Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
Эссе́(из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») – сочинения небольшого объёма в форме обозрения проблемы с использованием литературных источников. Это форма задания, которая представляет собой один или несколько вопросов (заданий), на которые нужно ответить в свободной форме. Эссе оценивается по правилам или критериям, предназначенным для выявления умений творчески использовать полученные знания. Самостоятельная работа студентов состоит в творческом ответе на вопрос по выбранной теме эссе.
Выбор темы является произвольным и зависит от личных интересов и предпочтений автора. Тему утверждает преподаватель в течение первого месяца обучения. Задание является индивидуальным. Объем работы – 3–5 стр., формат А4.
Для этого студенту необходимо:
1. Из соответствующих печатных или электронных источников информации взять материалы, в которых рассматривается данная тема.
2. Проанализировать материалы, сравнить различные точки зрения по данному вопросу.
3. Тезисно изложить теорию, факты и взгляды специалистов, которые необходимо знать для понимания данного вопроса.
4. Сформировать и отразить в основной части письменной работы свою авторскую позицию по вопросу.
Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
Для подготовки доклада студентам необходимо:
1. Распределить работы по подготовке доклада между участниками
группы, отладить механизмы координации работ.
2. Изучить существующую основную литературу по данной теме.
3. В форме тезисов оформить наиболее важные и интересные теории,
факты, примеры по данной теме.
4. Оформить доклад в письменной форме, выделив в нем: вступление,
основной материал, иллюстрационные примеры, выводы.
5. Подготовить раздаточный материал и презентацию в электронном виде.
6. Определить основного докладчика и участие в этом процессе остальных членов группы.
Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах: собеседование, организация «Круглого стола», использование докладной системы и творческих дискуссий.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаясь к конспекту во время выступления.
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Самостоятельность студентов в овладении учебным материалом проявляется в творческом обсуждении этих вопросов во время аудиторных занятий, высказывая свое мнение, анализируя прочитанное, подкрепляя учебный материал примерами из жизни, студенты глубже осмысливают и закрепляют его в памяти.
Подготовка к экзамену. К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. В самом начале учебного курса необходимо познакомиться со следующей учебно-методической документацией: программой дисциплины; перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть; тематическими планами лекций, семинарских занятий; контрольными мероприятиями; учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами; перечнем вопросов к зачету. После этого у студента должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и семинарских занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи экзамена.
Курсовая работа – это исследование, выполняемое студентом в течение определенного курса по определенной теме. Это небольшое по своему объему исследование – 30-35 страниц печатного текста. Основная цель курсовой работы – сформировать у студентов навыки работы по сбору и обработке материалов по определенной проблеме. Курсовая работа – первая научно-исследовательская, самостоятельная творческая работа студента-бакалавра. В назначенные сроки студент сообщает преподавателю, какую выбрал тему для курсовой работы, консультируется с преподавателем, работает в библиотеке (или в интернете), составляя библиографию и изучая основную литературу. В курсовой работе студент должен показать теоретические знания, а также умения и навыки самостоятельной работы, полученные им на практических занятиях при выполнении контрольных работ. Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебными планами, поэтому она является и учебной, и научной работой. Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения задач и ситуаций. Курсовая работа базируется на изучении нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом материале, экспериментальных и статистических данных. Ее выполнение требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умения проводить исследования, увязывать вопросы теории с практикой образовательных учреждений, делать обобщения, выводы и предложения по улучшению их работы. Структура курсовой работы включает: введение, три части, (которые делятся на параграфы), заключение, список источников информации. Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяется цель, объект, предмет, задачи исследования. Первая часть в курсовой работе отражает анализ теоретических основ и литературы по изучаемой проблеме. Вторая часть включает анализ и выявление проблемы исследования. Третья часть должна иметь практическую направленность: в ней могут быть подобраны методики или предложены методические рекомендации по решению проблемы. Оформление титульного листа и содержания курсовой работы выглядит следующим образом.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВО «ПГУ»)
КАФЕДРА «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИОЛОГИЯ РЕГИОНА»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»
на тему
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ И НАУКИ»
Выполнила: студентка группы 15ЭГм2 Иванова О. С.
Проверила: к.и.н., доцент Неделько С.И.
Пенза, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. … (Анализ литературы по изучаемой проблеме; рассмотрение основных понятий выбранной темы)
1.1…..
1.2…..
2. (Постановка практической проблемы и ее анализ; практические примеры; исследование и анализ его результатов)
2.1….
2.2….
3.(Предложения по решению заявленной проблемы)
Заключение
Список источников информации
Приложение (если есть)