IV. Изучение нового материала.

1. Б е с е д а «Человек – существо разумное».

– В словаре С. И. Ожегова дается толкование слова «человек».

· Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.

· Человек – часть природы, его живого мира, относится к царству людей.

Учитель предлагает рассмотреть на доске рисунки с изображением животных и людей.

– Что общего у человека и животных?

– В чем существенное отличие человека от животного?

– Как разум помогает человеку устраивать свою жизнь?

– Отличие человека от других объектов живой природы огромно. Человек – разумное существо.

Среди животных тоже есть немало сообразительных (обезьяны, дельфины, собаки), но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, заводы, фабрики, дороги.

– Прочитайте текст на с. 10–11.

– Назовите предметы, созданные человеком.

– Где «помещается» разум человека?

– Есть ли головной мозг у животного?

– Головной мозг человека, в отличие от головного мозга животного, особенно развит. Благодаря головному мозгу в любую минуту, не выходя из комнаты, мы можем представить удивительные картины окружающего мира, звездное небо, густой туман, моросящий дождь.

Учитель предлагает сесть удобно, расслабиться и послушать музыку. (Звучит спокойная музыка.)

– Какие картины вы представляли, слушая музыку?

– Какие чувства вы испытывали в это время?

– О том, что происходит в душе человека во время общения с окружающим миром, рассказывает особая наука – психология (от греческих слов «психе» – душа, «логос» – наука).

– Знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он познает мир. Как же человек познает мир? Познание начинается с органов чувств.

– Какие органы чувств вы знаете?

– Отгадайте з а г а д к и:

1. Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят. (Глаза.)

2. Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей. (Нос.)

3. Один говорит,

Двое глядят,

Двое слушают. (Язык, глаза, уши.)

– О каких органах чувств говорится в загадке?

2. О с о б е н н о с т и п о з н а н и я.

И г р а «По ступенькам познания».

Восприятие. Выходят два ученика. Первый закрывает глаза. Второй принимает любую позу. Первый открывает на мгновение глаза, запоминает позу. Второй ученик садится на место, а первый воспроизводит увиденное.

– Восприятие – это первая ступень познания. Сохранить полученную информацию помогает память. Память – это вторая ступень познания. Благодаря памяти человек накапливает в своем мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо достать нужное из памяти.

П р о д о л ж е н и е и г р ы «Память».

Один ученик поворачивается лицом к доске. Несколько учеников становятся в ряд. Первый ученик поворачивается и запоминает последовательность игроков. Затем – снова отворачивается, а игроки меняются местами. Задачи первого игрока – восстановить первоначальный порядок учеников.

– Но человек не только запоминает сведения об окружающем мире. Он их обдумывает, сравнивает, устанавливает связи, делает выводы. Это называется мышлением. Мышление – третья ступень познания.

С мышлением связана еще одна способность человека – представлять себе то, чего нет перед ним. Эта способность называется воображением – это четвертая ступень познания. Без воображения невозможно творчество.

В ы п о л н е н и е з а д а н и я «Подумай» (учебник, с. 14.)

V. Итог урока.

– Отгадайте з а г а д к у:

На земле он всех сильней,

Потому что всех умней. (Человек.)

– Что нового вы узнали о человеке?

Ч т е н и е в ы в о д а на с. 15.

& Домашнее задание:с. 10–15; задание «Проверь себя».

У р о к 3
ОБЩЕСТВО

Цели:дать учащимся представление о человеческом обществе и особенностях его развития (члены общества, символика); воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине.

О б о р у д о в а н и е: политическая карта мира; карта России; прослушивание Гимна России; рисунки «Герб», «Флаг».

Ход урока

Наши рекомендации