Тема 14 Лидерство и стиль управления
Организация – это определяемая структура как производная (операционная), реализующая технологию производства, так и управленческая, необходимая для выполнения принятого плана.
Формирование структуры под план и означает выполнение функций организации. Поэтому структура не может быть постоянной, она изменяется в соответствии с целями организации.
Руководство и типы руководителей.
Руководство – это процесс влияния на подчиненных, являющийся способом заставить их работать на достижение единой цели.
Любой менеджер в первую очередь человек с соответствующим темпераментом, характером и т.п. От этого и зависят его стиль и метод руководства.
Блэйк, Молтон
9-1. Диктатор
1-9. Демократ
1-1. Пессимист
9-9. Организатор
5-5. Манипулятор
Требования к руководителям по исследованию Вудкока и Френсиса.
В книге «Раскрепощенный менеджер» предсказали те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем. Они выделили 11 отчетливых факторов, которые влияли и будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия:
поскольку стрессы, давления и неопределенность все больше присутствуют в различных формах жизни организации, от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем;
поскольку всегда имеется большая возможность выбора, то от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели;
поскольку организационная система не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся руководителю, каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие;
поскольку многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают запросам настоящего и будущего, требуется все более новые современные управленческие приемы и многие менеджеры должны освоить новые подходы в отношении своих подчиненных;
поскольку большие затраты и трудности связаны с использованием наемных работников, от каждого руководителя требуется более умелое использование человеческих ресурсов.
Стили лидерства могут быть
автократическими,
демократическими,
либеральными.
2 подхода к лидерству:
поведенческий (эффективность лидера определяется не личными качествами, а манерой поведения руководителя с подчиненными);
ситуационный (эффективность лидерства определяется ситуацией, поэтому руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях, определяемых в заданиях, внешней средой, личными качествами подчиненных и т.п.)
Автократический – ориентация принятия решений на себя, единоличная власть и управление.
Демократический – разделение власти, участие подчиненных в управлении.
Либеральный – полная свобода группы, коллегиальность управления.
Существуют 2 теории – Х и У. Х – автократическая, У – демократическая.