Место экономического анализа в системе экономических наук.

Предмет и задачи курса.

Целью экономического анализа является познание методологии оценки, диагностики, прогнозирования экономической деятельности предприятия на основе законов развития и функционирования систем и применение теоретических знаний на практике.

Выявить взаимосвязь между противоречивыми процессами, раз­нородными элементами, влияющими на эффективность принимаемых решений, можно лишь при понимании макро- и микропроцессов. Поэтому научную основу экономического анализа составляет экономическая теория, которая в свою очередь соприкасается с такими важными дисциплинами, как экономическая история, история экономических учений. Экономическая теория обеспечивает исследователя знаниями о законах функционирования субъектов рынка в системе экономических отношений.

Экономический анализ, синтезируя полученные данные, подчи­няет их определенной системе, выявляет закономерности, позволяет сформулировать законы поведения организации и экономического развития общества.

Опираясь на знание экономиче­ской теории, аналитик интерпретирует полученную информацию, трансформируя ее на выходе в конкретные предложения по управлению ресурсным потенциалом и разработке маркетинговой стратегии.

«Поставщиками» данных для проведения экономического анализа являются бухгалтерский и управленческий учет, статистика, связанные с экономическим анализом тесными информационными узами. Первичная документация, записи в регистрах синтетического и аналитического учета, финансовая и внутренняя отчетность представляют собой различные по степе­ни доступности источники информации для внутрихозяйственного и внешнего анализа.

Экономический анализ, используя учетную и статистиче­скую информацию, после ее обработки обобщает результаты в виде конкретных рекомендаций по управлению предприятием. Комплексная оценка состояния и диагностика хозяйственной деятельности применяются на различных стадиях жизненного цикла организа­ции и в различных сферах управления предприятием, в частности, для разработки стратегии поведения организации, программы выхода из кризиса и финансового оздоровления, обоснования инновационной и инвестиционной политики.

Тесным образом экономический анализ как научная дисциплина взаимодействует с маркетингом, обогащая его научным аппаратом исследования. Результаты маркетингового исследования рынка с применением аналитических приемов и способов трансформируются в разработку ассортиментной, ценовой стратегии и тактики, стратегию продвижения продукта на рынок. С другой стороны, анализ внешней среды, оценка уровня концентрации рынка и конкурентных позиций организации позволяют рассмотреть вопрос о расширении или сокра­щении используемых ресурсов, т.е. производственного потенциала предприятия.

Таким образом, экономический анализ, взаимодействуя с различными экономическими дисциплинами, синтезирует научные знания и использует их в практических целях в интересах хозяйствующих субъектов.

Экономический анализ включает в себя основные элементы изучения:

1. теория экономического анализа, которая раскрывает вопросы организации, методики, классификацию анализа, приемов и методов его проведения;

2. финансовый анализ, который базируется на данных финансовой отчетности, анализирует:

- прибыльность;

- платежеспособность;

- уровень финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;

- вероятность банкротства, а также проблемы связанные с реализацией продукции.

Результаты данного анализа носят открытый характер и могут публиковаться в периодической печати.

Необходимость проведения финансового анализа объясняется тем, что оценке финансового состояния заинтересованы не только собственники и менеджеры фирм, но и инвесторы, банки, страховые компании и др.

- управленческий анализ (анализ хозяйственной деятельности) связан с оценкой:

- использования ресурсов предприятия;

- выполнение заданий по объему выпуска и реализации продукции;

- путей повышения эффективности использования ресурсов предприятия.

- путей повышения деловой активности и эффективности деятельности предприятия

- Данные этого анализа являются закрытой информацией и используются менеджерами фирм для принятия управленческих решений.

Экономический анализ является специальной экономической дисциплиной, которая базируется на данных экономической теории, бухгалтерской отчетности, математики, статистике и др. предметах.

Экономический анализ является функцией процесса управления, так как именно с него начинается и заканчивается оценка деятельности и принятие управленческих решений.

Экономический анализ – это совокупность приемов и методов с помощью которых оценивается достигнутый уровень экономического явления во взаимосвязи причин и факторов повлиявших на этот достигнутый уровень.

Основное содержание экономического анализа включает в себя анализ:

- финансового состояния предприятия;

- использования ресурсов и конечных результатов деятельности предприятия.

Предмет анализа – производственно-финансовая деятельность предприятия, то есть процессы снабжения, производства, реализации продукции, размещения финансов и др.

Субъектами анализа хозяйственной деятельности являются управляющие (менеджеры) всех уровней управления предприятия, их собственники, учредители, органы государственного управления, финансово-кредитные учреждения, налоговые органы, органы страхования, отдельные специалисты, эксперты, средства массовой информации, информационно-аналитические и рейтинговые агентства.

К объектам анализа хозяйственной деятельности предприятия относятся кадровый, технический, производственный и финансовый потенциал, различные виды деятельности предприятия, их техническое, материальное, финансовое обеспечение и состояние.

Кадровый потенциал предприятия измеряется наличием определенных категорий трудовых ресурсов и их профессиональными возможностями.

Под техническим потенциалом понимается общая совокупность различных видов техники, технологий и их технические возможности, коэффициент полезного действия техники.

Производственный потенциал объединяет различные производственные возможности предприятия по выпуску и реализации различных видов продукции, оказанию услуг.

Финансовый потенциал включает финансовое обеспечение предприятия с использованием собственных, привлеченных и заемных средств.

Объектом анализа может быть:

- предприятие (фирма) в целом;

- структурное подразделение предприятия;

- конкретная экономическая категория (прибыль, себестоимость, трудовые ресурсы)

В процессе анализа происходит сбор, изучение и обработка экономической информации с помощью специальных приемов и методов.

Условия для проведения экономического анализа:

- владение методикой анализа;

- наличие соответствующей информационной базы;

- наличие квалифицированного персонала для организации и проведения анализа.

Цель анализа: оценка проблем фирмы для подготовки обоснования и принятия решений в области развития предприятия, выхода из кризиса, привлечения инвестиций, обеспечения конкурентоспособности и принятия управленческих решений.

Задачи экономического анализа:

- Оценка достигнутого уровня развития предприятия.

- Обоснование заданий бизнес-плана на основе данных анализа.

- Выявление причин и факторов, как положительных, так и отрицательных, повлиявших на достигнутый уровень предприятия.

- Обобщение и выводы по итогам проведенного анализа, конкретные рекомендации в плане использования выявленных резервов и повышения эффективности производства и финансовой устойчивости.

Наши рекомендации