Методические указания по выполнению курсовой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________ С.А. Рогожин

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Наименование направления подготовки

38.03.03 «Управление персоналом»

Наименование профиля (при наличии)

Экономика и управление персоналом

Автор(ы) ___________________

Одобрены на заседании кафедры    
     
(название кафедры)  
Зав.кафедрой        
(подпись)  
     
(Фамилия И.О.)    
     
(Дата)    
         

Екатеринбург

Методические указания по выполнению курсовой работы

Цель настоящих методических указаний – содействовать процессу подготовки и защиты курсовой работы бакалавра на основе регламентации организационных этапов, требований к её содержанию и оформлению в соответствии со стандартом специальности и нормативно-методическими правилами.

В методических рекомендациях содержатся сведения по основным этапам подготовки и защиты курсовой работы, что должно дать студентам возможность избежать распространенных ошибок, правильно спланировать выполнение работы, знать, что и для чего нужно делать на каждом этапе, сконцентрировать усилия на наиболее важных вопросах и в конечном итоге успешно защитить выпускную работу.

1. Подготовительный этап работы над курсовым проектом

1.1 Выбор темы курсовой работы и ее утверждение

Выбор темы курсовой работы осуществляется в соответствии с кафедральной тематикой, содержащей как общетеоретические темы, так и темы, отвечающие потребностям практического управления персоналом организации.

В отдельных случаях студент (в порядке исключения) может выбрать для своей курсовой работы тему, которая не вошла в утвержденную кафедрой тематику (Приложении 1), но отражает его приверженность определенному направлению научных поисков. В этом случае студент может предложить свою формулировку темы курсовой работы с обоснованием ее целесообразности, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем и одобрена заведующим кафедрой. В ходе выполнения курсовой работы должны быть сформированы профессионально значимые компетенции.

Научный руководитель, закрепленный кафедрой за конкретным студентом, осуществляет постоянный контроль за ходом написания курсовой работы, систематически встречается со студентом в период написания курсовой работы с целью соблюдения студентом установленных сроков подготовки работы надлежащего качества.

После выбора темы курсовой работы студент подает заявление на имя заведующего кафедрой Экономики труда и управления персоналом с просьбой разрешить написание курсовой работы по выбранной теме. Предварительно выбранная тема курсовой работы согласовывается с научным руководителем. Совместно с научным руководителем, студентом разрабатывается индивидуальный график выполнения курсовой работы. С этого момента считается, что студент приступил к написанию курсовой работы.

1.2 Цель и задачи курсовой работы

Основная цель выполнения курсовой работы: систематизация, закрепление и расширение приобретенных в процессе обучения теоретических и практических знаний студентов по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» при проведении самостоятельного исследования; овладение методикой обобщения и логического изложения материала; использование полученных результатов при решении управленческих задач в практической деятельности.

В соответствии с поставленной целью студент в процессе выполнения курсовой работы должен решить следующие задачи:

- обосновать актуальность выбранной темы курсовой работы, ее значение для управления персоналом;

- изучить теоретические положения, нормативную документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по теме работы;

- собрать необходимый практический материал для проведения анализа по теме работы;

- систематизировать собранный материал и логически изложить его в основной части курсовой работы, обосновать выводы;

- на основе проведенного анализа разработать предложения, рекомендации по совершенствованию управления персоналом и повышению эффективности работы по управлению персоналом организации в целом.

1.3 Подбор литературы

Согласовав тему и получив указания научного руководителя, студент приступает к выполнению курсовой работы. Чтобы курсовая работа получилась полноценной, при подборе литературы и первоначальном ознакомлении с ней рекомендуется придерживаться следующей технологии.

1. Определить по теме курсовой работы первоначальный круг таких изданий, на которых необходимо в первую очередь сосредоточить внимание, а затем постепенно расширять этот список.

2. Ознакомиться с выбранными источниками, начиная с известных учебников в данной области знания. Если трудно определить, в каких источниках содержится основная информация по теме исследования, то в первую очередь необходимо ознакомится с энциклопедией, отраслевыми словарями, специальными справочниками, библиографическими указателями – они введут в курс дела и укажут специальные или фундаментальные труды по теме, а также новейшие публикации.

3. Установить, насколько широко и глубоко изучена тема в выбранных источниках: количество предыдущих исследований; количество изученных аспектов; их систематичность, детальность, фундаментальность; конкретные результаты и выводы.

4. Посоветоваться с научным руководителем, который сориентирует, на какие из выбранных источников стоит обратить большее внимание.

5. Определить степень актуальности темы исследования.

6. Определить возможность использования темы исследования на перспективу, т.е. при написании выпускной квалификационной работы.

После этого рекомендуется приступать к составлению плана курсовой работы.

1.4 Составление плана курсовой работы

Первоначально создается общий план курсовой работы. Составление общего плана – это начало создания всего текста текстового материала. В этом плане должен быть отражен каждый аспект темы, причем каждому аспекту должен быть посвящен отдельный раздел или подраздел. После составления общего плана составляется развернутый план. Развернутый план – это предварительное перечисление идей работы. В процессе написания курсовой работы его можно переделать.

После составления развернутого плана создается «черновой» вариант всего текста курсовой работы, затем создается откорректированный вариант «чернового» текста. «Черновой» вариант – это первоначальный текст курсовой работы, неполный, с оставленными пробелами, с исправлениями и вставками.

Заключительный этап работы над текстом – создание окончательного варианта курсовой работы.

Каждый последующий вариант текста становится более совершенным, чем предыдущий.

2. Этап написания курсовой работы

Главные требования, предъявляемые к содержанию курсовой работы студента – самостоятельность выполнения, соответствие содержания заявленной теме, глубина и полнота освещения исследуемой темы, обоснованность изложенных выводов и предложений.

Собранный и обобщенный материал по теме исследования необходимо четко изложить в определенной логической последовательности, соблюдая требования к структуре и содержанию курсовой работы.

Структура курсовой работы включает в себя следующие элементы.

- титульный лист- 1 стр.;

- содержание – 1 стр.;

- введение- 1,5 - 2 стр.;

- основную часть 25-35 стр.;

- заключение - 1 - 2стр.;

- список использованной литературы – 1-2 стр.;

- приложения.

2.1. Введение

Введение отражает основные характеристики работы: актуальность темы; причины, по которым была выбрана тема; дается оценка (в сжатой форме) современного состояния разрабатываемой темы (проблемы), перечень вопросов, связанных с решением проблемы; объект и предмет исследования; цель и задачи исследования; структуру курсовой работы (из скольких частей состоит, их названия; база исследования (учебно-методическая литература, статистические данные, справочные материалы, нормативные документы, электронные ресурсы и т. п.).

Объект исследования – это процесс или явление, избранное для изучения, т.е. объектом исследования является то, на что направлен научный поиск. Формулировка объекта исследования – важный момент при написании курсовой работы.

Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта исследования, которая непосредственно подлежит изучению.

При формулировке предмета исследования следует учитывать, что он должен совпадать с темой исследования или по звучанию быть очень близок к ней. Один и тот же объект может служить предметом разных исследований. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Если объектом исследования являются ценности, установки, особенности (профессиональные, социальные, психологические и др.) коллектива организации, то предметом исследования могут стать некоторые их аспекты.

Цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге исследования курсовой работы. Определение цели исследования является ее центральной проблемой. Цель исследования в курсовой работе ставится для того, чтобы сразу же определиться, какие результаты будут получены и обоснованы в данной работе. Цель исследования конкретизирует название курсовой работы.

Целью исследования в курсовой работе должно быть получение определенных результатов, а не сам процесс исследования. Формулировка цели исследования обычно начинается словами: «обосновать что-либо», «выявить что-либо», «определить характеристики …», «описать что-либо», «обобщить что-либо», «создать классификацию …», «доказать эффективность разработанной (программы, методики и т.д.)» и т.п.

Некорректной формулировкой цели исследования является формулировка типа: «исследовать то-то ...», «изучить то-то …» и т.п.

Программа исследования должна четко отвечать на вопрос: решение какой проблемы и получение какого результата должно быть достигнуто в работе. Если цель исследования не совсем ясна, могут возникнуть разногласия по его итогам. В теоретически ориентированном исследовании, прежде всего, решаются теоретические, а затем практические задачи. В прикладном исследовании практические задачи являются основными, а теоретические – неосновными.

После формулирования цели исследования определяются задачи исследования. Задачи вытекают из общей цели, их определение начинается обычно словами: изучить, выяснить, разработать, экспериментально доказать, и т. д. Формулировки задач необходимо делать как можно точнее, так как обычно формулировки соответствует названию разделов и подразделов самой курсовой работы.

2.2. Теоретическая глава (объем 10-15 стр.)

В теоретической главе должны быть представлены теоретические и методологические вопросы, понятийный аппарат рассматриваемой проблемы, обоснование целесообразности ее решения и изложение содержания используемых методов и приемов исследования в работе.

На основе изучения современных печатных источников в последнем разделе первой главы должны быть рассмотрены дискуссионные подходы и различные точки зрения на какие-либо вопросы выбранной темы. Автор курсовой работы должен их критически оценить и обосновать собственную точку зрения. Раздел подразумевает творческое осмысление последних публикаций по теме курсовой работы в различных источниках информации. На использованные при написании раздела источники необходимо давать ссылки по тексту.

2.3. Аналитическая глава (объем 15-20 стр.)

Аналитическая глава курсовой работы выполняется на базе материалов, собранных и должным образом сгруппированных во время производственной практики. В этой части работы реализуется подготовленность студента к анализу деятельности предприятия.

На первом этапе анализа дается краткая характеристика предприятия (организации) как объекта исследования: описание сферы деятельности, организационно-функциональная и управленческая структура и объемы выпускаемой продукции (работ, услуг) и т.д. Кроме того, приводятся показатели, содержащие обобщающие выводы о результатах хозяйственной деятельности предприятия (в динамике за 3-5 лет) и дается их комплексная оценка (без детализации).

Социально-экономические показатели исследуемого предприятия группируются в аналитические таблицы (прил. 4), на основании которых приводится описание сложившихся тенденций, указывается, на какой стадии своего жизненного цикла находится организация. Выводы по таблицам иллюстрируются графиками.

Обязательным разделом второй главы, независимо от темы курсовой работы, является анализ кадрового состава предприятия как объекта управления. Анализ кадрового состава проводится в форме изучения показателей численности работников (в динамике за 3-5 лет) по категориям персонала, полу, возрасту, уровню образования, стажу, уровню квалификации, уровню доходов и др. кадровых показателей. Эмпирические данные также группируются в аналитические таблицы, сопровождаемыми выводами и графиками.

В следующем разделе приводится критический анализ существующего на предприятии (в подразделении) состояния дел по рассматриваемой проблеме.

В конце аналитической главы формулируются четкие выводы по результатам анализа, отмечаются положительные и отрицательные аспекты рассматриваемой в курсовой работе проблемы.

Целью экономического анализа является выявление как положительных, так и отрицательных сторон состояния исследуемой проблемы; вскрытие причин, обусловливающих слабую работу предприятия в конкретном экономическом и социальном направлении; обозначение возможных направлений улучшения (совершенствования) соответствующей работы на исследуемом предприятии. При этом нельзя ограничиваться простой констатацией фактов – необходимо дать им квалифицированную оценку и сделать обоснованные выводы о необходимости принятия по анализируемой проблеме управленческих решений.

Показатели, необходимые для выявления причинно-следственных связей, группируются по основным признакам, исчисляются средние и относительные величины (коэффициенты, проценты, индексы и пр.), строятся аналитические таблицы, графики, которые дают наглядное представление о различных показателях, взаимосвязанных анализируемых явлениях.

2.4. Рекомендательная глава

В третьем разделе предлагаются пути совершенствования и дальнейшего развития объекта исследования. Эта часть работы является практической, прикладной. В ней студент описывает эксперимент, разрабатывает предложения по совершенствованию управления персоналом организации. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер. В этой же части работы приводится расчет планируемой экономической эффективности от внедрения предложений и рекомендаций.

В конце каждого раздела должны быть сделаны выводы.

2.5. Заключение

Заключение должно содержать общую оценку результатов проделанной работы, ее теоретической части и выводы. В заключении курсовой работы на основе результатов, полученных при ее выполнении, показывается, что поставленная цель достигнута. По своему содержанию заключение должно быть «симметрично» введению, т. е. в нем автор как бы еще раз напоминает содержание выполненной работы и показывает достижение цели исследование.

Выводы являются наиболее важной и значимой частью заключения. Они подводят итог исследования, показывая, насколько обобщены полученные результаты. Общее число выводов не должно превышать 5–7. Они должны соответствовать поставленным задачам исследования.

2.6. Список литературы и Приложения.

Список литературы должен содержать перечень и библиографическое описание только тех источников, которые использованы при написании курсовой работы. Список составляется в соответствии с требованиями ГОСТа. С целью качественного и всестороннего изучения рассматриваемых в курсовой работе вопросов, рекомендуется использовать не только отечественную, но и зарубежную литературу. Список составляется по алфавиту авторов, и должен содержать не менее 15 литературных источников.

В приложении помещаются материалы, носящие вспомогательный характер:

- массивы исходных данных;

- таблицы;

- положения, инструкции и другие локальные документы;

- программы и т.п.

Наши рекомендации