Перекрестная эластичность. Эластичность спроса относительно дохода

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью.

Перекрестная эластичность. Эластичность спроса относительно дохода - student2.ru

где 0^ , Ов э - величина спроса на благо В до и после изменения цены блага "А"; РА1 , РЛ о- цена блага "А" до и после изменения.

Если Е > 0. то перед нами товары-субституты, если Е < 0 - взаимодополняемые

Чем выше эластичность спроса на благо X, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Е - + м товары - совершенные субституты)

и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если Е - -™, то это пример жесткой взаимодополняемости).

Однако это правило может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, масло, но и на др. товары, в т ч и на мебель. Тогда Ес < 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода

Эластичность спроса относительно дохода (Е,) показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Определяется по формуле:

Перекрестная эластичность. Эластичность спроса относительно дохода - student2.ru

где Л I - относительное изменение дохода потребителя.

Если показатель Е. является отрицательным, то товары являются недоброкачественными Если Е, > 0. благо является нормальным. Если 0 < Е, < 1. то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости При Е, > 1 спрос на благо опережает рост доходов (предметы роскоши).

Закон Энгеля: для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы, должно существовать благо с Е: > 1 для конкретного потребителя

Эластичность предложения

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1 %.

Перекрестная эластичность. Эластичность спроса относительно дохода - student2.ru

Для понимания эластичности предложения необходимо учесть фактор времени. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (Е-0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения

В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен но и увеличение объема производства т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства.

В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном их повышении.

Наши рекомендации