Статья 8. Понятие налога и сбора
Тема № 8
Налоговая политика государства в отношении бизнеса
(предпринимательства) в современной России»
Учебные вопросы
1. Основные черты налоговой политики государства на современном этапе развития.
2. Налоговая политика в Российской Федерации, проводимая по отношению к предпринимательству.
3. Таможенная политика в Российской Федерации, применяемая по отношению к предпринимательству.
4. Основные черты налогового законодательства Российской Федерации. Виды и основные черты налогов различных уровней: федеральных, региональных и местных.
5. Налоговая амнистия государства – как способ легализации незаконно полученных доходов от предпринимательской деятельности.
6. Налоговые льготы как способ стимулирования предпринимательской деятельности (бизнеса).
Государство – организация, выполняющая полезные функции, без осуществления которых общество не может обойтись. Затраты на них – это нормальная стоимость государственных услуг. Но государство, используя свою силу, может возложить на общество и чрезмерную дань, и тогда затраты ложатся тяжким бременем на экономику, сдерживают ее развитие. Наиболее типичными чрезмерными затратами выступают милитаризация экономики, содержание огромной армии, большого аппарата чиновников и т.д.
В государстве посредством системы налогов, тарифов, пошлин, экономической стабильности и других методов воздействия на экономические отношения должен быть создан благоприятный инвестиционный климат для развития всех форм бизнеса и заинтересованности работников.
Объемы ВВП и доля ВВП на душу населения среди ведущих стран мира за 2010 год даны в таблице № 1[1].
Таблица № 1
№№ п/п | Страна | Объем ВВП в 2010 году ($ млрд США) | ВВП на душу населения в 2010 году ($ млн США) |
Мировой ВВП | 61,993 (в 2012 г. – 81 трлн) | ||
ВВП 8 | 33,212 | ||
ВВП 20 | 54,135 | ||
ВВП ЕС-27 | 16,107 | 32,284 | |
ВВП других стран | 7,828 | ||
США | 14,624 | 47,132 | |
Китай | 5,745 | 4,283 | |
Япония | 5,391 | 42,325 | |
Германия | 3,306 | 40,512 | |
Франция | 2,555 | 40,591 | |
Британия | 2,259 | 36,298 | |
Италия | 2,037 | 33,829 | |
Бразилия | 2,024 | 10,471 | |
Канада | 1,564 | 45,888 | |
Россия | 1,477 | 10,522 | |
Индия | 1,430 | 1,176 | |
Австралия | 1,220 | 54,869 | |
Мексика | 1,004 | 9,243 | |
Юж. Корея | 20,165 | ||
Турция | 10,207 | ||
Индонезия | 2,963 | ||
Сауд. Аравия | 16,641 | ||
ЮАР | 7,101 | ||
Аргентина | 8,663 |
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в современной России предусмотрено 13 видов налогов и сборов и 4 специальных правовых режима. Вопрос об изменении видов и количества налогов находится в компетенции Минфина России.
Статья 8. Понятие налога и сбора
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 № 326-О-ПГосударственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов, включая водительские удостоверения.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии со статьей 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если не предусмотрено иное.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если не предусмотрено иное.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым Кодексом. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом.
Налоговым Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Специальные налоговые режимы (ст. 18) устанавливаются Налоговым Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся:система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
К федеральным налогам и сборам относятся (ст. 13):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся (ст. 14):налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
К местным налогам относятся (ст. 15):земельный налог; налог на имущество физических лиц.
В 2010 году больше всего доходов поступило в консолидированный бюджет России от следующих видов налогов:
- налог на прибыль – 1342 млрд рублей (23%);
- налог на доходы физических лиц – 1241 млрд рублей (22%);
- налог на добычу полезных ископаемых – 1025 млрд рублей (18%);
- налог на добавленную стоимость – 980 млрд рублей (17%);
- имущественные налоги – 470 млрд рублей (8%).
Ставки основных видов налогов в некоторых странах (в том числе и в России) с небольшим сроком развивающейся рыночной экономики (%) в 2005 году выглядели следующим образом1.
Налог | Россия | Польша | Чехия | Китай | Индия | Казахстан |
Налог на прибыль | Более 37,5 | |||||
НДС | 8-32 | |||||
Подоходный налог |
В мире наблюдается тенденция к снижению налогов на доходы корпораций. Лидером в этом процессе является Европейский союз и входящие в его состав страны. В 2005 году снизили налоги шесть стран – членов ЕС. А общее снижение по ЕС составило с 25,32% до 25,04%. В Азиатско-Тихоокеанском регионе средний уровень налогообложения составил 29,99%. Рекордсменом по уровню налогов на доходы корпораций является Япония – 40,69%. На втором месте находится США – 40%.
Уровень налогов, взимаемых с иностранных компаний нередко значительно выше, чем со своих. В Индии это соотношение составляет 41,8% против 33,6%. В своей налоговой политике Россия в большей степени склоняется к европейской модели, облагая налогами преимущественно товары, а не доходы. Однако доля налогов с корпораций в структуре бюджета в соотношении от ВВП в России (11,5%) выше европейского уровня (8,6%). Такое положение специалисты объясняют необходимостью компенсировать слишком маленькие доходы от налогообложения физических лиц. В России они составляют 3,3% от ВВП, а в странах «большой семерки» - 12,5%.
Недостаточное качество вновь принятых федеральных законов о налогах и сборах проявляется уже в том, что они требуют доработки сразу же после их принятия по причине элементарного нарушения или несоблюдения законодательной техники. Не отличаются высоким качеством и издаваемые на основе федерального налогового законодательства соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, направленные на создание механизма их реализации.
Несовершенство и нестабильность федерального налогового законодательства России приводят к тому, что отсутствует единство правоприменительной политики в действиях не только налоговых органов. Нередко арбитражные суды выносят противоположные решения, основанные на различном толковании одних и тех же норм налогового законодательства.
По статистике Высшего арбитражного суда более 70% дел по заявлениям налогоплательщиков разрешается в их пользу. Практически каждое третье обращение в форме жалобы в Конституционный Суд России поступает по поводу несовершенства налогового законодательства. Отсутствие в федеральном законодательстве возможности применения практики досудебного урегулирования налоговых споров влечет за собой значительное увеличение нагрузки на судей арбитражных судов.
Эта проблема носит не только экономический, но и политический характер. Например, нестабильность налоговой политики государства не позволяет «четко определить не только пределы экономических свобод, но и степень вмешательства в хозяйственную деятельность в результате осуществления мер налогового контроля»1. В противном случае налоговый контроль может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в средство подавления экономической самостоятельности, а также одного из способов чрезмерного и несоразмерного ограничения провозглашаемых конституционных прав и свобод в экономической сфере - свободы предпринимательства и права собственности.
Индикаторами непомерных государственных расходов являются прямые и косвенные налоги, грабящие население и душащие экономику, быстрый рост инфляции и другие негативные явления. В сегодняшней России налоги нередко носят конфискационный характер. Для того чтобы выжить в этих условиях, производители вынуждены искать законные и незаконные способы ухода от налогов.
Понимая это законодательно на территории России в 2006 году было запланировано создание 10 особых экономических зон двух типов со сроком действия 20 лет: промышленно–производственных (площадью не более 20 кв. км. под сборочные производства) и технико–внедренческих (площадью не более 2 кв. км. для создания и коммерциализации научных разработок). Для этих зон снижен единый социальный налог до 14%. Предусмотрены таможенные льготы.
Целью особых экономических зон является создание благоприятных условий для развития бизнеса. Необходимо отметить, что в середине 90-х годов ХХ столетия на территории России уже создавались 11 свободных экономических зон. На практике они были превращены в оффшоры, где благодаря льготному налогообложению «отмывались» деньги.
В 2007 году всего в России было создано 13 особых экономических зон (ОЭЗ), из них: 2 – промышленно-производственного типа; 4 – технико-внедренческого (Зеленоград, Дубна, Томск, С.Петербург); 7 – туристско-рекреационного типа. Инвестиции из бюджета России на развитие инфраструктуры шести ОЭЗ до 2010 года запланированы в размере 68,5 миллиарда рублей, а инвестиции резидентов – в объеме 74 миллиарда рублей.
Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т.д. Но теневой стороной подобных «достижений» становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии и др.
Одной из центральных и наиболее постоянных дискуссионных проблем экономической теории и экономической политики продолжает оставаться вопрос о роли государства в стимулировании экономических отношений. Доминирующие взгляды по этой, имеющей большое практическое значение для развития любого общества, проблеме неоднократно менялись. Соответственно подвергалась радикальным изменениям и стратегия развивающихся стран.
Например, исследователи японского экономического чуда выделяют четыре фазы японской промышленной политики в ХХ веке: восстановление внутреннего производства (50-е годы); быстрое увеличение экспортной продукции (60-е годы); развитие высокотехнологических производств (70-е годы); развитие инновационных процессов (80-е годы). По схожему сценарию строили экономическую политику и другие государства: Южная Корея, Тайвань, Испания, Франция.
Успешное решение последовательно расположенных задач позволило увеличить японский душевой ВВП с 20% (1950 г.) по отношению к американскому показателю до 66% к середине 80-х годов ХХ столетия. Сегодняшний российский душевой ВВП по отношению к американскому составляет около 25%.
Столкнувшись во второй половине 2008 года с носящим системный характер мировым экономическим кризисом страны стали искать совместные пути выхода из него. Среди предлагаемых специалистами различных вариантов все соглашаются с необходимостью усиления роли государства. В современных условиях роль государства должна возрастать во всех сферах общественной жизни.
Е.М. Примаков считает, что «единственный способ спасти рынок от катастрофы – существенное расширение роли государства»3. Речь должна идти не только о поддержке банковского сектора, но и промышленных предприятий, в том числе и гибкой налоговой политикой.
Налоговая амнистия является достаточно распространенной в мире процедурой, применяемой государством для гармонизации нарушенных экономических отношений с бизнесом и гражданами. В ряде государств была осуществлена налоговая амнистия по различным вариантам. Они могут осуществляться на общегосударственном или местном уровне. Затрагивать все налоговые правонарушения или только их часть.
Ключевым фактором конечного успеха налоговой амнистии является пониженная налоговая ставка или полный отказ государства от нее. Мировой опыт свидетельствует о необходимости соблюдения и другого условия, которым является гарантия конфеденциальности на информацию о декларируемых источниках доходов1. Российской законодательство это отражает и предусматривает полное уничтожение документов амнистии в 2012 году.
Классическим примером проведения такой процедуры считается налоговая амнистия в Ирландии (1988 г.). «Забывчивым» налогоплательщикам государство простило пеню в чистом виде. В Италии премьер-министр Сильвио Берлускони (2002-2003 годы) сумел провести амнистию при ставке в 2,5%. В результате в экономику Италии было возвращено 55 млрд. долларов (в одном из вариантов оптимистичного прогноза предполагалось, что эта сумма могла составить около 400 млрд. долларов). Количество легальных миллионеров выросло до 188 тысяч человек.
В Индии установленный государством тариф составлял 30%. В США с 1982 по 1997 год в 35 штатах были реализованы различные программы налоговых амнистий. Закон о налоговой амнистии в Бельгии касался только средств, выведенных за границу.
На постсоветском пространстве наиболее успешная амнистия капитала была проведена в Казахстане (2001 год) с нулевым размером тарифа. Владельцам утаенных сумм было предложено легализовать их на специальных банковских счетах с обещанием уничтожить декларации о доходах за прежние годы. В результате джентельменского соглашения около 70% лиц, решивших легализовать свои капиталы, оставили деньги на счетах банков.