Спрос на сдвоенном рынке СМИ 9 страница

Г

управление себестоимостью продукции СМИ в рамках финансовой работы

Также важно учитывать, что практически во всех сферах медиабиз- неса чрезвычайно высокими могут быть издержки на первую копию, на создание оригинальных продуктов — газеты, телепередачи, фильма. Однако расходы на тиражирование оказываются в сравнении с ними минимальными, поэтому так высоко значение в сфере СМИ массового производства, при котором себестоимость единицы продукции замет­но сокращается с каждым новым экземпляром или зрителем. При этом прибыль на единицу продукции повышается.

В принципе, прямые издержки почти всегда будут переменными, а косвенные (накладные) — постоянными. Хотя в период бурного роста, увеличения масштабов деятельности отдельные статьи постоянных из­держек могут превращаться в переменные. Отдельные изменения могут быть связаны с конкретными условиями на предприятии или с перио­дом рассмотрения (краткосрочным или долгосрочным).

Помимо этого издержки можно подразделить на явные (все расходы в процессе производства продукта — аренда, распространение, зарпла­та сотрудникам и т.д.), влияющие на себестоимость продукта, и неяв­ные., денежные средства, недополученные в результате коммерческой деятельности.

Валовые издержки представляют собой сумму постоянных и перемен­ных расходов. Средние валовые издержки будут индикатором себестои­мости единицы произведенной продукции. При росте производства пе­ременные, постоянные и валовые издержки будут вести себя по-раз- ному, но традиционно считается, что увеличение объемов выпускаемой продукции повышает переменные расходы, но в большинстве ситуаций ведет к снижению валовых или общих издержек. Подобная технология снижения издержек получила названия костинг-технология.

В случае если валовой доход превышает валовые издержки, можно говорить о прибыли. Практически бюджетирование с использованием бюджета расходов и доходов можно считать поисками возможностей про­гнозирования себестоимости. Прибыльътжом случае — это разница между себестоимостью и рыночной ценой. Правда, получение прибыли, осо­бенно в краткосрочном периоде, не является залогом успешного функ­ционирования предприятия, для него более важными могут быть про­цессы, связанные с движением денежных средств. Среди важнейших за­дач финансистов и экономистов на предприятии — определение вариантов минимизации себестоимости, поиска решений, позволяющих производить основную продукцию компании как можно дешевле.

Основные источники снижения себестоимости лежат в управлении закупками и сбытом, хотя частично снижения можно добиться и на этапе Производства. Правда, в газете или в телекомпании часть накладных

расходов может быть менее контролируема, чем в большинстве других отраслей. К примеру, при работе над важным материалом или темати­ческой программой могут возрастать представительские расходы, рас­ходы на связь, покупку информации.

Работа с закупками особенно важна, она непосредственно может сказаться на оборотных средствах, а также на прибыльности. При за­купках необходимо постоянно отслеживать наиболее выгодных постав­щиков и низкие цены, а также точнее определять объемы и сроки хра­нения, при которых расходы по этой операции можно будет эффектив­нее контролировать. К примеру, при издании газеты лучше всего искать варианты снижения по типографским расходам (оценка оптимального заказываемого тиража), по оптимизации сроков и объемов закупок, при подборе оптимального числа поставщиков.

При распространении также важны понимание наиболее выгодно­го количества дистрибуторов и мониторинг основных распространите­лей, оценка их репутации и финансовых условий. Среди стратегичес­ких решений на стадии производства могут быть расчет необходимого числа сотрудников и поиск вариантов повышения эффективности тру­да, а также выбор направления, по которому выгоднее работать само­стоятельно или отдать на аутсорсинг.

Для планирования прибыли, понимания перспективы предприятия важно правильно рассчитывать такой показатель, как точка безубыточ­ности, т.е. уровеньобъема производства или реализации продукции, при котором он становится равен величине валовых издержек и после дос­тижения которого компания начинает получать прибыль на единицу продукции. Точка безубыточности будет равна постоянным издержкам (за конкретный период, или производственный цикл), разделенным на разницу между ценой единицы продукции и ее себестоимостью на ос­новании переменных издержек. Соответственно, для расчета точки бе­зубыточности необходимо знать единицу продукции, постоянные из­держки за период производства, переменные издержки на производство, предположительную цену продукции.

5.6. Управление оборотным капиталом

Повышение эффективности использования оборотных средств чрез­вычайно важно, так как позволяет избежать их недостатка и иметь мак­симальный оборотный капитал, что способствует большей прибыльно­сти предприятия. Обеспечение бесперебойного и стабильного наличия достаточного объема оборотных средств на предприятии является, воз­можно, главной задачей финансового управления.

Управление оборотным капиталом

К основным средствам (основному капиталу) в компании относят имущество со сроком эксплуатации более одного года, что в случае средств информации может относиться к собственным помещениям, транспорту, оргтехнике, компьютерам, передатчикам, монтажным сту­диям, осветительной аппаратуре и т.п. Основной капитал, особенно на медиапредприятиях, где производственный цикл выпуска газеты или съемок телепрограммы может быть очень коротким, влияет на себесто­имость конечной продукции минимально. Свою стоимость на эту про­дукцию он переносит в течение всего срока эксплуатации, что может достигать сотен и даже тысяч выпусков, и процесс переноса непосред­ственно связан с процедурами амортизации.

Помимо материальных основных средств в течение длительного срока эксплуатируются и амортизируются нематериальные активы, не имеющие физической или денежной формы. В финансовой работе пред­приятий, связанных с информационными и коммуникационными про­дуктами и услугами, нематериальные активы играют все более важную роль и могут иметь очень высокую стоимость. В большинстве случаев они связаны с авторскими правами, в вещательном бизнесе — с лицен­зиями и сетевыми контрактами, в крупных компаниях — с накоплен­ной деловой репутацией или гудвилом.

В то же время оборотные средства (оборотный капитал, оборотные активы) — это средства, участвующие непосредственно в каждом про­изводственном цикле и переносящие на готовый продукт свою сто­имость полностью или в значительном объеме. На больших промыш­ленных предприятиях оборотным считается капитал, используемый, т.е. превращаемый в наличность, меньше года. Однако в средствах инфор­мации, где производственный цикл бывает намного короче, например, в ежедневной газете или новостных программах достигать 300 раз в год, подобная особенность производства отдельных медиапродуктов может рассматриваться как их уникальное конкурентное преимущество.

Оборотный капитал включает в себя материальные оборотные сред­ства — сырье (бумагу, краску, кальки и т.д.), энергию, все варианты не­завершенного производства, запасы готовой продукции и т.п., а также Финансовые средства, имеющиеся на конкретный момент в распоря­жении предприятия, — деньги в кассе (в том числе невыданную зарпла­ту), средства в расчетах с поставщиками, невыплаченные кредиты, бы­строреализуемые ценные бумаги и т.д. Они оборачиваются каждый кон­кретный цикл, и, соответственно, на них приходится основный вклад в себестоимость конечного продукта или услуги.

Три основные составляющие, влияющие на состояние оборотных сРедств, — товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность

и кредиторская задолженность. Дебиторская задолженность на предпри­ятии состоит из тех денег, которые должны ему за проданную продук­цию (в том числе в кредит или в рассрочку) по выставленным счетам. Кредиторская задолженность представляет собой средства, которые должно само предприятие, например, издательская компания за про­дукты и оказываемые ей услуги типографии, почте, поставщикам бума­ги или электричества.

В реальности в условиях современных производственных отношений практически не существует фирм, не имеющих задолженностей, как кре­диторской, так и дебиторской, и не встречается предприятий, возвраща­ющих или получающих абсолютно все долги (в особенности в срок). Тем более сложно контролировать возврат и выплату долгов при очень ко­ротких производственных циклах, и задачей финансового управления является увязывание средней продолжительности оборачиваемости обо­ротных средств и длительности одного производственного цикла.

Для успешного предприятия показатели оборачиваемости капита­ла могут быть даже важнее, чем прибыль на единицу продукции, ведь каждый завершившийся цикл оборота приносит реальные деньги. Тео­ретически в ежедневной газете капитал может оборачиваться 250—300 раз в год, и если на каждом этапе получать возврат хотя бы 1 %, то за год возврат может достигать 250—300%. Безусловно, в реальности полно­ценный оборот за каждый цикл практически невозможен, но среди важ­нейших задач финансового управления остается оптимизация средней продолжительности оборачиваемости оборотных средств — времени, которое необходимо для превращения всех средств, вложенных в мате­риальные запасы и дебиторскую задолженность, в конкретные денеж­ные суммы на счете.

Соответственно, период оборачиваемости оборотных средств будет равен сумме периода оборачиваемости запасов и периода оборачивае­мости дебиторской задолженности за вычетом среднего срока креди­торской задолженности. Нормальное обеспечение предприятия оборот­ными средствами подразумевает, в частности, что объемы его дебитор­ской задолженности должны быть меньше задолженности кредиторской. Для того чтобы оборачиваемость оптимизировать, необходимо будет минимизировать период оборота запасов, а также срок выплаты деби­торской задолженности (оплаты номера газеты или подготовленной программы) и попытаться добиться максимальных сроков оплаты кре* диторской задолженности. Или, проще говоря, сделать так, чтобы у ком­пании или подразделения не оставалось материальных излишков, что­бы деньги возвращались как можно быстрее, а сама фирма могла при­держивать деньги подольше.

Долговое финансирование

Специфика производственного цикла в отдельных средствах инфор­мации позволяет теоретически обернуть оборотный капитал сотни раз за год. Практически, конечно, подобное невозможно, хотя бы из-за того, что не найдется поставщиков необходимых услуг и материалов, кото­рые стали бы осуществлять поставки в ежедневном или близком к нему режиме. Но минимизация основных сроков остается первичной: если почта готова сотрудничать на основе месячных циклов, нужно ориен­тироваться на такие сроки, если основные материалы могут приобре­таться раз в две недели, следует придерживаться минимальных сроков закупок, а не держать лишние запасы. Помимо этого, в любом бизнесе всегда все должны всем, и чаше всего какая-то часть этих долгов оказы­вается невозвращенной, так что нужно добиваться того, чтобы заинте­ресованной фирме должны были меньше и возвращали быстрее, а сама она имела возможность больше получать в долг и увеличивать сроки выплат. В таком случае у предприятия всегда будет возможность иметь денежные и материальные средства, которые можно превратить в ре­альные деньги в процессе оборота.

5.7. Долговое финансирование

Деньги любому предприятию нужны всегда, в первую очередь для поддержания достаточности оборотного капитала, по сути, для поддер­жания возможности оптимального функционирования компании в рам­ках любого производственного цикла. Помимо этого, средства требу­ются и для обеспечения роста предприятия, как в процессе использова­ния внутренних возможностей, так и на основе внешних приобретений.

Еще на стадии создания предприятия возникает потребность в день­гах для формирования оборотного и основного капитала, и часть средств, вложенных втак называемый уставный капитал, идет именно на это. Устав­ный капитал формируется обычно из совокупности денежных и матери­альных вкладов учредителей и владельцев компании, которые требуются ей для производства первых партий базовых продуктов или услуг. Чтобы не было лишних споров и последующих конфликтов, доли и размеры бу­дущих выплат должны быть оговорены в учредительных договорах.

В дальнейшем оборотный капитал поддерживается и наращивается при успешной работе за счет собственных средств, источником кото­рых выступает в первую очередь полученная прибыль, и привлеченного Финансирования. Конечно, в любых отраслях работают предприятия. Полагающиеся практически только на собственные средства, но боль­шинство компаний стремится максимально разнообразить число вари- аНтов и источников финансирования своей деятельности, так как по-

лагаться только на использование прибыли и не достаточно надежно, и не всегда выгодно. В большинстве случаев, когда деньги нужны быст­ро, кредит может оказаться выгоднее уже хотя бы потому, что фирма получает его достаточно быстро, пользуется чужими средствами, точно знает, сколько сможет потратить и сколько это будет ей стоить. А при правильном использовании и хороших условиях обойтись эти средства могут дешевле, чем использование собственных финансовых ресурсов.

Существуют десятки различных вариантов получения финансирова­ния. Но если попытаться обобщить, то из них необходимо выделить дол­говое финансирование, т.е. различные варианты получения денег на вре­мя под проценты, и инвестиционное, связанное с продажей доли в ком­пании. Есть, конечно, сфера так называемых коммерческих кредитов (оформляемых чаще всего векселями), существующих в форме отсрочен­ных платежей, возникающих между предприятиями при взаиморасчетах. Но основное внимание будет уделено отношениям между компаниями и финансовым сектором, в котором наиболее важны два базовых сегмен­та — коммерческие банки и фонды, предоставляющие деньги в обмен на деньги и обеспечивающие основные источники финансирования.

Банковская система — основа любой экономики, так как именно она обеспечивает в ней движение капитала. Банки принимают деньги у предприятий, организаций и граждан и передают их в пользование дру­гим предприятиям, организациям и гражданам под определенный про­цент. В принципе, чем более развита и стабильна национальная эконо­мика, отдельная отрасль и несколько ведущих предприятий в этой от­расли, тем больше возможностей для ведения и развития бизнеса на заемные средства. В идеале, практически весь бизнес может вестись на чужие деньги, но в реальности действительно полезно привлекать хотя бы какую-то часть средств за счет кредитов.

Главной услугой коммерческих банков, таким образом, остается вы­дача кредитов — сумм, которые заемщик получает на определенный срок с необходимостью возврата под определенный процент. Кредитное фи­нансирование основано на взаимодействии с финансовыми института­ми, работающими с так называемыми ссудными капиталами, которые существуют в денежной форме и предоставляются их владельцами в ис­пользование на определенный срок за плату в виде процентов.

Проблемами, препятствующими кредитованию средств информа­ции, могут стать низкий уровень развития банковской системы, недо­статочность капитала, недостаточная кредитоориентированность бан­ков, низкая культура отношений с мелкими и средними заемщиками- К примеру, в России банки начали уделять серьезное внимание мелким и средним компаниям только 2—3 года назад.

Долговое финансирование

Кредитованием небольших компаний, которых большинство в ме- диабизнесе, в том числе и российском, чаще всего занимаются специа­лизирующиеся на этом сегменте банки, и проблемы в данном случае могут возникать с обеих сторон: у одних может не хватать активов под залог и прозрачности операций, у других — ощущаться недостаток соб­ственного капитала. В этой ситуации в отрасли может возникнуть де­фицит внешнего финансирования, который разрешается или снижени­ем требований к заемщикам, или более активной работой крупнейших финансовых институтов, способных брать на себя больше рисков, ис­ходя из масштабов операций.

В любом случае, если в медиакомпании отлажены важнейшие про­цессы — поставлен учет, налажено бюджетирование, оптимизирована оборачиваемость капитала, кредиты становятся доступным и эффектив­ным финансовым инструментом.

Особенность кредитного финансирования связана с учетом несколь­ких моментов. В первую очередь, почти все кредиты предполагают на­личие залогового обеспечения, причем полностью обеспеченным счита­ется кредит, в котором залог больше 100% от суммы кредита и процен­тов по ней. Не обеспечен кредит в том случае, если залог достигает менее 60% от объема ссуды. Банкам необеспеченность не выгодна, потому что в этой ситуации приходится использовать стопроцентное резервирова­ние, что нежелательно для любой кредитной организации, особенно с небольшим собственным капиталом.

Для многих малых и средних медиакомпаний, даже достаточно эф­фективных, существенной проблемой при получении крупных (в мас­штабах их деятельности) кредитов под проектное или инвестиционное финансирование является именно залоговая база. Часто издательствам или радиостанциям просто недостает средств, которые можно было бы использовать в качестве залога. Для некоторых СМИ дополнительные возможности могут быть связаны с использованием в качестве залога достаточно специфических элементов, к примеру, рекламных площа­дей или рекламного времени. Однако у них же могут быть и неизбеж­ные недостатки, связанные с тем, что продукты, например, ежедневной прессы быстро устаревают, что заметно снижает их залоговый потенциал.

Еще одним важным условием для получения кредита является спо­собность заемщика выплачивать проценты, чтобы банк был уверен в возврате выданных денег и получении за их использование установлен­ной платы. Для полноценного выгодного использования кредитов ком­пания должна быть финансово устойчивой, приносить стабильную при­быль, превышающую предположительную процентную ставку. Поэто-

'«'5586

му на ранних этапах существования компаниям получить кредит прак­тически невозможно.

Договариваясь с банком, медиакомпания согласует с ним условия выдачи и погашения (возврата) кредита, процент и формулу расчета, срок, залог, схему погашения, варианты получения денег. Погашение, которое также влияет на размер процента, может осуществляться по разным схемам в зависимости от выработанных менеджментом прин­ципов финансового управления. В принципе, возможны четыре базо­вых схемы: разовый взнос в конце срока, списание равными долями в течение срока, а также списание разными долями — сначала больши­ми, потом меньшими, и наоборот.

Практически любой цикл производства и реализации продукта по­зволяет ориентироваться на разбивку выплат на небольшие части, а в СМИ, особенно в прессе, условия позволяют делить выплаты на мно­жество мелких сумм в зависимости от продолжительности производ­ственных циклов (теоретически возможны даже ежедневные переводы). Регулярные некрупные выплаты наиболее выгодны, но для получения полного эффекта от кредитования необходим хороший уровень финан­сового планирования, чтобы достаточно четко представлять себе фи­нансовые показатели компании на период использования кредита.

Величина процента, который придется заплатить, связана с множе­ством факторов, но изначально зависит от ставки рефинансирования, т.е. от стоимости денег для коммерческих банков при кредитовании их Центральным банком РФ (ЦБ РФ), зафиксированной на дату перевода денег заемщику. Конечно, банковская ставка почти всегда будет выше ставки рефинансирования. После этого учитываются факторы, связан­ные с залоговым обеспечением и оценкой других рисков при работе с конкретной медиакомпанией с учетом ее финансового состояния, пер­спектив, прозрачности и репутации. В целом сам кредит относится к операционным издержкам, к ним же относится часть процентов, рас­считываемая по формуле: ставка рефинансирования +3%. Все, что выше этого, платится из прибыли.

С точки зрения финансов кредит выгоден, особенно для прибыль­ных предприятий при подборе выгодных условий получения и в ситуа­циях, когда в рамках финансовой работы удается отладить механизмы эффективного обслуживания кредита и управления выплатами. При этом многие компании предпочитают все-таки не пользоваться кредитами и развиваться в основном за счет собственных средств и инвестиций, при­чиной чему может быть, в том числе, низкая финансовая культура.

Любым активно кредитующимся компаниям, в том числе и из сфе" ры СМИ, желательно наладить отношения с широким кругом банков-

Долговое финансирование

кредиторов, что улучшает их кредитную историю и делает более выгод­ными условия кредитования, так как банки вынуждены конкурировать между собой за качественных заемщиков. Также с определенного мо­мента эффективно обращаться к процедурам рефинансирования, в рам­ках которых кредиты одних банков помогают погашать задолженность перед другими.

Наличие определенных размеров кредитной задолженности у фир­мы может считаться естественным условием ее существования, по край­ней мере до тех пор, пока она не превышает критических отметок по отношению к обороту, прибыли, балансовой стоимости активов и не­которым другим показателям, которые определяются как на основании обших в целом по экономике, так и специфических для отдельных от­раслей критериев.

Кредиты, которые выдают банки, могут быть краткосрочными (на срок до года) и долгосрочными (более года). Можно выделить несколько основных кредитных продуктов, актуальных для небольших и средних медиакомпаний. Это, в первую очередь, срочный кредит для ликвида­ции кассового разрыва, восполняющий временный недостаток оборот­ных средств, необходимых для финансирования текущих операций. Близок к нему овердрафт, призванный компенсировать временный де­фицит оборотных средств путем оплаты расчетных документов клиента банком с текущего счета компании сверх фактического остатка средств на нем; а при хорошо развитых отношениях между двумя организация­ми компания может получать доступ к кредитной линии. С определен­ного момента другой областью кредитования могут стать рефинансиро­вание, а также целевые кредиты, связанные с долгосрочным развитием бизнеса, с проектным финансированием, с обеспечением слияний и поглощений, рассчитанные на достаточно длительные сроки. Для дос­тупа к этим продуктам предприятиям необходимо демонстрировать уже более устойчивое положение и развитые отношения с банками.

Среди вариантов финансирования, которые можно отнести к услож­ненным формам заимствований, предлагаемым финансовыми организа­циями, следует особо выделить лизинговые и факторинговые операции.

Важным инструментом получения необходимых оборотных средств в последние десятилетия в мировой практике стал факторинг, помога­ющий превратить значительные объемы дебиторской задолженности в Реальные деньги на счетах. Для фирм, работающих в сфере средств ин­формации, особенно печатных, где уровень дебиторской задолженнос­ти часто бывает выше среднего по экономике, факторинг может ока­заться обязательной во многих ситуациях услугой. По сути, факторинг Представляет собой финансирование под уступку денежного требова-

ния. В результате факторинговых операций фирма переуступает право получения платежей за поставленный товар или оказанные услуги спе­циальным факторинговым организациям (факторам) за определенное вознаграждение. Сама фирма получает большую часть денег, которые ей должны, и снижает расходы по ведению долгов. Факторы выплачи­вают большую часть долга, обычно 70-90%, в виде кредита, а остаток перечисляют после взимания задолженности, получения процентов и комиссии за услуги.

Правильно воспользовавшись факторингом, медиакомпания полу­чает возможность расширить поставки и при этом иметь доступ к необ­ходимым оборотным средствам. Если, например, издательству необхо­димо продать 10 тыс. экз. журнала, а дистрибутор может в срок распла­титься только за 5 тыс., то приходится или ограничиваться реализацией половины необходимого тиража, или признавать образование значи­тельной дебиторской задолженности. Использование же факторинга позволит избавиться от всех запланированных экземпляров и при этом получить доступ к деньгам, которые необходимо пустить в оборот еще до того, как их сможет заплатить ваш покупатель-дебитор.

К недостаткам факторинга можно отнести то, что эта услуга чаще всего окажется достаточно дорогой, процент по полученной сумме ока­зывается выше, чем по большинству более традиционных кредитов, а полученные деньги есть возможность использовать в течение слишком короткого времени, пока не будет получена сумма задолженности.

И все же факторинг приобретает популярность и становится вос­требованным инструментом финансирования для компаний разного уровня, в том числе и для небольших издательств, вещательных стан­ций и студий.

Лизинг — один из вариантов инвестиционных кредитов, получае­мых на длительный срок, чаше всего для конкретных проектов медиа- компаний. Подобный инструмент может быть эффективным в случае запуска проектов, связанных с необходимостью приобретения обору­дования, которое требуется с самого начала работы, — например, теле­визионной студии или радиостанции.

Лизинговые механизмы подразумевают взаимодействие между ли­зингодателем и лизингополучателем. Лизингодатели, в лице специали­зированной организации или подразделения диверсифицированного финансового института, приобретают в собственность указанное лизин­гополучателем оборудование у определенного продавца и передают его во временное пользование клиенту (лизингополучателю) в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях. Медиакомпания-клиент получает в свое рас-

Долговое финансирование

поряжение необходимое оборудование, которое ей пока не принадле­жит, но которым она может пользоваться. При этом срок, на который она получает предмет лизинга (оборудование), соответствует чаше все­го сроку его полной амортизации или даже превышает его. По истече­нии договора лизинга (или быстрее, если все выплачивается раньше), в течение которого компания выплачивает предусмотренную договором сумму и проценты по ней, оборудование переходит в собственность предприятия (лизингополучателя).

Среди важных преимуществ лизинга также можно отметить облег­ченный баланс (если по соглашению оборудование находится на балансе лизингодателя), ускоренную амортизацию приобретаемого оборудова­ния, что влияет на прибыль и снижает сумму выплачиваемых налогов, а также другие варианты оптимизации налогообложения за счет того, что лизинговые платежи относятся на себестоимость.

Следующим важнейшим источником финансирования может быть фондовый рынок. Многие компании используют эти площадки для при­влечения инвесторов, однако на них работают и с инструментами, пре­дусматривающими предоставление заемного капитала. В первую оче­редь к ним следует отнести выпуск ценных бумаг, дающих возможность получить так называемые облигационные займы. По сути, это также фор­ма долгового финансирования, так как компанией-эмитентом получа­ются деньги, которые она должна вернуть в определенный срок с про­центами. Только в большинстве случаев она получает эти деньги не от одной или нескольких организаций, как в ситуации с традиционными кредитами, а от широкого круга специализированных инвесторов, ко­торые получают свидетельство о займе — облигацию.

Преимуществом облигационных займов перед банковскими креди­тами может быть то, что для них не требуется стандартный залог, нет столь же индивидуальных критериев, которым должен соответствовать заемщик, и, что самое главное, проценты по этим займам чаше всего ниже, чем по банковским кредитам.

Не стоит, правда, забывать, что само размещение ценных бумаг на фондовых площадках представляет собой достаточно сложный процесс, Для которого требуется выполнение множества формальностей и, соот­ветственно, определенный круг посредников и консультантов. В связи с этим возникают значительные накладные расходы, которые будут оп­равданными, только если проводить размещение в расчете на большие сУммы. Поэтому инструмент этот доступен, как правило, более круп­ам компаниям.

Также размещение облигаций предполагает высокую прозрачность Фирмы, т.е. доступность больших объемов информации о ее деятель-

ности, финансах и структуре собственности широкому кругу юридичес­ких и даже физических лиц. Кстати, в современных российских усло­виях отечественные фирмы из отраслей, связанных со средствами ин­формации, относят к числу наименее прозрачных.

К рискам при выпуске облигационных займов может относиться и то, что запланированный объем размещения может быть не раскуплен, и значит эмитент не получит всех денег, на которые рассчитывал, в то время как при кредитовании такое почти невозможно.

Сроки, на которые выпускаются облигации, могут быть короткими (от года до трех лет), средними (3-7 лет) и долгими (более 7 лет), и их выбор зависит как от целей конкретного займа, так и от более долго­срочной финансовой стратегии заемщика.

Облигации относятся к категории ценных бумаг с фиксированным доходом. Покупатель облигаций может рассчитывать на то, что компа­ния-эмитент обязана регулярно, раз в квартал или в год, выплачивать фиксированный или плавающий (меняющийся) процент, а по оконча­нии действия облигации возвращать полученную сумму и делать пос­ледние выплаты по процентам.

Интересно, что установленные самой спецификой продажи продук­тов и услуг СМИ механизмы также создают самостоятельные инстру­менты финансирования, во многом схожие с привлечением займов, но более выгодные и простые. Наиболее показательный пример в этой си­туации — подписка в прессе и на платном телевидении, которую можно назвать своеобразной формой эмиссии капитала. В качестве ценной бумаги выступает подписная квитанция для газет и даже оплаченный счет для телеканалов, за которые в компанию поступают деньги, но об­ладатели которых не становятся ни кредиторами, ни совладельцами. Своеобразный договор, заключающийся при оплате подписки, нельзя расторгнуть досрочно, а саму квитанцию уже невозможно перепродать. Кроме того, подписка, в отличие от других вариантов привлечения ка­питала, не требует ни особой организационной формы (к примеру, про­давать акции на фондовом рынке могут только открытые акционерные общества), ни одобрения и утверждения регулирующих органов, ни до­рогих посредников (вроде инвестиционных банков) и организаторов. В качестве организатора может выступить почта, но многие издания вполне способны проводить подписку и самостоятельно. Еще одним преимуществом будет то, что количество выпускаемых бумаг не огра­ничено и продать их можно столько, сколько получится, и кампании по продаже ведутся регулярно, в отличие от разовых крупных размещений-

Наши рекомендации