Особенности ценообразования при различных моделях рынка

Ценовая политика предприятия, эффективность его ценового поведения на рынке во многом зависят от конкурентной структуры рынка. Обычно выделяют четыре типа рынка (свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия) которые, характеризуется особыми условиями формирования отраслевых цен и цен на продукцию отдельного предприятия.

Цены рынка свободной конкуренции Рынок свободной конкуренции характеризуется наличием множества фирм, причем доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения продукции очень мала, что любое ее решение об изменении цены не отражается на цене рыночного равновесия; однородностью и взаимозаменяемостью производимых конкурентами товаров; отсутствием ценовых ограничений.

В условиях свободной конкуренции цена на товар складывается исключительно под воздействием спроса и предложения. Отдельное предприятие не имеет способности регулировать цену. Оно может только приспосабливаться к рыночной цене. Обычно цена не изменяется и при расширении объемов производства.

На практике известны случаи воздействия на конъюнктуру рынка путем «случайного» снижения цен. Сначала цена устанавливалась на максимально высоком уровне, а затем происходило медленное снижение до уровня рыночных цен. Расчет делался на то, что даже в случае кратковременного использования высоких цен предприятию все же удавалось продать какое-то количество товаров по высокой цене, таким образом увеличивая доход. Высокая цена должна была создавать впечатление наличия у предприятия дополнительных затрат, связанных с повышением качества. Обычно это впечатление быстро проходит, поскольку покупатель убеждается в несоответствии качества приобретенного им товара установленному уровню цены.

Ценообразование в условиях монополистической конкуренции Рынок монополистической конкуренции состоит из покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие такого диапазона объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров, отличающихся качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут быть и в сопутствующих товарам услугах. Наличие большого числа конкурентов ограничивает контроль каждого из них над ценой. Предприятие формирует цену на продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства. При монополистической конкуренции предприятия используют разные варианты ценообразования:

- установление цен по географическому принципу - предприятие реализует продукцию потребителям в разных регионах по разным ценам;

- установление цены ФОБ в месте происхождения товара, означает, что товар передается транспортной организации, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к покупателю, который оплачивает все расходы по транспортировке;

- установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке, означает, что предприятие назначает единую цену с включением в нее одной и той же суммы транспортных расходов;

- установление зональных цен - предприятие выделяет две или более зон, в пределах которых устанавливаются единые зональные цены;

- установление цены применительно к базисному пункту позволяет продавцу выбрать тот или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта;

- включение в цену расходов по доставке может быть выгодным для продавцов, заинтересованных в поддержании деловых отношений с конкретными покупателями или с определенным географическими районами. Ценообразование в условиях олигополии Олигополия включает различные рыночные ситуации, общими для которых являются немногочисленность продавцов, взаимозависимость производителей, а также неспособность отдельного предприятия с уверенностью предсказать ответные действия конкурентов на изменения цены или объема производства. Обычно выделяется несколько общих черт олигополистического ценообразования:

- олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях других видов рынков;

- цены имеют тенденцию быть «жесткими», или негибкими;

- в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также изменят цены;

- олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованных действий при назначении или изменении цен.

Цены в условиях чистой монополии При чистой монополии на рынке существует один продавец. Монополистом может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия.

Госмонополия может с помощью политики цен преследовать достижение различных целей. Цена может быть установлена ниже себестоимости, если товар важен для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних доходов. Может быть установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара.

В случае регулируемой монополии государство разрешает предприятию устанавливать расценки и тарифы, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости - расширять его.

Нерегулируемая монополия осуществляет значительный контроль над ценой и может диктовать цену рынку. Но предприятие-монополист не всегда устанавливает максимальную цену из-за опасения введения госрегулирования, нежелания привлекать конкурентов, а также стремления расширить возможный объем сбыта за счет снижения цен.

В реальной экономической ситуации любой из указанных типов рынка определить в чистом виде довольно сложно. Предприятие может с одним товаром выступить на рынке чистой монополии, с другим - на конкурентном рынке. Анализ конкурентной структуры рынка сам по себе не может дать готовых рецептов установления цен; он необходим, прежде всего, для определения закономерностей ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Наши рекомендации