Основные виды рынков продуктов
Рынок продуктов образуют три самостоятельных, хотя и связанных между собой вида рынков:
§ оптовый потребительский рынок (он делится на два субрынка: продуктов производственного назначения и продуктов потребительского назначения), на нем в качестве покупателей выступают производственные предприятия и организации, а также учреждения различного типа;
§ оптовый торгово-посреднический рынок (также продуктов производственного назначения и продуктов потребительского назначения), на котором покупателями являются оптовые и розничные торговые предприятия;
§ розничный — собственнопотребительский рынок, где основные покупатели — индивидуальные потребители, население.
Деление рынка на оптовый и розничный обусловлено не только группировкой по типу покупателей, но и признаком размера продаваемых партий товаров. В оптовой торговле товары продаются большими партиями крупным покупателям, в розничной — сравнительно в небольшом количестве индивидуальным потребителям (в соответствии с их потребностями и денежными возможностями).
Существование оптового потребительского рынка продуктов потребительского назначения обусловлено тем, что для некоторых отраслей промышленности потребительские товары являются сырьем: для пищевой — продукты питания (преимущественно сельскохозяйственного происхождения), для швейной — ткани.
Схематически связи сферы производства с субрынками продуктов показаны на рис. 38.4.
Рис. 38.4
Оптовый рынок продуктов производственного назначения включает в свою орбиту все промышленные и аграрные предприятия, выступающие продавцами своей продукции. Продукты этого вида могут быть проданы как непосредственно потребителям — производственным предприятиям или различным учреждениям (прямые связи, образующие оптовый потребительский рынок), так и торгово-сбытовым посредникам — предприятиям, возникшим на базе или вместо государственной сети материально-технического снабжения (Госснаба), формирующим оптовый посреднический рынок. За последние годы возник и успешно развивается субрынок мелкооптовой торговли средствами производства, очень гибкий, не сдерживаемый требованием продажи крупной партии товаров как главного признака оптовой торговли.
Оптовый рынок потребительских товаров включает три субрынка: прямые связи производителя с розничной торговлей, связи производителя с закупочными организациями и связи производителя с оптовой торговлей, предприятия которой в процессе товародвижения играют роль дистрибьюторов (торговых посредников). Кроме того, сформировался самостоятельный субрынок мелкооптовой торговли, который частично вовлек в свою сферу не только специализированные предприятия, но и обычные предприятия розничной торговли. Мелкий опт отличается от крупного прежде всего размером продаваемых партий товара.
Мелкооптовая торговля посредничает между производителем или крупным оптом и мелкой розничной торговлей. Ее особенностью можно считать то, что нередко некоторые предприятия мелкооптовой торговли («мелкооптовые муниципальные рынки») наряду с мелкооптовыми операциями осуществляют продажи товаров непосредственно населению.
Потребительский рынок представлен со стороны продавца предприятиями розничной торговли и общественного питания (ресторанной индустрии), а также некоторыми типами мелкооптовых предприятий. Небольшие предприятия оптовой торговли также иногда продают товары индивидуальным потребителям.