Модуль. 2. Ценообразование в различных моделях рынка
Тема №6. Предложение в условиях совершенной конкуренции.
Лекция-8. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
8.1. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
8.2. Прибыль фирмы в условиях совершенной конкуренции и проблема ее
максимизации.
Цель занятии: исследовать многообразие рыночных структур, максимизация прибыли кон-курентной фирмы в краткосрочном периоде; рассмотреть долгосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции, эффективность конкурентных рынков.
Для совершенно конкурентной фирмы рыночная цена продукции задаётся из-вне и может быть принята в качестве постоянной величины (p=const). Тогда средняя выручка (1) и предельная выручка (2) от реализации будут равны рыночной цене (1) (AR = TR/Qf =P´Qf/Qf = P); (2) (MR = DTR/DQf = D(P´Qf)/DQf = P*(DQf/DQf) = P).
Следовательно для совершенно конку-рентной фирмы условие максимизации прибыли MR=MC трансформируется в форму Р=МС. Таким образом совершен-но конкурентная фирма максимизирует прибыль при объёме выпуска, для кото-рого предельные издержки равны ры-ночной цене единицы продукции. При этом общая прибыль определяется как П = (Р - АС) ´ Qf.. |
Случай максимизации прибыли | Случай самоокупаемости (Р = АС) | Случай минимизации убытков (Р < АСmin) |
Кривая краткосрочного рыночного предложения совершенно конкурентной отрасли является суммой краткосрочных кривых предложения всех фирм данной от-расли.
|
Тема №7. Монополия.
Лекция-9. Несовершенная конкуренция и рыночные структуры.
9.1. Монополия: сущность, типы и виды. Источники монопольной власти.
9.2. Предложение на монопольном рынке.
Цель занятии:изучить экономическую природу и виды монополий, барьеры для входа в отрасль; рассмотреть регулирование деятельности монополий, значение коэффициента Лер-нера; исследовать ценовую дискриминацию.
Для удобства анализа функционирования рынка выделяют следующие типы рыночных структур: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, чистая конкуренция, двухсторонняя монополия, монопсония и олигопсония. Изу-чение данных структур мы начнём с монополии, что позволит понять рыночное поведение фирм обладающих властью на рынке.
Монополия – это тип рыночной структуры, при котором весь объём от-раслевого предложения концентрируется у одного продавца, реализующего про-дукт, не имеющий близких заменителей, а появление в отрасли других продавцов заблокировано. При этом, изменяя объём производства, монополист может вли-ять на цену продаваемой продукции, в соответствии с убывающей функцией ры-ночного спроса.
Виды монополий:
- закрытая монополия,
- открытая монополия,
- естественная монополия,
- монопсония,
- двухсторонняя монополия.
В качестве монопольной власти могут выступать:
1) Исключительные права, предоставляемые производителю на ведение определенного вида деятельности или применение определенного способа произ-водства (например, предоставление услуг почтовой связи и разрешение на про-изводство взрывчатых веществ), они также часто реализуется через патенты и лицензии;
2) Контроль над производственными ресурсами;
3) Эффект масштаба. Данный фактор чаще всего проявляется на рынке кос-мической техники, в самолетостроении и при производстве крупной военной продукции;
4) Предпочтения потребителей, когда существует устойчивая привязан-ность к определенной торговой марке;
5) Нечестная конкуренция, когда монопольное положение на рынке явля-ется следствием незаконных действий (подкуп государственных чиновников, картельное соглашение и т.д.).
Поскольку, фирма – монополист олицетворяет собой всю отрасль, кривая спроса на продукцию монополиста представляет собой кривую рыночного спро-са. Также спрос на продукцию монополиста не является абсолютно эластичным, кривая его средней выручки совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельной выручки располагается ниже кривой спроса (рис.9.1.). Поэтому, в условиях монополии предельная выручка не равна цене.
Сталкиваясь с убывающей кривой спроса, моно-полист должен так регулировать объём предложе-ния, чтобы оставаться на эластичной части кривой спроса, где изменения цены и предложения приво-дят к росту совокупной выручки. Для получения максимальной прибыли монопо-лист выберет объём предложения Qm, для которого MR=MC, что при спросе на продукцию Dm даст це-ну Рm (рис.9.2). При этом прибыль монополиста составит П=(Рm –АС(Qm))×Qm – заштрихованный прямоугольник. | | ||||
В отличие от монополиста, конкурент-ный продавец, имея те же издержки и спрос, установит предложение в точке пересечения предельных издержек и кривой спроса (рис. 9.2), следовательно, его предложение (Qk) будет больше, а цена товара (Pk) – меньше, чем у монополиста. | Краткосрочное предложение фирмы в условиях монополии | ||||