Список вопросов для подготовки к экзамену

1. Психология как наука. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.

2. Общее представление о психике. Специфика психического отражения. Проблема зарождения и развития психики. Роль психики в эволюции живых существ.

3. Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта.

4. Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский). Их специфика и строение. Представление об интериоризации.

5. Категория деятельности в психологии. Основные характеристики деятельности.

6. Строение индивидуальной деятельности человека.

7. Понятие действия: основные определения. Действие и деятельность. Действие и операции. Виды операций.

8. Основные виды деятельности и их характеристика.

9. Ощущение и восприятие как процессы чувственного познания. Перцептивная деятельность.

10. Понятие об ощущениях, их основные свойства. Классификации ощущений и рецепторов.

11. Общее определение восприятия. Основные свойства образов вос­приятия. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.

12. Понятие внимания. Характеристики и свойства внимания. Классификация видов внимания.

13. Сравнительная характеристика классификаций памяти.

14. Процессы памяти (мнемические процессы).

15. Мышление как психический процесс и как деятельность.

16. Практическое и теоретическое мышление. Наглядно-действенное, наглядно-образное и логико-понятийное мышление.

17. Речь как психический процесс Язык, речь и мышление. Виды и функции речи.

18. Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи.

19. Воображение как психический процесс. Общее и отличное между мышлением и воображением. Механизмы воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация.

20. Виды воображения: по степени активности и характеру решаемых задач.

21. Эмоциональные реакции и эмоциональные состояния. Функции эмоций. Классификация эмоций.

22. Определение воли и подходы к ее изучению. Критерии воли.

23. Воля как психический процесс и свойство личности. Волевая регуляция поведения человека. Волевое и произвольное поведение.

24. Проблема мотивации в психологии деятельности.

25. Мотив, мотивация, мотивационная сфера. Виды мотивов.

26. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность.

27. Понятие личность в концепциях разных авторов.

28. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание. Свойства и признаки темперамента.

29. Взаимоотношение темперамента и характера.

30. Характер как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека. Структура характера (по Мясищеву). Формирование характера.

31. Характер и личность.

32. Способности человека как динамическое образование. Способности и задатки.

33. Способности человека как индивидуально-психологические особенности личности. Виды способностей.

34. Научное психологическое исследование, его принципы и структура. Метод, методика, методология науки.

35. Теория и ее структура. Научная проблема. Гипотеза и ее виды.

36. Основные общенаучные исследовательские методы.

37. Характеристики психологического эксперимента. Экспериментальное общение.

38. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение.

39. Понятия роста и развития. Основные закономерности психического развития. Проблема движущих сил психического развития ребенка.

40. Проблема психического развития ребенка в психоанализе. Психосексуальное развитие человека на различных стадиях.

41. Проблема развития мышления в работах Ж. Пиаже. Эгоцентризм речи, мышления, поведения ребенка в теории ЖПиаже. Стадии интеллектуального развития человека по Ж.Пиаже.

42. Проблема развития личности в онтогенезе в концепции Э. Эриксона. Стадии психосоциального развития человека.

43. Культурно-историческая концепция развития. Орудие и знак в развитии ребенка, становление предметной деятельности

44. Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л. С. Выготского. Феномен зоны ближайшего развития

45. Проблема движущих сил, условий и источников психического развития ребенка в современной отечественной психологии.

46. Проблема возраста. Социально-историческая природа детства.

47. Кризис новорожденности. Комплекс оживления.

48. Ведущая деятельность и социальная ситуация развития в младенчестве.

49. Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем возрасте. Социальная ситуация развития.

50. Умственное и речевое развитие ребенка до 3-х лет.

51. Новообразования раннего детства: начатки самосознания, развитие Я-концепции, формирование самооценки.

52. Кризис трех лет.

53. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Социальная ситуация развития.

54. Психологические особенности дошкольника: особенности умственного развития и развития личности.

55. Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития.

56. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, новообразования возраста.

57. Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте.

58. Развитие мотивационной сферы младшего школьника.

59. Основные психологические новообразования подросткового возраста.

60. Ведущая деятельность и социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

61. Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрасте.

62. Роль общения в формировании личности подростка.

63. Интеллектуальное и эмоциональное развитие подростка.

64. Психологические особенности юношеского периода.

65. Самоопределение в юности, выработка мировоззрения.

66. Основные закономерности психического развития в юношеском возрасте.

67. Основные подходы к периодизации зрелого возраста.

68. Проблема нормативных возрастных кризисов зрелых возрастов. Кризис середины жизни.

69. Психологические особенности умственного развития и личности в зрелых возрастах.

70. Психологические проблемы старения и старости. Варианты траекторий развития в поздних возрастах.

71. Место социальной психологии в системе научного знания. Современные представления о предмете социальной психологии.

72. Место общения в системе общественных и межличностных отношений. Общение и деятельность. Структура общения.

73. Общение как обмен информацией.

74. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация.

75. Общение как взаимодействие. Подходы к описанию структуры взаимодействия. Транзактный анализ.

76. Общение как познание людьми друг друга. Специфика понятия «социальная перцепция».

77. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция. Межличностная аттракция.

78. Проблема группы в социальной психологии.

79. Стихийные группы и массовые движения.

80. Определение малой группы и ее границы. Типы малых групп.

81. Общая характеристика процессов групповой динамики.

82. Групповая сплоченность: основные подходы к исследованию.

83. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства: классические и современные представления.

84. Психология межгрупповых отношений. Феномены внутригрупового фаворитизма и внегрупповой враждебности.

85. Проблемы личности в социальной психологии. Содержание и механизмы социализации. Стадии и институты социализации.

86. Социальная установка и реальное поведение.

87. Личность в группе. Социально-психологические качества личности. Понятие социальной идентичности.

88. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. История становления педагогической психологии как науки. Место педагогической психологии среди наук о человеке.

89. Формы, характеристики, содержание педагогической деятельности.

90. Структура педагогической деятельности (гностический компонент, организационный компонент, коммуникативный компонент, проективный компонент, результативный компонент).

91. Мотивация педагогической деятельности.

92. Уровни продуктивности педагогической деятельности (минимальный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся).

93. Педагог в мире профессиональной деятельности. Педагогические умения, способности.

94. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности.

95. Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Учебно-педагогическое сотрудничество. Сотрудничество с разными субъектами. Общая характеристика влияния сотрудничества на деятельность.

96. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Основные стили педагогического общения

97. Понятие стиля педагогической деятельности. Индивидуальный стиль деятельности, его формальная и содержательная стороны. Виды стилей педагогической деятельности

98. Понятие затруднения в общении (деятельности). Общая характеристика затруднений в общении. Функции затруднения. Основные области затруднения.

99. Воспитание как усвоение социального опыта. Виды социального опыта: научный, этический, эстетический, физический, трудовой и закономерности его усвоения. Основные этапы усвоения социального опыта.

100. Воспитание как фактор формирования личности. Социализация. Социальные установки, нормы и ценности.

101. Понятие воспитывающей среды. Роль воспитывающей среды в развитии ребенка на разных этапах онтогенеза.

102. Основные механизмы воспитания: подражание, идентификация, рефлексия, проекция, сдвиг мотива на цель.

103. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Ориентировочная основа деятельности.

104. Психологические факторы, влияющие на успешность обучения. Психологическое влияние оценки и отметки на успешность обучения.

105. Психологические основы компьютеризации обучения.

106. Учащийся как субъект учебной деятельности.

107. Психология усвоения знаний. Этапы усвоения знаний: этап активного восприятия, этап активного осмысления, этап активного закрепления, этап активного применения знаний на практике.

108. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности. Показатели обучаемости, их диагностика.

109. Понятие «школьная неуспеваемость». Неуспевающие дети. Пути преодоления трудностей в обучении.

110. Влияние стилей педагогической деятельности на успешность обучения.

Наши рекомендации