Контакты с потребителями товаров
Служба управления маркетингом фирмы определяет целевой рынок, однако она не может его контролировать. Единственно, что она способна сделать, это вовремя прореагировать на ту или иную реакцию потребителей данного товара. Чтобы быть подготовленным к такой реакции работникам службы управления маркетингом следует постоянно встречаться с потенциальными покупателями и выяснять, чем было обусловлено приобретение того или иного товара. Необходимо также установить, кем и когда было принято решение о покупке, каковы мотивы приобретения товаров, как часто покупки совершаются.
Взаимоотношения с поставщиками
Производство и потребление товаров является составной частью единого, непрерывно повторяющегося процесса воспроизводства.
Двумя другими составными частями этого процесса являются распределение и обмен. Между указанными четырьмя фазами процесса воспроизводства существует тесная взаимосвязь, они находятся в постоянном диалектическом единстве. Поэтому более полное удовлетворение потребностей населения в необходимых товарах может быть достигнуто лишь при эффективном осуществлении всех фаз общественного воспроизводства.
Взаимодействие с посредниками
В процессе общественного воспроизводства различные предпринимательские структуры призваны обеспечить решение задач, связанных с удовлетворением потребностей населения в необходимой продукции и обусловленных существующим между ними разделением труда.
В теории маркетинга обычно в качестве посредников рассматриваются отдельные физические лица или самостоятельные предприятия, обеспечивающие доставку необходимых товаров от производителей к покупателям:
• торговые посредники:
• фирмы, организующие передвижение, складирование и хранение товаров;
• фирмы, оказывающие маркетинговые услуги;
• финансово-кредитные учреждения. В своей практической деятельности посредники решают следующие основные задачи:
• выявляют целевые рынки сбыта;
• обеспечивают складирование, хранение и транспортирование товаров;
• содействуют проведению переговоров и передаче права собственности на товары;
• обеспечивают получение и передачу требуемой информации.
Отношения с конкурентами
Особенно существенное влияние на деятельность любой фирмы оказывает наличие конкуренции.
Наличие конкуренции заставляет фирму выявлять реальные потребности конкретных покупателей и формировать ассортимент товаров, наиболее полно их удовлетворяющий. При этом особое внимание уделяется выбору наиболее приемлемых для фирмы поставщиков и посредников.
Демографические факторы
Каждая фирма испытывает различное воздействие на нее демографических факторов. Это обусловлено тем, что, ориентируясь на конкретные потребности, фирма должна знать, как изменяется численность населения, его возраст, доходы, состав семьи и другие подобные показатели. Среди этих показателей первостепенное значение для маркетолога имеют:
• динамика рождаемости;
• динамика смертности;
• численный состав отдельных возрастных групп населения;
• средний возраст вступивших в брак;
• среднее количество детей в семье;
• динамика разводов;
• уровень мигрант; населения;
• изменение общеобразовательного уровня населения. Выявив и проанализировав все эти факторы, можно определить степень влияния каждого из них мл предпринимательскую деятельность фирмы и с учетом г»того установить наиболее приемлемые пути ее развития в будущем.
Экономическая среда
При анализе состояния и развития экономики работников службы управления маркетингом должна интересовать, прежде всего, покупательная способность населения и возможности ее изменения в будущем. Общий уровень покупательной способности населения прежде всего, определяется:
• величиной текущих доходов;
• уровнем цен;
• величиной имеющихся сбережений;
• доступностью получения кредита,
Вес эти факторы чувствительны к возможным экономическим спадам, во время которых, как правило, усиливается инфляция, растет уровень безработицы и повышается процентная ставка по кредитам. В результате цены на некоторые товары становятся слишком высокими для многих покупателей и они вынуждены менять структуру, формы и методы покупок.
Политико-правовая среда
Ни одна фирма не может осуществлять свою предпринимательскую деятельность, не учитывая сложившуюся в государстве политико-правовую среду. Эта среда, с точки зрения маркетолога, прежде всего, определяется:
• существующими законами, регулирующими предпринимательскую деятельность;
• установленной системой контроля со стороны государственных учреждений за соблюдением имеющихся законов;
• наличием различных общественных организаций и объединении но защите интересов потребителей.
Среди существующих законов особый интерес представляют те из них, выполнение которых обеспечивает государственное регулирование предпринимательской деятельности. Все эти законы могут быть объединены в три группы:
• законы, обеспечивающие честную конкуренцию;
• законы, защищающие потребителей от недобросовестных предпринимателей;
• законы, защищающие интересы общества от безответственной предпринимательской деятельности.
Знание законов позволяет фирме правильно построить свою предпринимательскую деятельность, изыскать возможные путч повышения ее эффективности в рамках существующего законодательства.
Проведение же контроля за выполнением законов позволяет привить у предпринимателей сознание целесообразности их добровольного выполнения.
Научно-техническая среда
Развитие науки и техники может оказать самое непосредственное влияние на предпринимательскую деятельность каждой фирмы. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Если фирма успешно использует новейшие достижения науки и техники, это, безусловно, оказывает положительное влияние на ее предпринимательскую деятельность. Если фирма не будет учитывать изменения в научно-технической среде, она может оказаться и условиях, когда просто не будет потребности в ее продукции.
Природные факторы
Вопросы рационального использования природных ресурсов, сохранения окружающей среды становятся все более актуальными. Это обусловлено тем, что:
• ощущается дефицит некоторых видов сырья;
• постоянно возрастает цена на энергетические ресурсы;
• растет загрязнение окружающей среды.
В таких условиях постоянно усиливается регулирующая роль государственных органов и обеспечении рационального использования и восстановления природных ресурсов. С учетом последнего и должна строиться работа службы управления маркетингом каждой из фирм.