Машиностроительный комплекс
23 % основных производственных фондов промышленности. 20 % промышленной продукции, 38 % персонала. Характерны – разветвленные связи по готовой продукции, сбыту и материалам, тесный контакт с черной и цветной металлургией и химической промышленностью в качестве потребителя. В территориальном аспекте машиностроительный комплекс более распространен по территории страны, менее привязан к топливно-сырьевым ресурсам.
Основные отрасли: тяжелое, транспортное, электротехническое, станкостроение, приборостроение, радиоэлектроника, производство бытовой техники, для легкой и пищевой промышленности, производство военно-технической продукции.
Тяжелое машиностроение: металлоемкое, крупногабаритное производство для металлургии, горной добычи, энергетического оборудования. Тяготеет к металлургическим базам.
Транспортное– автомобилестроение, локомотиво- и вагоностроение, судостроение и авиастроение.
Станкостроение– производство станков и кузнечно-прессового оборудования.
Приборостроение – производство средств связи, высокотехнологической продукции
Бытовая техника – производство товаров народного потребления.
Военно-техническая продукция.
В целом машиностроение находится в кризисе, из-за слабой конкурентоспособности, либо отсутствию инвестиций.
Химико-лесной комплекс объединяет технологически взаимосвязанные предприятия химической и лесной промышленности, 12 % основных фондов промышленности, более 7 % персонала, около 12 % продукции.
Агропромышленный комплекс.Представляет собой совокупность отраслей хозяйства, обеспечивающих производство и переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя.
Три звена АПК:
1. Отрасли промышленности, обеспечивающие АПК основными средствами производств – сельскохозяйственное машиностроение, оборудование для пищевой промышленности, химическая промышленность удобрений и кормов и прочее.
2. Собственно сельское хозяйство.
3. Отрасли транспортировки, заготовки, хранения и переработки сельхоз продукции.
Роль АПК огромна – он составляет 30 % основных фондов, 40 % численности работающего населения, 75 % розничного товарооборота. Производится подавляющая часть товаров для жизнедеятельности. С развитием АПК связано повышение уровня жизни населения. С начала 1990-х годов находится в кризисе
Транспорт
11 % основных фондов, 10 % ВВП. В России имеется 86 тыс. км железных дорог общего пользования, 756 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 84 тыс. км внутренних водных судоходный путей, 800 тыс. км авиалиний, 1 млн. км морских судоходных линий, 180 тыс. км магистральных нефте- и газопроводов. Средняя плотность железных дорог - 0,5 км на 100 кв. км., автомобильных – 4.4 на 100 кв.км. По плотности сухопутных путей отстает от развитых стран.
Железнодорожный транспорт в настоящее время один из самых перспективных. Перевозит в год (2006г.) – 1,3 млрд. т грузов (40 % грузооборота в стране), 1,3 млрд. пассажиров (43 % пассажирооборота). 2003-2007г. – 5 млрд. т грузов. Ежесуточно – 3,7 млн. т грузов, 3,8 млн. человек. Капиталовложения: 2003г. – 100млрд. руб. 2007 – 260 млрд. руб. Снижен износ основных фондов с 64 % до 59 %. Износ парка вагонов – 85 %.
В 2003 г. создано ОАО «Российские железные дороги». Принята федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России на период до 2010 г.», которая должна значительно улучшить состояние всей транспортной системы. Предполагается к 2030 г. построить еще 20 тыс. км, грузооборот возрастет на 70%, пассажирооборот на 30%. Предполагается закупить 23 тыс. локомотивов, около 1 млн. вагонов, 24 тыс. электричек, 30 тыс. пассажирских вагонов. Это благотворно отразится на транспортном машиностроении России.
Выгодное географическое положение России (два крупных коридора: Восток-Запад через Транссиб, Север-Юг от Северных морей до Каспия) позволяет укрепить транспортную систему России на глобальном рынке перевозок как со странами ЕС, так и на интерконтинентальном уровне – трансконтинентальный грузовой транзит. В настоящее время объем экспорта транспортных услуг России - 3 млрд. в год (Нидерланды – 20 млрд., Гонконг – 13 млрд. долларов), Россия – 31 место. Рост транзита по Евразийскому направлению способен изменить всю структуру российского экспорта, прежде всего долю железнодорожного транспорта.
К 2030 г. Россия по железным дорогам предполагает обслуживать до 10 % (25 млн.т в год) между Европой и Восточной Азией, Средним Востоком и Индией), увеличит экспорт транспортных услуг в 3,6 раза.