Спрос на сдвоенном рынке СМИ 4 страница
Компоненты бизнес-модели в медиаиндустрии. Учитывая, что бизнес- модель — это метод ведения бизнеса, благодаря которому компания ге-
Понятие и компоненты бизнес-модели в медиабизнесе
нерирует доходы, рассмотрим основные каналы получения прибыли в медиаиндустрии. Список элементов бизнес-модели меняется под воздействием конкурентной среды и технологических преобразований, однако можно выделить несколько наиболее известных и устоявшихся в ходе истории массовых коммуникаций компонентов.
■ Подписка — старейшая, хотя и не основная сегодня бизнес-модель, подразумевает «продажу содержания» аудитории. Это традиционная бизнес-модель, имеющая глубокие корни в истории СМИ. Она возникла в ходе становления института подписки и розничной реализации печатных СМИ — газет и журналов. С течением времени появились и новые формы подписки, использующие достижения технологического прогресса в медиаиндустрии, — подписка на кабельные и спутниковые каналы, программы цифрового ТВ, в наши дни еще и подписка на контенту операторов мобильной телефонии. По мере развития новых СМИ подписка стала также основным условием предоставления доступа к интерактивным услугам и цифровому контенту. Отличительная черта данной бизнес-модели — предложение контента «единым пакетом»/ «единым потоком», без разделения содержания на отдельные тематические/жанровые/проблемные блоки.
■ Абонентская плата традиционно ассоциируется с деятельностью общественного вещания в странах Западной Европы. Для многих государств — Великобритании, Бенелюкса, Германии, Франции, Северных стран — она стала своего рода добровольным налогом на телевидение и радио, который граждане вносят в бюджет общественных вещателей. Эта бизнес-модель ориентирована на финансирование вещания, которое стремится уйти из-под коммерческого влияния рекламодателей. При создании массового ТВ в СССР также вводилась абонентская плата, однако она быстро была отменена, хотя сохранилась абонентская плата за пользование радиоточками.
■ Потарифная и поминутная оплата как компонент бизнес-моде- ли больше известна в телекоммуникационной индустрии, однако по мере развития процесса конвергенции она пришла и в индустрию СМИ. Сегодня абоненты кабельных сетей, пользователи Интернета имеют доступ к тем услугам, которые оплачиваются потарифно/поминутно при просмотре отдельных программ, использовании коммуникационных услуг. Эта бизнес-модель внедряется и в секторе мобильной коммуникации.
■ Продажа содержания (контент-продуктов) на отдельных носителях аудитории — сравнительно новый, но уже достаточно популярный компонент бизнес-модели. Он получил распространение с появлением и развитием индустриальных способов тиражирования медиапродуктов на носителях, предназначенных для последующего распространения, —
виниловых пластинках, аудиокассетах, видеокассетах, компакт-дисках, DVD. Старейшая форма деятельности в этой сфере — продажа книг. Однако по мере увеличения числа технологических платформ — носителей медиасодержания — и ускорения процесса конвергенции данная бизнес-модель получает все большую популярность. Ее отличие в максимальном «дроблении» контента на отдельные «единицы» — тексты, музыкальные произведения, кинофильмы, телепрограммы, при отсутствии в предложении новостей. Эта модель основана на возможности отложенного и многократного потребления медиапродуктов, что накладывает определенные ограничения на включение оперативной информации в конечные контент-продукты.
■ Реклама, т.е. организация доступа рекламодателей к аудитории, или в других теоретических подходах «продажа» аудиторий, до настоящего времени остается наиболее прибыльной и распространенной моделью для подавляющего большинства медиакомпаний. Множество газет и журналов, радио- и телестанций, кабельных сетей, онлайновых СМИ используют эту модель. Она традиционно называется «коммерческой», однако не только частные компании применяют ее в своей деятельности. Общественное ТВ, долгое время считавшееся «некоммерческим» и в большинстве стран не транслировавшее рекламу, также все чаще начинает включать этот элемент бизнес-модели в свою практику (Испания, Португалия, Германия, Франция). Реклама важна как для универсальных СМИ, адресованных массовой аудитории, так и для специализированных, нишевых медиа, направленных на сегментированных по интересам потребителей. Последнее становится особенно важным в условиях дальнейшей специализации рынков товаров и услуг, а также развития индивидуализированных новых медиа.
■ Продажа производящими медиакомпаниями авторских прав, форматов и конкретных медиапродуктов другим предприятиям СМИ приобретает все большую популярность как компонент бизнес-модели современного медиабизнеса. Это связано с тем, что при развитии технологий СМИ число вешающих компаний значительно превышает число компаний, производящих контент, иными словами, число каналов существенно превышает объем содержания, предназначенного для распространения по этим каналам. В результате в медиаиндустрии возникает самостоятельный сектор «производства содержания», своего рода «производителей сырья» для реализации среди медиакомпаний. Последние же все больше превращаются в «упаковщиков» закупленного на стороне содержания, причем доля журналистских материалов самих медиа- компаний сокращается. Этот процесс по существу преображает саму ме- диаиндустрию, делая возможным существование в СМИ таких предпри-
Понятие и компоненты бизнес-модели в медиабизнесе
ятий, которые непосредственно не взаимодействуют с аудиторией. С другой стороны, подобная бизнес-модель позволяет сократить расходы на производство содержания, которые и в газетном, и в журнальном, и в телевизионном, и в радиосегменте медиаиндустрии постоянно растут.
■ Для некоторых медиакомпаний оригинальным элементом бизнес-модели становится продажа клиентских баз данных. Это — одно из тех новшеств, которые возникли в ходе технологического развития СМИ. Наиболее заметно оно проявляется в индустрии новых СМИ — онлайновой прессе, поисковых системах, мобильной телефонии, которые при помощи программного обеспечения и без участия пользователя позволяют формировать потребительский профиль последнего. Отсутствие во многих странах специального законодательства, защищающего права потребителей в цифровой среде, позволяет компаниям новых СМИ создавать клиентские базы данных и впоследствии «продавать» их рекламодателям. Последние же используют их для директ-мейла и прямого маркетинга.
■ Совсем новая, рождающаяся на наших глазах бизнес-модель основывается на смс-голосовании, смс-рейтингах или смс-опросах, которые проводят медиакомпании. В результате операторы мобильной телефонии имеют увеличенный трафик, за что и выплачивают медиаком- паниям определенный процент.
■ Несмотря на то что сегодня медиаиндустрия сталкивается с необходимостью привлекать новые инвестиции, прогресс цифровых технологий позволяет многим СМИ существовать на сравнительно небольшие средства. Это связано с резко возросшими для обыкновенного пользователя возможностями производить, обрабатывать и распространять те типы медиасодержания, которые традиционно создавались журналистами. В условиях глобальной Сети подобная некоммерческая бизнес-модель, основанная на нежурналистском контенте, становится альтернативой многим предприятиям, базирующим свои контент-стра- тегии на индустриально произведенном содержании. Показательный пример такой бизнес-модели — персональные блоги, которые создаются без учета коммерческих мотивов, а также сайты многих медиакомпаний, на которые любой свидетель интересного события может прислать свои фотографии или видеосюжеты.
■ При наличии вышеперечисленных чисто рыночных элементов довольно распространенной во многих странах остается дотационная, или внерыночная, бизнес-модель, в условиях существования которой Медиакомпании не являются экономически самодостаточными и прибыльными предприятиями, а существуют на государственные, корпоративные или партийные средства. Именно в условиях данной бизнес-мо-
'0-5586
дели манипулятивная функция со стороны инвестора или финансирующей организации может осуществляться в полной мере. Это, однако, не означает, что такая функция обязательно присутствует в деятельности дотационных компаний. В условиях рыночных европейских демократий (Скандинавия, Франция, Австрия) дотации позволяют сохранить экономически не прибыльные, но жизненно важные для плюрализма и демократии органы небольших политических партий, издания для детей, этнических меньшинств. Во многих странах дотационные СМИ, например радио, играют важную роль в создании единого общекультурного пространства. При наличии внешнего вещания государственное международное радио выступает средством продвижения национальной идентичности и культуры на глобальном рынке. Особенность данной бизнес-модели заключается в том, что в условиях рынка она нечасто служит основным инструментом организации деятельности медиакомпании. Многие предприятия СМИ используют только отдельные ее элементы, создавая специфические комбинации бизнес-инструментов. Еще одна важная черта данной бизнес-модели — ее существование в условиях жесткой конкуренции с предприятиями, опирающимися на коммерческую бизнес-модель, что особенно характерно для общественного ТВ на многих рынках.
Среди нерыночных инструментов выделяются государственные субвенции, представляющие собой различные формы дотаций и субсидий, которые органы власти самых разных уровней — от местных до общефедеральных — выдают медиакомпаниям. Они существуют во многих, прежде всего западноевропейских странах, выдаются в соответствии с политикой государства в области СМИ и позволяют различным государствам корректировать ситуацию в тех сегментах медиаиндустрии, где рыночные отношения не обеспечивают нормальное функционирование СМИ как социального и культурного института. Эта модель актуальна для муниципальных ТВ в США, партийной прессы в ряде стран Северной Европы, для печатных изданий «мнений» или изданий, адресованных этническим, лингвистическим меньшинствам. Последние довольно часто встречаются в странах Западной и Северной Европы, в России. Средства для субвенций поступают от налогов граждан, причем это могут быть общие или целевые налоги.
Другой внерыночный инструмент деятельности — частные (благотворительные) пожертвования, довольно редкий, но все же присутствующий в практике некоторых медиакомпаний элемент бизнес-модели. Его можно обнаружить в деятельности коммунитарных (общинных) медиа, средств информации диаспор.
Понятие и компоненты бизнес-модели в медиабизнесе
Следует подчеркнуть, что перечисленные компоненты бизнес-модели практически ни на одном национальном рынке не существуют в чистом виде и в деятельности предприятий СМИ реализуются, скорее, в различных сочетаниях и разных комбинациях. Правда, национальная специфика экономики, законодательных традиций и социальных систем в некоторой степени предопределяет доминирование отдельных бизнес-моделей. Так, в США и странах, где модель рынка основана на свободной конкуренции и минимальном вмешательстве государства (так называемая модель laisser-fair), ведущая бизнес-модель СМИ опирается на рекламу. В западноевропейских странах, исповедующих философию социального государства всеобщего благоденствия, возможно и существование дотационной (внерыночной) модели вСМИ. Иныефор- мы реализации дотационной модели встречаются в медиаиндустрии государств с плановой экономикой или стран переходного периода. Современные бизнес-модели медиаиндустрии весьма сложны, поскольку на их формирование и реализацию оказывают влияние достаточно разнородные силы. Основных игроков в современной индустрии СМИ можно разделить на две группы — издателей и вещателей, с одной стороны, и производителей содержания (контент-провайдеров) — с другой. Сложность ситуации придают несколько обстоятельств. Во-первых, часть компаний может быть отнесена к обеим группам. Многие телекомпании, например, производят новостные, информационно-аналитические, документальные, развлекательные программы, причем не только транслируют их самостоятельно, но и продают другим компаниям. Газеты и журналы с развитием интернет-версий все чаще выступают и как поставщики содержания, причем бесплатного, для других СМ И. Во-вторых, предприятия, производящие содержание, — производительные компании, продакшн радиостудии, кино- и звукозаписывающие студии, информационные агентства, службы видеоинформации — по мере увеличения числа каналов распространения и конвергенции технологических платформ начинают предлагать потребителю свои продукты напрямую, минуя редакции СМИ. В-третьих, некоторые компании из смежных индустрий, например телекоммуникационной или телефонной, самостоятельно выходят на рынок СМИ. Так, кабельные операторы, традиционно предоставлявшие другим вещателям свои каналы распространения, превращаются в вещателей, поскольку легко могут приобрести права на трансляцию телепрограмм, кинофильмов или Других аудиовизуальных контент-продуктов. В результате в современной медиаиндустрии существенно возрастает роль еще одного «действующего лица», а именно владельца авторских прав на содержание. Имен-
ю-
но поэтому дальнейшее развитие бизнес-моделей в медиаиндустрии будет обязательно учитывать и рост затрат на закупку авторских прав, и возможные прибыли от их реализации1.
Трансформация бизнес-моделей в условиях цифровой революции. Воздействие, которое оказывают цифровые технологии на бизнес-модели современной медиаиндустрии, трудно переоценить. Суть вопроса состоит в том, что бизнес-модели старых СМИ теряют эффективность вследствие усиливающейся фрагментации, дробления массовой аудитории, вокруг которой прежде строилась экономика СМИ. Онлайновые медиа комбинируют традиционные для медиаиндустрии источники доходов — рекламу в интернет-СМИ, продажу цифрового контента аудитории — с новыми, такими, как поминутная оплата трафика, доходы от электронной коммерции, продажа персональных данных клиентов (что к тому же не во всех странах имеет легальные основания), активное внедрение подписки на все виды медиаконтента. Подобная бизнес-модель уже присутствует в сфере онлайн-музыки, где сегодня благодаря ее становлению достигается значительный экономический эффект.
От цифровой революции, оказавшей заметное воздействие на звукозаписывающую индустрию, выиграли потребители, получившие возможность либо обмениваться музыкальными файлами, либо «арендовать» песни в базах данных за невысокую плату. Сама бизнес-модель музыкальной индустрии начала меняться: контроль над записями из рук звукозаписывающих мейджоров стал переходить в руки компаний, организующих распространение. Первый яркий пример здесь — миниатюрный медиацентр iPod компании «Эппл» («Apple»), предлагающий пользователям относительно дешевый доступ к своим музыкальным коллекциям, а в более продвинутых моделях — и к видеофайлам, и к кинофильмам. Последствия выхода на рынок iPod аналитики часто называли революцией. Потребителям, слушателям это дало новые возможности, увеличившие мобильность цифровой музыки, скачивать которую теперь стало возможным везде. Последняя модель мобильного телефона от «Эппл» — iPhone позволила интегрировать неплохое качество мобильной телефонии с быстрым доступом в Интернет, позволяющим получать качественные звук и картинку. Неудивительно, что новые элементы бизнес-модели объединили доходы от мобильной связи с платой за все виды контента. Как будет развиваться эта инновация в будущем,
' Aris A., Bughin J. Managing Media Companies. Harnessing Creative Value. John Wiley & Sons, 2005. P. 28-30.
Понятие и компоненты бизнес-модели в медиабизнесе
еще неясно, однако очевидно, что цифровая революция будет и в дальнейшем определять изменения традиционных схем бизнес-моделей в медиаиндустрии.
Трансформация бизнес-моделей музыкальной индустрии не ограничивается только стратегией корпорации «Эппл». На рынке присутствуют и другие компании-дистрибьютеры, организующие доступ пользователей к музыкальным файлам в новых формах. «МьюзикНет» («MusicNet», США) реализует продукцию традиционных мейджоров звукозаписывающего бизнеса — «Уорнер» («Warner»), «Би-Эм-Джи» («BMG»), «И-Эм-Ай» («ЕМ1») — благодаря специальному программному обеспечению. Так, оно позволяет выбрать любую форму месячной подписки на музыкальные файлы. Конкурент «МьюзикНет» компания «Прессплэй» («Pressplay») предлагает доступ к записям «Сони» («Sony»), «Вивенди» («Vivendi»), «И-Эм-Ай», а также независимых продюсеров. Его рыночная стратегия более агрессивна и выгодна потребителю. Компания комбинирует различные компоненты бизнес-модели: она предлагает гибкие условия «аренды» музыки, продает напрямую музыкальные файлы, дает возможность бесплатно проигрывать их на втором компьютере, разрешает пользователям обмениваться плей-лис- тами, бесплатно скачивать 30-минутные саундтреки и т.п. Многие интернет-провайдеры музыкального контента активно развивают подписку: одни предлагают прослушивание неограниченного количества песен за фиксированную ежемесячную плату, другие позволяют проигрывать свои файлы на нескольких разных носителях, третьи разрешают неограниченное скачивание даже в пиринговых сетях.
Большой интерес компании новых медиа проявляют сегодня и к такой услуге, как видео-по-заказу (VOD), поскольку это приносит существенные прибыли. Так, по оценкам крупнейшей компании «Тайм Уорнер» («Time Warner»), предлагающей услуги по прокату своих фильмов, прибыль услуг по прокату DVD составляет 20 центов на каждый вложенный доллар, тогда как для VOD она уже сейчас оценивается в размере 60—70 центов на 1 доллар. Традиционный прокат видеокассет и DVD постепенно уступает место новой услуге. Конечно, говорить о значительных изменениях, к которым может привести распространение УОй, еще рано, однако уже сейчас очевидно, что речь идет не о простой замене технологий, а о становлении новых форм потребления СМИ. Как и многие другие услуги новых медиа, VOD конкурирует сразу с несколькими СМИ, прежде всего с ТВ и кино, поэтому можно предположить, что определенные преимущества, связанные с возможностью заказывать по Интернету домой кинофильмы или сериалы хорошего ка-
чества, повлияют на сам факт походов в кинотеатр или традиционного просмотра ТВ.
Однако, несмотря на многообещающие перспективы, экономисты видят в развитии традиционных бизнес-моделей, в идущих процессах и определенные проблемы. Во-первых, совершенно не так очевидна готовность потребителей платить за «прокат» музыкальных файлов. Во-вторых, пиринговые сети, позволяющие их пользователям бесплатно обмениваться музыкальными файлами, не позволяют интернет-пройдерам получать доходы полностью. В-третьих, традиционная практика лицензирования и защиты авторских прав нуждается в существенном улучшении, что и показала история с пиринговой бесплатной файлообмен- ной сетью «Нэпстер».
Подводя итог анализа понятия бизнес-модели в медиаиндустрии и ее основных компонентов, можно заключить следующее:
■ сегодня бизнес-модель стала важным концептуальным инструментом, обращающим внимание на потенциальные пути извлечения доходов;
■ в современной медиаиндустрии выработаны специфические элементы бизнес-модели (модели бизнеса), позволяющие эффективно извлекать доходы, хотя в условиях многих стран — в силу специфики социально-политических ролей СМИ — медиаин- дустрия вынуждена прибегать к комбинированию рыночных и внерыночных форм ведения бизнеса;
■ наиболее заметное влияние на трансформацию бизнес-моделей в медиаиндустрии оказывает цифровая революция, которая фрагментирует массовую аудиторию и преобразует существующие схемы получения доходов, заставляя медиакомпании искать новые компоненты для традиционных бизнес-моделей.
Вопросы для самопроверки
1. Спрос как экономическая категория.
2. Чем можно объяснить растущий спрос аудитории на СМИ?
3. Обозначьте основные подходы к выделению социальных групп внутри общества. Каково их значение для медиаиндустрии?
4. В чем выражается противостояние между качественной имассовойпрессой?
5. Чем объясняется разделение спроса аудитории и рекламодателей?
6. Дайте определение понятия «коммодификация».
7. Что вы можете рассказать об исследованиях эффектов СМИ?
8. Перечислите основные функции медиапредприятий.
9. Что представляет собой концепция аудитории как «товара СМИ»?
Литература
10.Назовите положительные и отрицательные стороны процесса фрагментации аудитории.
11.Совпадают ли, по вашему мнению, понятия «СМИ» и «глобализация»? Обоснуйте свой ответ.
12.Глобализм, глобальность, глобализация. Различаются ли эти понятия по значению?
13.Назовите основные особенности информационной глобализации. Дайте им краткую характеристику.
14.Справедливо ли утверждение медиаисследователей о том, что глобализация есть прямое продолжение технологического прогресса в индустрии СМИ? Обоснуйте свой ответ.
15. Каковы рецепты производства глобально ориентированного содержания. Можете ли вы предложить свой рецепт?
16. Дайте определение термина «бизнес-модель».
17.На что обращает внимание бизнес-модель в практике медиаиндустрии?
18.Назовите основные компоненты бизнес-модели в индустрии СМИ.
19. Что вы можете рассказать о трансформации бизнес-моделей в условиях цифровой революции?
20. Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития бизнес-моделей в медиа- индустрии? Обоснуйте свой ответ.
Литература
Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.
ГидденсА. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
Моль А. Социодинамика культуры. М.: УРСС, 2008.
Портер М. Конкурентная стратегия. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
Портер М. Стратегия. М.; СПб: Вильяме, 2003.
Томпсон А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа. 12-е изд. М.; СПб.: Вильяме, 2007.
Финк К. Стратегический газетный менеджмент. Самара: Корпорация «Федоров», 2004.
ArisA., BughinJ. Managing Media Companies. Harnessing Creative Value. John Wiley & Sons, 2005.
A Handbook of Cultural Economics. Ed. by R. Towse.Edward Elgar Publishing, 2003.
A Handbook on Media Management and Media Economics. London and New York, Routledge, 2005.
Kung L. Strategic Management in the Media. Theory to Practice. London: Sage, 2008.
Napoli P. Audience Economics. Media Institutions and the Audience Marketplace. Columbia University Press, 2003.5 Рантанен Т. Национальное и глобальное. Массмедиа и коммуникации в посткоммунистической России. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. С. 10.
4.1. Понятие концентрации в индустрии СМИ
Термин«концентрация» происходит от новолатинского словаconcentrate (лат.con — с, вместе иcentrum — средоточие, центр) и переводится на русский язык каксосредоточение, скопление, насыщенность, объединение'. В экономическом же преломлении под концентрацией принято пониматьсосредоточение производства, капитала в одном месте или в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких фирм1. В современной экономической теории разделяютконцентрацию капитала и концентрацию производстваВ первом случае речь идет о сосредоточении, нарашивании капитала посредством соединения капиталов разных владельцев, собственников, а также за счет превращения прибыли в капитал, капитализации доходов. Во втором случае имеется в виду сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах одного региона.
Концентрацию часто и не без оснований называют одним из законов капиталистического рынка, основанного на экономической свободе хозяйствующих субъектов. Собственник может расширять предприятие лишь по мере того, как в его руках скапливается все больший капитал. Очевидно, что крупные предприятия имеют преимущества перед мелкими как в сфере производства, так и в сфере обращения, поэтому у их владельцев норма прибыли всегда выше, чем у мелких предпринимателей, и они обладают большей конкурентоспособностью. Подобные процессы свойственны практически всем отраслям современного мирового хозяйства — расширение деятельности многих компаний зачастую происходит путем создания ими новых структур (дочерних фирм, филиалов, представительств и пр.) или приобретения уже существующих путем как друже-
1 Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ч slovari.yandex.ru/dict/bse.
2 Современный экономический словарь. |Электронный ресурс]. — Режим доступа- http://slovari.yandex.ru/dicl/economic.
5 Там же.
ственных, так и недружественных поглощений (так называемыеМ&А-сдел-icu). Примерами этого могут послужить открытия подразделений корпорации «MacDonald's» по всему миру или покупка концерном «Volkswagen» концерна «Rolls-Royce».
Таким образом, применительно к средствам массовой информации под концентрацией подразумевается объединение компаний, владеющих капиталом в различных сегментах медиаиндустрии, а также в смежных сегментах информационно-коммуникационной индустрии.
Проще говоря, когда издательский дом учреждает новую газету или устанавливает контроль над телеканалом, мы имеем дело с феноменом концентрации СМИ. Например, компания «Проф-Медиа» в 2006 г. приобрела компанию «Rambler Media Group».
Процесс концентрации СМИ во многом зависит от целого ряда обстоятельств. Все множество факторов, оказывающих влияние на развитие концентрации во всех странах мира, в целом можно разбить на четыре группы:экономические, политические, правовые и технологические. К первой группе относятся возможности максимизации оборота, прибыли, рентабельности и минимизации издержек, убытков медиакомпании; во вторую фуппу входят такие обстоятельства, как политическая ангажированность собственников медиакомпаний и ее характер; третья группа — это существующие нормы антимонопольного законодательства и совокупность возможных методов влияния органов власти на информационное пространство страны; под четвертой группой факторов подразумевается уровень развития средств генерации, агрегации и дистрибуции медиапро- дукта, а также степень их использования в деятельности СМИ.
В условиях бурной коммерциализации издание газет и журналов, телерадиовещание, кинопроизводство, книгоиздание, видео-звукозапись и деятельность в области Интернета все в большей степени становятся самодостаточными отраслями национальной и глобальной экономики, на которые в полной мере распространяются универсальные механизмы конкурентной рыночной деятельности, а также единые стандарты эффективного управления, продиктованные потребностями и законами рынка. Концентрация СМИ в этих условиях становится важнейшим способом достижения успеха в медиабизнесе.
4.2. Возникновение процесса концентрации в индустрии СМИ
Мировая практика показывает, что сосредоточение медиасобствен- Ности является одной из неотъемлемых черт развития как почти любой национальной, так и глобальной медиасистемыГ Как экономическое
явление концентрация СМИ имеет давние истоки. Одним из первых медиасобственников, сосредоточивших в своих руках несколько предприятий СМИ, стал Эдвард Скриппс. В 1878 г. предприниматель основал в США газетную группу, со временем развившуюся в крупный ме- диаконцерн «Scripps-Howard Newspapers». С тех пор процесс концентрации СМИ во всем капиталистическом мире вплоть до сегодняшнего дня только набирает обороты.
Предтечей концентрации в мировой медиаиндустрии принято считать «коммерческую революцию» 1830— 1840-х годов, превратившую «газетное хозяйство» наиболее развитых стран Старого и Нового Света в полноценную индустрию. Под влиянием предыдущей эпохи Просвещения и «промышленной революции» Нового времени средства массовой информации стали частью общественной инфраструктуры и, как следствие, реальными субъектами (агентами) экономической деятельности. Пресса, тогда еще в основном печатная, вступила в новую эпоху, когда ее существование стало основываться на законах рынка. Отныне и впредь одним из основных критериев эффективности СМИ, наряду с их политическим влиянием, стал коммерческий результат, а сами они стали восприниматься как предприятия, которые производят продукцию, имеющую себестоимость и продажную цену, и приносят прибыль.
Собственники успешных газет, журналов и книгоиздательских фирм, чья социальная принадлежность прежде была неясна, превратились в настоящих предпринимателей-буржуа. Их естественная потребность извлекать прибыль из своей деятельности и стала основной мотивацией к постоянному расширению медиарынка. Руководствуясь классическими алгоритмами ведения бизнеса, издатели стали демонстрировать стремление к господству в области своей деятельности. Как и в других отраслях экономики, в медиаиндустрии для укрепления позиций — роста показателей доходности, рентабельности и прибыли — требовался рост собственности и масштабов производства. Под влиянием законов капиталистической экономики к концу XIX в. в мире наметилась тенденция к сосредоточению СМИ в руках наиболее удачливых предпринимателей.