Описание действующей формы конкуренции в отрасли
Как уже говорилось на лекции в рыночной экономике встречается около 30 различных форм конкуренции, на которых и опирается тот или иной отраслевой рынок. Однако мы рассматриваем (и у Вас встречается по заданию) лишь несколько из них.
Совершенная конкуренция. Форма наиболее приближенная к понятию «рынок» к чистом виде. Рынки с совершенной конкуренцией характеризуются двумя основными параметрами: 1) все предлагаемые продавцами товары одинаковы (гомогенны), и в результате покупатели не имеют предпочтений при выборе того или иного продавца; 2) покупателей и продавцов так много, что ни один из них не в силах повлиять на рыночную цену. Они принимают рыночную цену как данность. Например, рынок зерна. На нем тысячи фермеров продают зерно, а миллионы покупателей потребляют зерно и продукты из него. Ни один покупатель или продавец не влияет на цену зерна.
Монополистическая конкуренция. На данном рынке также функционирует большое количество продавцов и покупателей. Основное отличие рынка – неидентичность товаров. Так как товары отличаются (качественными характеристиками), то каждый продавец имеет определенные возможности в установлении цены своего продукта. Пример – рынок журналов. Журналы конкурируют между собой за читателей, на рынок может войти новый издатель с новым предложением, но каждый журнал предлагает различный материал и может продаваться по собственной цене.
Олигополия. Ситуация, когда рынок имеет всего несколько продавцов, которые не всегда агрессивно конкурируют между собой (ситуация сговора производителей). Ярким примером является сфера транспорта. Если маршрут между двумя населенными пунктами обслуживается всего двумя или тремя перевозчиками, они могут стремиться избегать жесткой конкуренции, чтобы обеспечить удержание цен на высоком уровне. То есть в данной ситуации видно, что рынок уже заранее «поделен» между ограниченным рядом производителей, и практически отсутствует ценовая конкуренция.
Монополия. В системе рыночной экономики максимально приближена к понятию «план», так как данная форма предполагает наличие экономического субъекта (продавец – монополия), наделенного некой экономической властью (способного «диктовать» цены и объемы предложения товара на рынке). Классический пример: местная компания водоснабжения. Жители населенного пункта, скорее всего, не имеют возможности обратиться к другому поставщику этой услуги (поставщику воды). Поэтому, если данная компания повысит тарифы на горячую и холодную воду, то люди не станут потреблять меньше, а лишь понесут дополнительные издержки.
После заполнения Таблицы 1. Вы оцениваете каждую отрасль с позиции ее принадлежности к рыночной экономике (саморегулируема) или к плановой (испытывает сильное воздействие со стороны регулятора, то есть существуют явные черты иерархического способа деятельности). Пример, Вы получили:
Отрасль | Доля отрасли в системе хозяйствования, % от ВВП | Преобладающий вид собственности | Доля занятых в отрасли от общего числа занятых в экономике, % | Наличие регулирования отрасли со стороны государства да / нет | Описание действующей формы конкуренции в отрасли |
Агропромышленный комплекс | 37% | частная | 12% | да (прямое: государственный заказ составляет 45%) | олигополия |
Таким образом, отрасль функционирует на базе рыночного механизма (внешне саморегулируема): преобладает частная собственность, но сильно регулируема. С одной стороны, со стороны государства, так как велик процент государственного заказа 45% > 25%. С другой, олигополия предполагает опасность сговора между производителями, то есть наличие экономической власти субъектов и возможность установления не равновесной цены, а завышенной цены производителя в качестве рыночной цены. А вот это уже сфера, где надо усилить регулирование (государственное косвенное, например, введение дополнительных налогов на сверхдоходы).
И так по каждой отрасли. Потом вы смотрите на общую картину и понимаете каких черт в экономической системе больше: рыночного саморегулирования или регулирования, основанного на коком либо подчинении. ® делаете вывод о соотношении рынок-план.
Определить характер планирования, действующего в данной системе
(анализ по отраслям ® вывод о том, какой преобладает для экономики в целом)
Индикативное планирование. Характерно для либеральной модели смешанной экономики (США). Суть: установление макроэкономических индикаторов. То есть, государство заранее выставляет ориентиры для производителей. Например, удвоить к концу года ВВП или сократить энергоемкость продукции на 40%. Непосредственные методы достижения поставленных целей государство не волнуют, ему интересен лишь результат.
Прогнозирование и стратегическое планирование. Характерно для корпоративной модели (Японии). Суть: в основе любой деятельности лежит стратегия развития – четко спланированный вектор движения компании (отрасли, экономики), опирающийся на ранее рассчитанный прогноз развития на основе ретроспективных и текущих данных.
Директивное планирование. Характерно для социально-ориентированной модели (Швеция). В экономике функционирует система директив. Директива – это свод (законодательно принятый) норм и правил функционирования того или иного субъекта или сегмента экономики. Например, директива о лесопользовании регламентирует нормы вырубки леса (введено ограничение – не более 3 000 га). Таким образом, государство регулирует предложение на рынке и стимулирует нормальную работу рыночного механизма, препятствуя искусственному завышению или занижению цен на древесину.