Список вопросов для подготовки к экзамену. 1. Концепции стратегического менеджмента и этапы его эволюционного развития.
1. Концепции стратегического менеджмента и этапы его эволюционного развития.
2. Место стратегического менеджмента в системе управления организацией.
3. Характеристика и общий обзор отдельных элементов процесса разработки стратегии.
4. Отличие и взаимосвязи стратегического и оперативного управления.
5. Понятия и методические особенности разработки стратегического видения и миссии.
6. Общая характеристика процесса разработки стратегических целей. Их виды и инструменты.
7. Разработка стратегии методом выстраивания стратегической пирамиды.
8. Определение корпоративной стратегии диверсифицированной компании.
9. Определение стратегии для узкопрофильной компании (деловая стратегия).
10. Функциональная и операционная стратегия.
11. Понятие бизнеса. Концепция бизнеса и ее связь с миссией.
12. Стратегический анализ, его направления и основные методы проведения.
13. Анализ внешнего окружения (глобальной и макроокружения организации). Инструментарий его проведения.
14. Анализ отрасли и конкурентной позиции. Алгоритм и модель его проведения (пятифакторная модель М.Портера).
15. Оценка конкурентных позиций с помощью карты стратегических групп.
16. Причины изменений в структуре конкуренции и внешней среды (движущие силы конкуренции).
17. Понятие и типы отраслевых ключевых факторов успеха.
18. Модель отраслевого анализа М. Портера.
19. Оценка уровня развития стратегического управления и эффективности действующей стратегии.
20. Методика SWOT – анализа организации, ее ресурсного потенциала и компетенций.
21. Оценка конкурентоспособности издержек и цен компании методом составления цепочек ценностей.
22. Диагностика стратегических проблем организации как общий итог проведения комплексного анализа.
23. Факторы, влияющие на стратегический выбор.
24. Модель и краткая характеристика пяти основных конкурентных стратегий М. Портера: ее современная интерпретация.
25. Стратегия лидерства по издержкам. Основные показатели и преимущества по издержкам.
26. Стратегии дифференциации. Разновидности схем дифференциации.
27. Наступательные стратегии для сохранения конкурентного преимущества. Характеристики основных типов.
28. Оборонительные стратегии для защиты конкурентного преимущества: достоинства и недостатки.
29. Стратегии конкуренции в эпоху глобализации: экспорта, франчайзинга, стратегических альянсов и совместных предприятий с зарубежными партнерами.
30. Стратегии сотрудничества. Конкурентные преимущества стратегических альянсов.
31. Стратегии слияния и поглощения. Конкурентное преимущество.
32. Стратегии сужения бизнеса – дезинтеграция и аутсорсинг. Преимущества и недостатки аутсорсинга.
33. Влияние электронной коммерции на разработку стратегии.
34. Интернет-стратегии для традиционного бизнеса. Ключевые факторы успеха в электронной коммерции.
35. Разработка стратегии с учетом специфики отрасли.
36. Стратегии для быстро развивающихся организаций (многуровневые стратегии).
37. Стратегии для организаций лидеров.
38. Стратегии для организаций, претендующих на лидерство.
39. Стратегии для неконкурентоспособных организаций и организаций в состоянии кризиса.
40. Основные задачи, принципы и руководство процессом выполнения стратегии.
41. Модель Мак-Кинси «7S» (стратегия, навыки и ресурсы, культура, структура, системы, персонал, стиль).
42. Создание организационной структуры, поддерживающей стратегию. Ее основные составляющие и виды.
43. Корпоративная культура, определение и достижения в развитии культуры.
44. Создание корпоративной культуры, поддерживающей выбранную стратегию.
45. Стержневые (ключевые) компетенции фирмы. Определение, состав и связь со стратегией.
46. Стратегические преобразования. Эволюционная и революционная модели изменений.
47. Стратегии изменений: основанная на переговорах; директивная; нормативная; аналитическая; ориентированная на действие.
48. Выбор и разработка антикризисной стратегии.
49. Управление организационными изменениями. Организационное развитие, реинжиниринг деятельности.
50. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений.
Составитель Чистякова Валентина Ивановна
Стратегический менеджмент