Формирование новой экономической среды
Раздел 1. Основные аспекты стратегического управления предприятием
Формирование новой экономической среды
Эволюция современного мира показывает, что в нем ведущее место начинает занимать экономическое развитие с преобладанием финансовой экономики. Современная финансовая экономика из директивной, иерархической системы превращается в надгосударственное образование, в основе которого лежат глобальная собственность, направляющая и контролирующая финансовые потоки. Акцент делается на такие факторы деловой активности, как повышение значимости не материальных активов, а информации и знаний, интеллектуальных и творческих способностей персонала; глобализацию деятельности; коренные изменения в информационных системах и Интернет-технологиях. Электронный бизнес ускоряет свои процессы, персонализирует продукцию, допускает высокую степень риска, делает упор на взаимоотношения партнеров и самообслуживание клиентов. Таким образом, формируются черты новой экономики, которая вырастая из старой, приобретает качественно новый облик.
Важнейшей чертой современной экономики является глобализация, рассматриваемая как стадия процесса интернационализации политического, экономического и культурного взаимодействия стран мира. Ее предпосылками являются:
ü опережающий рост обрабатывающей промышленности, что позволило перейти на качественно новый вид обмена в мировой торговле – обмена завершенными продуктами, в первую очередь, высокотехнологичными;
ü существенное улучшение мировой транспортной инфраструктуры, что способствовало снижению транзакционных издержек и послужило дополнительным импульсом активизации международного обмена;
ü наблюдающийся прорыв во всех сферах деятельности благодаря активному внедрению новых информационных технологий, что размывает границы между странами. Эти технологии заставляют посмотреть на привычные предметные области деятельности человека под другим углом зрения. Результатом этого является коренная реорганизация бизнес-процессов, способов и условий реализации и обеспечение их высокой эффективности.
Вместе с тем, глобализация имеет и негативные последствия, проявляющиеся в том, что ущемляются культурные ценности стран третьего мира, их права на суверенитет в области языка, межэтнических отношений и т.д. Предполагается, что новая экономика, учитывая позитивные возможности глобализации, будет делать все возможное, чтобы нейтрализовать ее негативные последствия.
В целом эти процессы можно рассматривать как свидетельства неотвратимого перехода от догм индустриального общества к постулатам постиндустриального или информационного общества. Характерной чертой этого перехода является то, что скрытые, подспудные процессы развития приобретают видимые черты, становятся измеримыми и начинают все более активно отторгать старое, потерявшее свою общественную ценность и становящееся тормозом эволюционного процесса. Рассмотрим, что изменилось в мировой экономике и что представляет собой новая глобальная экономика [34].
До недавнего времени мы жили в мире, разделенном барьерами различных языков, методов государственного регулирования, недостатка капитала и географической удаленности. Эти барьеры определяли границы рынков старой экономики. Сегодня большая часть подобных барьеров устранена. Это произошло благодаря либерализации рынков, повышению мобильности капитала, всеобщей компьютеризации и введению единых стандартов, таких, как английский язык в качестве общепринятого языка делового общения. Сегодня мир развивается в направлении принципиально новой экономики, новых рыночных, отраслевых и корпоративных структур. Новая экономика спровоцировала революционное повышение объема потребления и радикальное снижение издержек компаний в процессе производства товаров и услуг. Появление новых доступных услуг, товаров и каналов сбыта способствует бурному росту спроса. Все эти перемены обусловлены радикальными изменениями в экономике производственных затрат.
Издержки компаний в процессе производства товаров и услуг. Существуют два вида издержек компании в процессе производства товаров и услуг:
1) расходы на преобразование;
2) расходы на взаимодействие.
Расходы на преобразование – это затраты производителя в процессе преобразования сырья в конечный продукт. Индустриальная революция заключалась в радикальном снижении затрат на преобразование. В условиях старой экономики лидерами становились те, кто сумел максимально сократить эти затраты.
Расходы на взаимодействие или трансакционные издержки – это издержки компании в процессе обмена товарами и услугами. Затраты на взаимодействие включают расходы на поиск информации, координацию взаимодействия, обмен данными, а также контроль эффективности взаимодействия. Революционное сокращение затрат на взаимодействие стало основным условием формирования новой экономики, а эффективное управление расходами на взаимодействие – залогом лидерства в условиях новой экономики.
Расходы на взаимодействие неизбежны для всех участников обмена товарами и услугами. Затраты включают классические операционные расходы поставщиков и покупателей в процессе купли-продажи, расходы, необходимые для создания продукта во всей производственно-коммерческой цепочке, а также затраты на взаимодействие между сотрудниками внутри фирмы.
В условиях старой экономики затраты на взаимодействие были весьма велики. В результате широкомасштабного исследования распределения затрат по видам деятельности в различных отраслях промышленности и странах нам удалось выяснить соотношения расходов на взаимодействие и расходов на преобразование. Расходы на взаимодействие особенно велики в сервисном секторе. Так, в банковских структурах этот показатель достигает 60 – 70%. Исследования показывают, что даже для добывающей промышленности доля расходов на взаимодействие в общих издержках компании составляет до 40%. В США, по нашей оценке, расходы на взаимодействие составляют более 55% общих издержек. Подобное соотношение также характерно для стран с относительно слабой экономикой: в Бразилии или Индии, например, расходы на взаимодействие составляют примерно 50%.
Новая экономическая парадигма определяет современные подходы к проблеме качества и конкурентоспособности продуктов и услуг. Одним из них является широкое использование информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла производимой и эксплуатируемой продукции. Развитие этих технологий способствует эффективному функционированию предприятий. Основой являются PDM-системы (системы управления данными), которые появились в начале 90 гг. прошлого века. По мере осознания того, что информация об изделии не исчерпывается конструкторскими и технологическими материалами, а включает данные об остальных этапах жизненного цикла (ЖЦТ) изделий, возникла необходимость в PDM-системах. Они позволили упорядочить лавинообразно увеличивающуюся информацию о разработке сложных изделий. Постепенно функциональные возможности PDM-систем расширяются за счет перехода от управления данными об изделии к управлению данными по всей цепочке: «поставщик-производитель-потребитель». Это в свою очередь вызывает необходимость создания PLM-систем (Product Lifecycle Management). Это позволяет постепенно отказаться от бумажной документации и перейти к полному электронному описанию изделий с помощью EPD-технологий. PDM-системы становятся центральной частью CALS-проекта, предусматривающего передачу вместе с изделием электронной информации о нем заказчику. Как отмечают западные специалисты, внедрение PDM-систем для российских предприятий становится одним из обязательных условий обеспечения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Анализ отрасли