Место экономики труда в системе экономических наук о труде
Тема 1
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ ТРУДА
Понятие о труде
Предмет экономики труда
Задачи экономики труда
Место экономики труда в системе экономических наук о труде
Понятие о труде
Английский экономист Альфред Маршал писал в своей работе «Принципы политической экономии»: «Всякий труд имеет свой целью произвести какой-либо результат. … Поэтому труд можно определить как сякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы».[1]
А.Маршал не труд вообще (затраты энергии), а в первую очередь труд созидательный, который участвует в создании экономического продукта.
Основываясь на вышесказанном можно дать определение понятию труд. Труд –целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных и нематериальных благ для удовлетворения потребностей человека.
Труд можно рассматривать как процесс и как вид экономических ресурсов.
Труд как процесс – вид деятельности человека по производству экономических продуктов (ресурсов, благ, услуг), которые необходимы для потребления в домашнем хозяйстве, общественном производстве или для экономического обмена.
Труд как вид экономических ресурсов – возможность участия человека или группы людей в процессах производства благ и ресурсов. Эта возможность определяется как трудовой потенциал, характеризующий в свою очередь труд с качественной и количественной сторон.
Качественная сторона труда -потенциальные возможности человека к труду,определяется:
· состоянием здоровья и физической дееспособностью человека;
· уровнем образования и квалификации человека.
Количественная сторона труда -реализация потенциальных возможностей человека трудиться,определяется:
· продолжительностью рабочего дня;
· интенсивностью труда.
При изучении экономики труда и представлений о человеке, как субъекте экономической жизни необходимо раскрытие понятий «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», «человеческий капитал», составляющих их элементов, а также факторов формирования и использования. Рассмотрим основные понятия:
1. Рабочая сила –способность человека к труду, совокупность физических и интеллектуальных качеств, используемых в процессе производства жизненных благ, носителем которых является работник, главная производительная сила.
2. Трудовые ресурсы – часть населения страны, достигшая трудоспособного возраста и обладающая необходимыми физическими и умственными способностями, дающими возможность трудиться в народном хозяйстве. Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда, которой располагает общество. Если говорить о России, то в состав трудовых ресурсов включают:
1. Население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов 1-ой и 2-ой группы, льготной категории пенсионеров):
- мужчины 16 – 59 лет,
- женщины 16 – 54 года;
2. Население старше и моложе трудоспособного возраста занятое в общественном производстве.
3. Человеческие ресурсы– трудоспособное население, материальный носитель человеческого потенциала.
4. Человеческий потенциал– степень развития физических и духовных способностей человека. Структура понятия человеческий потенциал включает два уровня:
· первый, базовый уровень – физическое, психическое, социальное здоровье;
· второй, деятельностныйуровень – физиологический, психологический, интеллектуальный, социальный и культурный потенциал.
Формирование человеческого потенциала происходит в течение всей жизни человека с момента рождения. По мере развития человека проявляются и развиваются его природные и приобретенные способности, происходит становление его потребностей. Человек, как носитель потенциала, с одной стороны, адаптируется к внешней среде, с другой стороны, изменяет её.
5. Человеческий капитал– мера способности человека получать доход на основе своих качеств, особенно таких качеств как образование и квалификация. Таким образом, человеческий капитал – капитал в форме интеллектуальных способностей, приобретенных благодаря обучению, образованию, практическому опыту. Человеческий капитал один из основных факторов дифференциации заработной платы.
Следовательно, рассматривать понятия рабочая сила, трудовые и человеческие ресурсы необходимо с точки зрения их участия в трудовой деятельности, учитывая наиболее значимые характеристики:
· уровень образования и интеллектуального развития;
· степень профессиональной подготовки (знания и компетентность);
· способность к творчеству и самосовершенствованию;
· уровень информационно-технологической подготовки;
· креативность.
Можно сделать вывод, что среди социальных приоритетов трудовая деятельность человека занимает особое место. Это объясняется следующим, трудовая деятельность человека:
1. Составная часть естественных производительных сил страны, ее богатство.
2. Важнейшая жизнеобеспечивающая функция человека, его потребность.
3. Основное и главное условие экономического роста.
Предмет экономики труда
Развитие экономики основывается на постоянном совершенствовании разделения труда. Разделение труда это объективный процесс трудовой деятельности. Разделение труда бывает: естественное (стихийное), технологическое и общественное (целенаправленные). Результатом последних двух является рост производительности общественного труда.
С появлением товарного производства экономика обретает особую форму разделения труда в единстве процессов специализации и кооперирования, что означат развитие экономики от низших к высшим формам.
Таким образом, предметомвсех наук о трудеявляется труд как целесообразная деятельность человека во всех формах её проявления.
Современный этап развития наук о труде характеризуется гуманитарным подходом к трудовой деятельности человека, то есть к личности работника, условиям проявления его творческих способностей.
Предметом экономики труда является система социально- экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством в области организации труда.
Экономика труда изучает проблемы формирования и эффективного использования трудового потенциала общества на основе рационального применения экономических законов развития производства, распределения, обмена и потребления[2], то есть изучает проблемы:
· рынков труда и занятости;
· повышения производительности и эффективности труда;
· вознаграждения за труд;
· взаимодействия субъектов труда;
· планирования численности;
· управления трудом.
Таким образом, экономика труда это система знаний о труде (трудовой деятельности человека), который является основным предметом изучения и анализа. Труд рассматривается как основной фактор производства и взаимосвязи с человеческими ресурсами.
Задачи экономики труда
Рассмотрев предмет экономики труда можно сформулировать основные задачи экономики труда. Приоритетными задачами экономики труда являются:
• исследование сущности и содержания рынка труда, проблем занятости и безработицы;
• определение сущности понятий эффективность и производительность труда, факторов их динамики и резервов роста;
• исследование показателей и методов измерения производительности труда;
• оценка систем управления трудом в организации;
• анализ формирования и использования трудовых ресурсов в организации и обществе в целом, воспроизводства рабочей силы;
• изучение механизмов государственной и социальной политики и оценка её воздействия на качество трудовой жизни;
• рассмотрение организации оплаты труда, ее форм и систем;
• анализ дифференциации заработной платы, обусловленной качественными особенностями рабочей силы и различиями в условиях труда;
• раскрытие основных теорий мотивации труда, сущности потребностей, интересов мотивов и стимулов для обеспечения высокой трудовой активности работников;
• раскрытие сущности и содержания организации труда в организации;
• исследование сущности, типов и содержания социально- трудовых отношений и их регулирования со стороны государства.
• исследование научных основ организации труда.
Таким образом, экономика труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда и его охраны[3] (в процессе организации труда).
Место экономики труда в системе экономических наук о труде
Система наук о труде включает множество разнообразных и относительно самостоятельных экономических наук. Все эти экономические науки объединяет, прежде всего, объект исследования—труд человека, коллектива и общества в целом. Поэтому становление и развитие наук о труде проходило во взаимосвязи и взаимозависимости, обусловленных развитием человеческого общества.
Ещё раз повторим вывод предыдущего вопроса - экономика труда изучает систему социально-экономических отношений, складывающихся в процессе организации труда.
Многообразие наук о труде обусловлено спецификой трудовых проблем, которые являются объектом исследования каждой из них.
К числу наук о труде, кроме экономики труда, относят следующие науки:
Физиология труда- изучает влияние и механизм воздействия трудового процесса на физиологические характеристики человека. Учитывая, что человек имеет физиологические границы своих возможностей, существует необходимость изучения влияния труда на состояние человеческого организма. Физиология труда является научной основой разработки норм труда, режимов труда и отдыха, планировки рабочего места, обеспечения благоприятных условий трудовой деятельности.
Нормирование труда-исследует принципы и методы установления затрат труда, его результатов, норм оплаты труда, численности работников в соответствии с количеством единиц оборудования в конкретных условиях. Результаты позволяют снижать утомляемость работников, обеспечивают заинтересованность работников в результатах своего труда, являются основой обеспечения благоприятных условий труда и в итоге оптимизации производственных и трудовых затрат.
Психология труда- изучает психологические характеристики человека в процессе труда, отношение человека к трудовой деятельности. Формируя трудовой коллектив необходимо учитывать способности работников, степень эмоциональности, жизненной активности, коммуникабельности, самооценки. Результаты психологических исследований используют при профессиональной ориентации и подготовке, для разработки систем мотивации и стимулирования труда, как инструментуправления трудовыми конфликтами.
Социология труда– изучает взаимоотношения людей и социальных групп в процессе труда. Социология труда исследует демографические различия людей, различия в их образовании и квалификации, особенности воспитания и политических взглядов, вероисповедания и общественного положения. Это позволяет определить особенности трудового поведения и эффективно управлять трудовым коллективом, разрабатывать кадровую политику для организации.
Эргономика- изучает деятельность человека в его связи с техникой, машинами, средствами производства и разрабатывает научные основы рационализации трудовых процессов. Эргономика и экономика труда тесно взаимосвязаны, эргономика позволяет оптимизировать взаимодействие человека с машинными системами, а экономика труда ставит перед эргономикой задачи по снижению напряженности труда и утомляемости работника, тяжести труда, снижению и экономии рабочего времени.
Наука о безопасности труда– изучает создание на производстве безопасных и здоровых условий труда. Особую значимость результаты исследований имеют для вредных и опасных производств, экстремальных условий труда (добывающая, химическая металлургическая промышленность, ядерная энергетика, строительство крупных сооружений, мостов). Безопасность труда разрабатывает систему норм и нормативов параметров производственной среды, обеспечивающих благоприятные условия труда и предупреждающих возникновение и развитие профессиональных заболеваний, а также меры социальной защиты работника в случае неблагоприятных условий труда.
Демография– изучает процессы воспроизводства населения, его половозрастную структуру, расселение по регионам страны, что позволяет удовлетворять потребности предприятий в необходимых трудовых ресурсах в текущем периоде и в перспективе.
Управление персоналом (человеческими ресурсами)- изучаетсистему управления персоналом (человеческими ресурсами) организации, их стратегическое планирование, эффективного использования трудового потенциала персонала организации. Реализация трудового потенциала осуществляется путем подбора, обучения, вознаграждения персонала организации. Эффективность управления трудовым коллективом определяется оптимальным стилем управления, кадровой политикой, проведением маркетинга персонала, исследованием кадрового потенциала и потребности в персонале.
Организация труда– изучает основы проектирования трудовых процессов и рабочих мест, оптимизации, разделения и кооперации труда. Организация труда обеспечивает эффективное соединение рабочей силы со средствами производства в конкретных условиях, реализацию трудового потенциала работников и удовлетворение потребности всех субъектов социально-трудовых отношений.
Трудовое право- изучает юридические основы трудовых отношений, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ (ТК РФ). Трудовое право определяет правовые нормы труда, права и обязанности субъектов трудовых отношений, дифференциацию оплаты труда, служит основой социальной защиты работников. Трудовое право позволяет разрешать трудовые конфликты.
Кроме выше перечисленных наук, экономика труда связана с такими науками как макроэкономика, микроэкономика, менеджмент, маркетинг персонала, статистика труда, экология человека, экономика предприятия.
Таким образом, комплекс наук о труде обеспечивает научную основу его организации, позволяющую удовлетворять потребности и интересы всех субъектов социально-трудовых отношений.
[1] Маршал А. Принципы политической экономии. Ч.1.- М.: Прогресс, 1983. - С.124 - 125.
[2] Экономика труда: учебник / Под ред. Ю.П. Кокина и П.Э. Шлендера.- 2-е из. - М.: Магистр, 2010. С.57.
[3]Экономика труда: (социально-трудовые отношения )/ под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова.- М.: ЭКЗАМЕН, 2003. С.10.