (Ливия, Алжир, Нигерия), желез­ная руда (Либерия, Мавритания, Гвинея, Габон), марганцевые и урановые руды (Габон, Нигер), бокситы (Гвинея, Камерун), мед­ные руды (Заир, Замбия), золото и алмазы (ЮАР и страны За­падной Африки), фосфориты (Науру). Наиболее богата полезны­ми ископаемыми ЮАР. Здесь есть практически все виды мине­ральных ресурсов (за исключением нефти, газа и бокситов).

Страны Африки хорошо обеспечены водными ресурсами. Поми­мо них в Африке есть целая система озер (Виктория, Танганьи­ка, Ньяса). Однако размещены водные ресурсы неравномерно: в экваториальном поясе избыток влаги, в аридных областях реки и озера практически отсутствуют.

Земельными ресурсами страны Африки в целом хорошо обеспе­чены. Однако в результате эрозии из сельскохозяйственного оборота постоянно выбывает большое количество земель. Поч­вы Африки не очень плодородны, а, кроме того, требовательны к агротехнике.

По площади лесов Африка уступает только России и Латинской Америке. Леса занимают 10% всей площади региона. Это влаж­ные экваториальные леса. В настоящее время они подвергаются активной вырубке, что проводит к опустыниванию территории.

Агроклиматические ресурсы нельзя оценить однозначно, так как запасы тепла значительны, а увлажнение крайне неравномерно.

В последние годы повышается доля металлургии, машиностроения, химической промышленности. Однако набор видов продукции обрабатывающей промышленности пока очень узок, а предприятия тяжелой промышленности сконцентрирова­ны в небольшом числе стран: в Египте, Алжире, Марокко, Ниге­рии, Замбии, Заире и некоторых других. Еще одна отрасль эконо­мики, определяющая место Африки в мировом хозяйстве — сель­ское хозяйство. В нем занято до 90% населения отдельных стран.

Ведущая отрасль — растениеводство, в частности тропическое и субтропическое земледелие. Оно имеет экспортную направлен­ность и часто определяет монокультурную специализацию. На­пример: монокультура сельского хозяйства Сенегала — арахис, Эфиопии — кофе, Ганы — какао-бобы. Среди прочих экспорт­ных товаров выделяются финики, чай, натуральный каучук, сор­го, пряности, хлопчатник.

Главные экспортеры:

Хлопка — Египет, Судан, Чад, Мали, Танзания;

Кофе — Эфиопия, Ангола, Руанда, Кения, Уганда;

Какао-бобов — Гана, Кот-д'Ивуар, Нигерия;

Арахиса — Сенегал, Гамбия, Судан;

Оливкового масла — Тунис, Марокко.

Животноводство играет второстепенную роль и отличается малой продуктивностью.

Сельское хозяйство опирается на отсталую производственно-техническую базу. Слабое развитие ирригации приводит к засу­хам, а применение подсечно-огневого земледелия — к ухудше­нию земель, эрозии, опустыниванию.

Транспортная система Африки не развита. Транспортная сеть сформировалась в соответствии с интересами бывших колониза­торов для обеспечения вывоза экспортных товаров. Поэтому транспортные пути представлены "линиями проникновения", со­единяющими порт вызова с районами экспортной специализации (районом добычи сырья или районом тропического земледелия).

Вызов сырья требовал организации, прежде всего морского и железнодорожного транспорта. Морской транспорт продолжает играть ведущую роль в транспортной системе региона. Крупней­шие порты Африки: Александрия, Дакар, Алжир, Касабланка, Лагос, Дар-эс-Салам.

В последнее время получили развитие и другие виды транспор­та. Построено шоссе через Сахару, проложены крупные нефте- и газопроводы в Алжире и Ливии.

Из выше перечисленного следует, что в Африке еще сохраняет­ся колониальный тип отраслевой структуры хозяйства. Его ха­рактерные черты:

- Преобладание малотоварного, низкопродуктивного сельского хозяйства;

- Слабое развитие обрабатывающей промышленности;

- Неразвитость транспортной сети;

- Ограничение непроизводственной сферы торговлей и услугами.

Для территориальной структуры хозяйства стран региона харак­терны диспропорции в размещении хозяйства, отдельные очаги промышленности и высокотоварного сельского хозяйства.

На территории Африки можно выделить несколько субрегионов. Они различаются по своим географическим, природным и куль­турно — историческим особенностям. Экономическое райони­рование Африки пока не сложилось.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) — единственная страна Африки, относящаяся к группе развитых стран. По всем показа­телям экономического развития ей принадлежит в Африке пер­вое место. На ее долю приходится 25% ВВП и 40% объема про­мышленного производства. В основе экономики — горнодобы­вающая промышленность. ЮАР занимает первое место в мире по добыче золота, второе — по добыче алмазов и третье — по добыче урановых руд. Высокое развитие получили металлургия и машино­строение.

Монокультурная специализация и низкий уровень экономического развития государств Африки проявляются в незначительной доле в ми­ровой торговле и в огромном значении, которое имеет внешняя торговля для самого континента. Так, на внешние рынки поступа­ет более 1/4 ВВП Африки, внешняя торговля обеспечивает до 4/5 госу­дарственных поступлений в бюджет африканских стран.

Около 80 % торгового оборота континента приходится на разви­тые страны Запада.

Лекция 13 – 14.

Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.

Зарубежная Азия занимает площадь 27 млн. км2. На её территории проживает около 60% населения мира (3,1 млрд. чел.). Регион Зару­бежной Азии очень разнообразен: страны, занимающие огромные территории: Китай, Индия, Монголия и маленькие страны: Маль­дивская республика, Бахрейн, Израиль. В этот регион входят ост­ровные (Индонезия, Япония), полуостровные (Индия, Малайзия) и континентальные (Монголия, Иран) государства.

Страны Зарубежной Азии крайне различны как по природным ус­ловиям, так и по государственному устройству, уровню социаль­но-экономического развития.

В настоящее время более чем 40 суверенных государств, образую­щих регион, можно разделить:

1. по формам правления — на республики (Турции, Китай, Индоне­зия) и монархии (Непал, Бутан, Япония);

2. по административно-территориальному устройству федеративные (Малайзия, Индия, ОАЭ) унитарные (Китай, Филиппины, Сирия) государства.

Почти все страны региона относятся к группе развивающихся стран (кроме Японии и Израиля), однако показатели, характери­зующие уровень их социально — экономического развития, раз­личны. Например, национальный доход на душу населения со­ставляет в Кувейте — 20 тыс. в год, а в Афганистане — 200 — 300 долл. в год.

Страны Зарубежной Азии сильно различаются по географическо­му положению, но можно выделить три основные особенности экономико-географического положения.

Соседское положение, которое объединяет страны Зарубежной Азии и, с одной стороны, создаёт возможности для развития интеграционных процессов, а с другой обостряет международные отношения, поскольку в этом регионе немало острых политических конфликтов, в том числе по­граничных. Например, проблема границы Афганистана и Пакистана, ситуация в пограничном штате Пенджаб в Индии, израильско-палестинский конфликт.

Приморское положение ряда стран, обеспечивающее выход к морям Тихого (Китай, Япония, Корея), Индийского (Индия, Мьянма, Индонезия) и Атлантического (Турция, Кипр, Ливан) океанов.

Глубинное положение ряда стран, являющееся отрицательным фактором для их экономического развития (Афганистан, Монголия, Бутан).

В приделах обширной территории зарубежной Азии можно выде­лить четыре субрегиона, отличающихся большим географическим своеобразием.

Природно-ресурсный потенциал региона огромен. Однако разме­щены ресурсы неравномерно, что обусловливает и неравномер­ность в размещении населения и хозяйства. Главное богатство Азии - полезные ископаемые:

нефть (области Персидского залива и Месопотамского прогиба (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Катар), а также Индонезия, Майями, шельфовая зона окраинных морей Вос­точной и Юго-Восточной Азии);

каменный уголь (Китай, Индия);

железная и марганцевые руды (Индия);

хромовые руды (Турция, Индия, Филиппины);

оловянные руды (Майями, Таиланд, Малайзия);

медные и никелевые руды (Иордания).

Велики ресурсы внутренних вод. Однако размещены они крайне неравномерно. Наиболее густая речная сеть в Южной и Юго-Восточной Азии. Огромные пространства Центральной и Юго-Западной Азии — засушливы.

Агроклиматические ресурсы характеризуются большими запаса­ми тепла с недостатком влаги во многих районах, поэтому в Азии с древних времен используется искусственное орошение. Почвы не отличаются высоким плодородием, исключение состав­ляют аллювиальные почвы речных долин.

Лесные ресурсы представлены влажно-тропическими лесами Юго-Восточной Азии. Здесь сохранились ценные породы деревь­ев: красное, железное, сандаловое, камфорное.

Многие страны обладают значительными рекреационными ресур­сами как природными, так и антропогенными.

Население стран Зарубежной Азии характеризуется тремя глав­ными особенностями:

- быстрыми темпами роста численности;

- сложным этническим составом;

- неравномерностью размещения.

Воспроизводство населения характеризуется высоким естествен­ным приростом, составляющим более 20 человек на 1000 чел. В год. Такой прирост населения называется «демографическим взрывом». Исключение составляют Япония и Китай, которым с помощью радикальных мер демографической политики удалось сократить естественный прирост населения. В настоящее время наибольший прирост наблюдается в арабских странах.

Этнический состав население стран Азии очень сложен. Здесь проживает более 1000 народов, говорящих почти на 600 языках, принадлежащих к 9 языковым семьям. Наиболее многочисленны китайцы, хиндустани, бенгальцы, бухарцы, японцы. Есть и мало­численные народы, проживающие рассеянно в горных местно­стях.

Большинство стран — многонациональны. Например, в Индии и Индонезии проживает по 150 народов, на Филиппинах — 100, во Вьетнаме — более 50.

Сложен также и религиозный состав населения. Зарубежная Азия — родина трех мировых религий: христианство, ислама и буддиз­ма. При этом в странах Азии распространено множество разнооб­разных религиозных верований.

На почве этнических и религиозных противоречий возникает не мало конфликтов.

Размещение населения характеризуется крайней неравномерно­стью, что обусловлено природными причинами. Наиболее заселе­ны приморские территории, долины и дельты рек, здесь плот­ность населения превышает тысячу человек на 1км2. Крайне низ­кая плотность населения — до 1 человека на 1км2 — в пустын­ных и высокогорных районах.

Наибольшая плотность населения среди стран региона в Бангла­деш — более 800 человек на 1км2. Большое влияние на размеще­ние населения в настоящее время оказывает урбанизация. Растет число городов миллионеров. В Токио, Пекине, Сеуле, Шанхае, Джакарте, Бомбее число жителей превышает 10 млн. чел. На юге Японии сформировался мегаполис Токайдо, объединивший агло­мерации Токио, Нагоя, Осака с населением около 60 млн. чел.

Сельское население в основном живет в деревнях, для жителей пустынь Монголии, Афганистана характерен кочевой образ жизни.

По уровню развития хозяйства, его отраслевой и территориальной структуре страны Азии существенно отличаются друг друга. Осо­бенно ярко эти различия проявляются в промышленности, по уровню развития которой можно выделить шесть групп стран:

1. Япония — один из центров мировой экономики. Промышленность специализируется на выпуске стали, легковых автомобилей, мор­ских судов, электроники, радиотехники, промышленных роботов.

2. Китай и Индия – ключевые страны.

3. Новые индустриальные страны: Республика Корея, Тайвань, Син­гапур, Гонконг, а также Малайзия и Таиланд.

4. Нефтедобывающие страны Персидского залива.

5. Страны с развитой горнодобывающей или лёгкой промышленно­стью: Монголия, Вьетнам, Шри-Ланка, Афганистан, Бангладеш.

6. Наименее развитые страны, в которых современная промышлен­ность практически отсутствует (Лаос, Камбоджа, Непал, Бутан, Йемен).

В сельском хозяйстве выделяется семь типов сельскохозяйствен­ных районов:

1. рисосеяния — территории муссонного климата восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, в долинах рек Янцзы, Сицзян, Меконг, Иривади, Ганг, Брахмапутра;

2. чаеводства — Шри-Ланка, Китай, Япония, Индия;

3. тропического земледелия — влажные тропики Индонезии и Ма­лайзии;

4. ирисовидных культур — сухие территории Южной и восточной Азии;

5. выращивание пшеницы — от северного Китая до Ирана и Турции;

6. субтропического земледелия — побережье Средиземного моря;

7. пастбищного животноводства — пустынные районы Центральной Азии (Монголия, Афганистан).

Разнообразие стран Азии в отраслевой структуре хозяйства хоро­шо проявляется при сопоставлении четырёх субрегионов.

Транспортная система Зарубежной Азии развита слабо. Исклю­чением является Япония, которая при небольшой территории занимает одно из лидирующих мест по длине транспортных пу­тей. В других странах наибольшее значение имеет автомобиль­ный транспорт, а в Юго-Западной Азии — трубопроводный.

Важнейшее значение в перевозках грузов имеет морской транс­порт. Именно он определил развитие Сингапура и Гонконга. Морской транспорт играет решающую роль в соответствии свя­зей стран Азии с другими регионами мира, прежде всего с Евро­пой.

Лекция 15 – 16.

Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.

Латинская Америка — историко-географический регион, для вы­деления которого послужили особенности колонизации. Стра­ны Латинской Америки в большинстве своем — колонии Испа­нии и Португалии с XVI до ХIХ вв. Прибывающие из метрополий эмигранты привнесли на эту территорию языки романской груп­пы. В настоящее время Латинская Америка это 46 стран и терри­торий, из них 33 — суверенные государства, расположенные к югу от США и расположенные в пределах материка Южная Америка. Страны сильно различаются по площади, среди них есть очень большие (Бразилия), крупные и средние (Мексика, Аргентина, Перу), небольшие (Гайана, Никарагуа, Гондурас) и совсем маленькие (Сент-Винсент и Гренадины, Барбардос, До­миника).

Главными особенностями экономико-географического положе­ния Латинской Америки являются:

- близость США, но при этом большое удаление от других регио­нов:

- приморское положение стран (кроме Боливии и Парагвая);

- «притяжение» морских трасс Панамским каналом.

Латинская Америка — чрезвычайно богатый в природном отно­шении регион.

Прежде всего, это разнообразные полезные ископаемые, что объ­ясняется сложным тектоническим строением территории. Здесь обнаружены богатые месторождения:

медных руд (40% мировых запасов);

железных, оловянных руд и бокситов (25%);

нефти (20%);

серы, ртутных руд и серебра (30%);

ниобия, лития, бериллия, молибдена (более50%);

а также золота, марганцевых руд, каменного угля.

Среди возобновляемых ресурсов выделяются:

земельные ресурсы (по размерам земельного фонда на душу насе­ления страны Латинской Америки уступают лишь Австралии и СНГ).

водные ресурсы (Амазонка — самая многоводная река в мире; здесь протекают также Парана и Ориноко);

лесные ресурсы (это влажные экваториальные леса- сельва, об­щая лесная площадь — наибольшая в мире, леса составляют бо­лее 50%);

агроклиматические ресурсы (позволяющие выращивать теплолю­бивые многолетние культуры).

Одной из важнейших проблем стран Латинской Америки стало нерациональное использование природных ресурсов.

Характерной особенностью населения региона является слож­ность его этнического состава, который исторически сложился из:

1. коренных жителей — индейцев;

2. потомков переселенцев из Европы (прежде всего Испании и Пор­тугалии);

3. африканцев, предки которых были завезены в XVI веке для работы на плантациях;

4. потомков смешанных браков - метисов, мулатов, самбо.

Подавляющее большинство стран этого региона — многонацио­нальное. Наиболее однородны по национальному составу Арген­тина, Уругвай и Чили (переселенческие, «белые» страны), а наи­большая доля коренного индейского населения в Боливии (63%) и Гватемале (54%).

В отличие от этнического, религиозный состав населения одноро­ден. Основная его часть исповедует католицизм, ставший офици­альной религией со времён колонизации.

Страны Латинской Америки относятся ко второму типу воспроиз­водства населения и характеризуются высоким естественным приростом. Это оказывает влияние на возрастную структуру на­селения, в котором значительная доля принадлежит молодёжи и детям.

Характерные черты размещения населения:

1. это один из наименее заселённых регионов мира (средняя плот­ность населения 20 чел/км2);

2. ярко выражена неравномерность расселения;

3. большой процент населения живёт в условиях высокогорья;

4. уровень урбанизации населения в больших городах (Мехико - крупнейшая агломерация мира, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу. Рио-де-Жанейро).

Страны Латинской Америки относятся к развивающимся и зани­мают подчинённое положение в международном географическом разделении груда, выступая поставщиком многих видов сырья для развитых стран. При этом среди всех развивающихся стран они стоят впереди по уровню индустриализации, давая половину всей промышленной продукции развивающегося мира. Хотя в экономике основная роль традиционно принадлежит добываю­щим отраслям, в последнее время возрастает удельный вес пред­приятий обрабатывающей промышленности.

Среди отраслей горнодобывающей промышленности ведущее место принадлежит нефтяной (80% стоимости) и медное добыче.

По добыче нефти лидирует Венесуэла и Мексика, меди — Чили, железной руды — Бразилия. Страны этого региона отличаются широким перечнем добываемых ресурсов.

Среди отраслей обрабатывающей промышленности динамично развиваются химическая промышленность, чёрная металлургия, машиностроение, производство строительных материалов. Наи­большая доля обрабатывающей промышленности приходится на три страны: Бразилию, Мексику, Аргентину. Здесь сконцентрированы современные предприятия следующих отраслей:

в Бразилии — микроэлектроника, аэрокосмическая промышлен­ность, автомобиле-, судо-, авиастроение;

в Мексике — электротехника и электроника, приборостроение;

в Аргентине — автомобилестроение.

Доля традиционных отраслей — текстильной, пищевой, кожевенно-обувной — постепенно снижается. Однако эти отрасли не утрачивают своего значения и продолжают оставаться отрасля­ми специализации: сахарная и обувная промышленность — в Бразилии, мясохладобойная — в Аргентине, Уругвае.

Размещение промышленных предприятий характеризуется мо­ноцентрической структурой с единым промышленным центром, в котором производится 50-80% промышленной продукции страны. Такими центрами, как правило, являются столицы госу­дарств.

Сельское хозяйство стран Латинской Америки представлено двумя секторами:

высокотоварное, в основном плантационное, хозяйство с моно­культурной специализацией ряда стран (выращивание кофе, ба­нанов, сахарного тростника) и интенсивное пастбищное ското­водство:

потребительское, малотоварное сельское хозяйство (выращивание кукурузы, маниоки, фасоли, овощей, картофеля).

Большая часть сельскохозяйственной продукции экспортируется — кофе, бананы, соя, какао, пшеница, рис, сахарный тростник.

Однако средний уровень развития сельского хозяйства невысок. Особенностью сельского хозяйства Латинской Америки является сохранение старых форм землевладения и землепользования. Транспорт региона развит недостаточно. Многие территории со­всем лишены современных дорог. Обеспеченность региона транс­портной сетью в целом низкая.

Железные дороги имеют большую протяжённость, но слабо осна­щены технически и имеют низкую пропускную способность.

Наиболее развит автомобильный транспорт. Важными магистраля­ми являются Панамериканское шоссе (от границ США до Буэнос-Айреса) и Трансамазонская магистраль. Большое значение имеет морской транспорт, обеспечивающий межконтинентальные и внутрирегиональные перевозки.

Международный туризм наибольшее развитие приобрёл в Мекси­ке и на островах Вест-Индии.

В целом можно сказать, что Латинская Америка занимает промежуточное поло­жение между развитыми и развивающимися странами, т.к. она занимает первое место по объему обрабатывающей промышленно­сти (среди развивающихся стран), причем обрабатывающая про­мышленность обгоняет горнодобывающую. Многие страны Латинской Америки играют важную роль в мировом экспорте сельскохозяйственной продукции. Наиболее высокого уровня развития в регионе достиг­ли Бразилия, Мексика и Аргентина.

В результате проведенных в 80 — 90-х годах в большинстве стран региона социально-экономических реформ в Латинской Америке произошли ощу­тимые изменения: увеличение темпов экономического роста, сдер­живание инфляции, диверсификация экспорта, расширение внеш­неэкономических связей.

Лекция 17 – 18.

Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы. Западная Европа является историко-географическим регионом. Это более 20 стран, отли­чающихся историческим, экономическим, природным, социаль­ным и культурным своеобразием.

Экономико-географическое положение Западной Европы опреде­ляется двумя основными чертами:

1. приморским положением, способствующим развитию межконти­нентальных связей, ввозу топливных и сырьевых ресурсов из раз­вивающихся стран;

2. соседским положением стран региона по отношению друг к дру­гу, способствующим развитию интеграционных процессов.

Природные условия Западной Европы в целом благоприятны для развития хозяйства. Природные ресурсы достаточно разнообраз­ны, однако они в основном освоены и истощены, что ставит реги­он в зависимость от импорта природного сырья.

Это в первую очередь касается минеральных ресурсов, которые не обеспечивают полностью потребности промышленности. В размещении минеральных ресурсов можно выделить следующие закономерности:

в северной части региона распространены рудные полезные иско­паемые (железорудные бассейны в Лотарингии (Франция), Кируне (Швеция);

руды цветных металлов в Финляндии, Норвегии, Германии, Франции;

топливные ресурсы (Североморский нефте­газоносный бассейн; Рурский и Саарский угольные бассейны в Германии, Уэльский — в Великобритании);

в южной части преобладают рудные полезные ископаемые (хромовые, медные, полиметаллические, ртутные руды в Испа­нии, Италии, Греции, бокситы во Франции).

Водные ресурсы Западной Европы размещены неравномерно. Се­верные и западные части региона обеспечены ими в значительно большей степени, чем южные. Крупные реки: Дунай, Рейн, Луара, Сена, Темза, Майн и др. Реки в Скандинавии. Альпах и Пи­ренеях богаты гидроэнергетическими ресурсами. Почвы разнообразны и плодородны.

Лесные ресурсы сохранились в основном на севере региона — это хвойные леса. На остальной территории леса вырублены и занимают не более 30 % площади. На их месте сформировались
антропогенные ландшафты (вторичные леса).

Рекреационные ресурсы наиболее широко представлены в Испа­нии. Италии. Греции. Франции. Швейцарии.

Население Западной Европы составляет более 300 млн. человек.

Большинство населения принадлежит индоевропейской языко­вой семье, причем север региона заселен представителями гер­манской языковой группы (немцы, голландцы, шведы, англича­не и др.), а юг — романской группы (итальянцы, французы, ис­панцы и др.).

Во всех странах Западной Европы господствующей религией остается христианство, при этом в северных странах преоблада­ет протестантство, в южных — католицизм.

Демографическая ситуация характеризуется низким уровнем рождаемости и низким естественным приростом (в некоторых странах он равен нулю или отрицательный), общие тенденции «старение» населения. В последние годы особенно ярко сниже­ние естественного прироста выражено в Германии, Италии, Да­нии, Греции, Испании.

В настоящее время Западная Европа является регионом трудо­вой эмиграции из стран Северной Африки, Центральной Амери­ки, Индии и Пакистана. Главные страны эмиграции: Франция, Германия, Великобритания, Швейцария.

Западная Европа — самый урбанизированный регион мира. До­ля городского населения в Великобритании, Бельгии, Нидерлан­дах превышает 80%. Характерной чертой урбанизации Западной Европы можно назвать концентрацию населения в больших го­родах. Здесь расположено около 40 городов — миллионеров. Крупнейшие городские агломерации — Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская.

Западная Европа является центром мирового хозяйства. Она за­нимает лидирующие позиции по объемам промышленного и сельскохозяйственного производства. Здесь производится около 1/3 промышленной продукции всех развитых стран. В мировой торговле на нее приходится около половины суммированного товарооборота.

Экономическую мощь региона определяют четыре страны: Гер­мания, Франция, Великобритания и Италия, лидирующее поло­жение среди них имеет Германия. Среди других стран Западной Европы значительный вес имеют Испания, Нидерланды, Швей­цария, Бельгия, Швеция.

Западная Европа — крупнейший финансовый центр мира, а роль «финансовых столиц» играют Лондон и Цюрих.

90-е годы XX века ознаменованы возникновением в Западной Европе единого экономического пространства в составе двадца­ти стран Европейского Союза и семи стран Европейской ассо­циации свободной торговли, что в настоящее время способству­ет еще более интенсивному развитию экономики европейских стран.

«Лицом» Западной Европы в международном географическом разделении труда является промышленность, и в первую оче­редь ее ведущая отрасль — машиностроение. На эту отрасль приходится около 1/3 стоимости всей промышленной продук­ции. Машиностроение Западной Европы представленных мно­жеством подотраслей. Здесь выпускаются практически все виды машиностроительное продукции, особо выделяется производство станков, оптики, электротехники и радиоэлектроники, автомоби­лей.

Ориентация машиностроения на научную базу, трудовые ресурсы и инфраструктуру привела к тому, что эта отрасль размещается преимущественно в крупных городах и агломерациях. При этом машиностроение представлено практически во всех крупных го­родах, поэтому ярко выраженных территориальных узлов не сло­жилось.

Западная Европа остается лидером и в химической промышлен­ности. Главный производитель химической продукции — Герма­ния.

Многие страны имеют в этой отрасли четкую специализа­цию: Германия — производство красителей и пластмасс, Фран­ция — синтетического каучука, Бельгия — минеральных удобре­ний, Швейцария — фармацевтики.

В размещении химической промышленности в последнее время произошли изменения, связанные с ее переориентацией на угле­водородное сырье (нефть и газ), ввозимые из развивающихся стран морским путем. Поэтому крупные нефтехимические ком­бинаты возникли в устьях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы. Крупней­шие комбинаты построены в Роттердаме и Марселе. Старые хи­мические предприятия размещены в районах добычи калийных солей, каменного и бурого угля. (Германия, Франция).

Топливно-энергетическая промышленность Западной Европы ба­зируется на нефти и газе, (собственных и импортируемых) и угле. Доля угля в топливно-энергетическом балансе очень велика, но имеет тенденции к сокращению. На нефти, газе и угле ТЭС, доля которых особенно значительна в Германии, в Великобритании, Нидерландах. Роль ГЭС особенно века в Норвегии, Швеции, Швейцарии; АЭС — во Франции, Бельгии, Великобритании, Гер­мании.

Металлургия - одна из самых старых отраслей промышленности Западной Европы. Наиболее старая металлургическая база сфор­мировалась в странах обладающих запасами коксующегося угля или железной руды. Германия, Франция, Великобритания, Испа­ния, Бельгия, Люксембург — главные производители черных ме­таллов. Во второй половине XX века металлургические комбина­ты стали ориентироваться на импорт железной руды и металлоло­ма, что привело к размещению предприятий вблизи морских пор­тов (комбинаты в Таронто в Италии). Цветная металлургия пред­ставлена, прежде всего, выплавкой алюминия, который произво­дится в районах добычи бокситов (Франция, Италия, Греция), а также выработке дешевой электроэнергией (Норвегия, Швейца­рия, Германия, Австрия). Медная промышленность наиболее раз­вита в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Италии. Лесная промышленность является отраслью специализации Шве­ции и Финляндии.

Традиционная отрасль Западной Европы — легкая промышлен­ность. Важную роль играют старые текстильные районы в Вели­кобритании, Франции, Бельгии, Италии. Швейная отрасль разви­та в большинстве стран Западной Европы (особенно в Португа­лии и Франции), обувная — в Италии и Испании.

Характерные особенности промышленности Западной Европы является специализация некоторых стран на производстве от­дельных видов продукции: часов — Швейцария, парфюмерии — Франция и т.п.

Сельское хозяйство стран Западной Европы высокотоварное и полностью обеспечивает потребности населения в продуктах пи­тания, а также позволяет экспортировать свою продукцию. В соответствии с природными и историческими условиями в За­падной Европе сложилось три типа сельского хозяйства.

Североевропейский тип — Скандинавия, Финляндия, Великобри­тания — преобладание интенсивного молочного скотоводства. Растениеводство ориентировано на выращивания кормовых куль­тур и серых хлебов.

Среднеевропейский тип — Центральная Европа — преобладание молочно-мясного скотоводства, свиноводства и птицеводства. Рас­тениеводство ориентировано на основные продовольственные и кормовые культуры.

Южно-европейский тип — Средиземноморье — преобладание растениеводства: зерновое хозяйство, виноградарство, садоводст­во (цитрусовые, фрукты), а также выращивание оливок, миндаля, табака, эфиромасличных культур.

Транспортная система в Западной Европе хорошо развита. По обеспечению транспортной сетью Западная Европа занимает пер­вое место в мире. Характерные особенности западноевропейской региональной транспортной системы:

- густота и сложная конфигурация транспортной сети;

- небольшая дальность перевозок;

- высокая доля международных и транзитных перевозок;

- повышение доли автомобильного транспорта и снижение доли железнодорожного;

- существование крупных транспортных узлов в т.ч. морские, портово-промышленные комплексы (Лондон, Гамбург. Роттердам, Антверпен, Гавр);

- большое значение речных путей (Рейн, Дунай);

- развитие паромного сообщения (по Балтийскому, Северному и Средиземному морям).

В территориальной структуре хозяйства и расселения Западной Европы выделяется следующие основные элементы.

Высокоразвитые районы, входящие в «Центральную ось разви­тия», где сконцентрированы новейшие отрасли промышленности: Большой Лондон, Большой Париж, Южный район Германии (с центрами Штутгарт и Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан - Турин-Генуя).

Старопромышленные районы с преобладанием старых базовых отраслей, возникших преимущественно на базе каменноугольных бассейнов: Рурский в Германии; Ланкашир, Йоркшир, Южный Уэльс в Великобритании; Эльзас и Лотарингия во Франции.

Отсталые аграрные районы: юг Италии, запад Франции, центр и юго-запад Испании. Португалия. Греция.

Лекция 19 – 20.

Экономико-географическая характеристика стран Вос­точной Европы.

Восточная Европа включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Словению, Хорватию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Албанию, а также Литву, Лат­вию и Эстонию.

Страны этого региона имеют немало общего в историческом и со­циально-экономическом развитии. После Второй мировой войны их объединила принадлежность к социалистической системе хозяйст­ва, что обусловливало устойчивые экономические связи друг с дру­гом и СССР. Большинство из них входило в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и политический блок Варшавского договора.

В настоящее время в этих странах происходит радикальные эконо­мические преобразования, в результате которых расширились их связи с развитыми странами Западной Европы.

До последнего времени остается крайне напряженной политическая обстановка в странах Восточной Европы. В результате военных действий в значительной степени пострадало хозяйство стран — бывших республик Югославии.

Страны Восточной Европы представляют собой единый территори­альный массив, протянувшийся от Балтики до Черного и Адриати­ческого морей. Главными особенностями экономико-географического положения стран Восточной Европы являются:

- приморское положение большинства государств;

- возможность выхода в море по Дунайскому водному пути для стран, не имеющих прямого выхода к морю (Венгрии, Словакии);

- соседское положение стран по отношению друг к другу;

- транзитное положение на пути между странами Западной Европы и странами СНГ.

Все эти особенности создают хорошие предпосылки для развития интеграционных процессов.

Природные предпосылки для развития хозяйства стран Восточной Европы также достаточно благоприятны, хотя и имеет место опре­деленный дефицит природных ресурсов.

Прежде всего, это касается минеральных ресурсов. Обеспечен­ность ими невелика. Основные запасы сосредоточены:

каменный уголь — в Польше (Верхне-Силезский бассейн) и в Че­хии (Остравско-Карвинский бассейн);

нефть и газ — в Румынии;

гидроэнергоресурсы — в Болгарии, Македонии;

железная руда — в Румынии, Словакии, а также на территории стран бывшей Югославии;

медь — в Польше, Румынии, Болгарии;

бокситы — в Венгрии;

хромиты — в Албании;

горючие сланцы — в Эстонии;

сера и калийные соли — в Польше и Румынии. Плодородные почвы размещены на равнинах стран Восточной Ев­ропы, прежде всего на Среднедунайской низменности. В сочета­нии с благоприятными агроклиматическими ресурсами они явля­ются хорошей основой для развития сельского хозяйства (за ис­ключением стран Балтии агроклиматические ресур­сы недостаточны).

Водные ресурсы представлены крупными речными системами: Дунай, Висла, Одер и др.

Обеспеченность лесными ресурсами в целом недостаточна для развития лесного хозяйства, основная часть их приходится на вто­ричные смешанно-широколиственные леса. Лишь в странах Бал­тии хвойные леса имеют промышленное значение.

Широко представлены природно-рекреационные ресурсы. К ним относятся, прежде всего, прибрежья Черного, Адриатического и Балтийского морей, озеро Балатон в Венгрии, Татры в Чехии.

Численность населения стран Восточной Европы составляет при­мерно 130 млн. человек. Наибольшую численность населения имеет Польша (38,4 млн. чел.), наименьшую — Эстония (1,5 млн. чел.).

Демографическая ситуация характеризуется низким уровнем рож­даемости и естественного прироста, исключение составляет Алба­ния (естественный прирост населения составляет 20 человек на 1000 жителей). В других странах естественный прирост не превышает 5-б человек на 1000 жителей (в Чехии и Словакии практи­чески равен нулю, а в Венгрии и Болгарии наблюдается убыль насе­ления). Для стран Восточной Европы характерны высокие показате­ли младенческой смертности. Отличительная черта этнического со­става — преобладание славянских народов. Из других народов наи­более многочисленны румыны, албанцы, венгры, литовцы. Наибо­лее однородны по национальному составу — Польша, Венгрия, Ал­бания, Литва.

Уровень урбанизации достаточно высок и составляет 50 — 60%.

Хозяйство стран Восточной Европы не представляет единого цело­го. Различаются не только уровни развития и структура, но и на­правления решения экономических вопросов и размещение по тер­ритории.

Энергетика стран этого региона ориентированна в основном на уголь, что связанно с наличием крупных бассейнов. Для региона характерно также развитие гидро- и атомной энергетики (АЭС «Козлодуй» в Болгарии и ГЭС «Железные ворота» на Дунае).

Цветная металлургия ориентируется на собственное сырьё, черная — на привозное. Поэтому предприятия черной металлургии распо­ложены в крупных транспортных узлах и портах.

Машиностроение в странах Восточной Европы достаточно разнооб­разно. Металлоемкое машиностроение — в Польше, Румынии. Электротехника — в Венгрии, Болгарии, Латвии. Наиболее широ­кий набор отраслей в Чехии.

Химическая промышленность не получила широкого развития.

Наиболее известна фармацевтическая промышленность Венгрии.

Легкая промышленность отличается многообразием отраслей. Отраслями международной специализации стали: производство стекла в Чехии, изделий из кожи в Болгарии, парфюмерии и спортивного инвентаря в Польше.

Особенностями сельского хозяйства является то, что каждая страна отличается своей спецификой. В целом преобладает рас­тениеводство, исключение - Эстония, Латвия, Литва, где развито свиноводство и молочное скотоводство. В Румынии, Болгарии, Венгрии развито горно-пастбищное овцеводство.

Отрасли растениеводства представлены следующим образом:

рожь, картофель (Польша, Эстония, Латвия);

садоводство, виноградорство (Болгария, Албания, Югославия, Венгрия);

кукуруза, овощи (Румыния, Болгария, Венгрия);

субтропические культуры (страны Адриатического побережья).

Наиболее высокие урожаи пшеницы в Венгрии, Чехии, Слова­кии, Болгарии.

В транспортной структуре преобладает железнодорожный транс­порт. Высоко развит и автомобильный. Максимальное развитие морского связано с наличием незамерзающих портов: Варна, Клайпеда, Гданьск, Бургас. В развитии речного транспорта глав­ную роль играет Дунайский водный путь.

Все страны Восточной Европы можно разделить на три группы:

центральная (не имеют выхода к морю) — Чехия, Словакия, Венгрия;

северная (имеют выход к Балтийскому морю) — Польша, Лат­вия, Литва, Эстония;

южная(имеют выход к Черному и Адриатическому морю) — Румыния, Болгария, Албания, страны на территории бывшей Югославии (кроме Македонии).

Литература

1. «География» : учебник для студ. образоват. учрежд.сред. проф. образования; под ред. Е. В. Баранчикова. – 12 – изд., стер. – М.: Издательский центр « Академия», 2012.

2. «География»: учебник для профессий и специальностей социально – экономического профиля; под ред. Е.В. Баранчикова. – 4-е издание, стереотипное – М.: Издательский центр «Академия», 2013. Регистрационный номер лицензии 468 от 02 июля 2009г. ФГУ «ФИРО».

Дополнительная литература

1. Алисов П.В.. Хореев Б.С. Экономическая и социальная геогра­фия мира: Учебник для вузов.- М.: Гардарики. 2000.

2. Гладкий Ю.Н.. Соколов О.В., Файбусович Э.Л. Экономическая и социальная география: Пособие для поступающих в вузы.- М.: Просвещение 2000.

3. Любимов И.М. Общая политическая, экономическая и социаль­ная география: Учебное пособие. - М.: Гелеос АРВ. 2001.

4. Максаковский В.П. Географическая картина мира: книга 1: об­щая характеристика мира.- М: Дрофа. 2003.

5. Максаковский В.П. Географическая картина мира: книга 2: общая характеристика мира.- М: Дрофа, 2003.

6. Атласы социальной и экономической географии мира, для 10-11 классов. Издательства Министерства геодезии и картографии России, 2015 г.

http://window.edu.ru/

Федеральный российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru  

Для заметок:

Наши рекомендации