Что такое СА? | В широком смысле: - это область исследований, где нет общепринятой терминологии и единства мнений теоретиков и практиков по многим принципиальным вопросам;
- это область исследований, где нет общепринятой терминологии и единства мнений теоретиков и практиков по многим принципиальным вопросам;
- это очень широкая область с большим разнообразием постановок задач, а следовательно, методов их решения; она лежит на стыке ряда отраслей науки и сфер человеческой деятельности;
- это методология уяснения (понимания) или упорядочения (структуризации) проблемы, которая может быть решена без ЭВМ и математики.
- это ограничение применения аналитических процедур; синтез должен стать господствующим, а анализ — соподчиненным;
|
Суть упорядочения | Упорядочение — расположение элементов в определенной последовательности в зависимости от некоторых их признаков |
Суть структуризации | Структура — частичное упорядочение элементов и отношений между ними по какому-либо одному признаку. Структуризация направлена на: - выяснение реальных целей системы;
- выяснение альтернативных путей достижения этих целей;
- достижение взаимосвязей между элементами;
- понимание внешних условий, в которых возникла проблема; отсюда ограничения и последствия того или иного курса действий.
|
Средство первичного упорядочивания | Это метод сценариев. Сценарий — преимущественно качественное описание возможных вариантов развития ОИ при различных сочетаниях определенных условий. |
Метод Дельфи | В отличие от метода сценариев, он предполагает предварительное ознакомление экспертов с ситуацией с помощью какой-либо модели. |
Дерево целей | Это основная форма модели в СА. ДЦ — связной граф, вершины которого интерпретируются как цели, а ребра или дуги — как связи между целями. |
Проблемы СА по степени структуризации | Проблемы различают по признакам: - ясность, осознанность постановки;
- степень детализации элементов и их взаимосвязей;
- соотношение количественных и качественных факторов, отмечаемых в постановке.
Таким образом, выделяют три класса проблем: - хорошо структуризованные, или количественно сформулированные;
- неструктуризованные, или качественно выраженные;
- слабо структуризованные, или смешанные, содержащие качественные и количественны элементы.
|
Структура системы | В СА наблюдатель фиксирует только видимые структуры и путем преобразования системы выявляет скрытые структуры, за которым скрывается новое качество, которое нужно выявить для решения задач. Структура системы — это дальнейшая абстракция, это способ связи. |
Структура коллектива | Она будет различной в зависимости от того, по какому признаку «ранжируются» члены коллектива: по профессии, квалификации, стажу, заработку, должности и т.д. |
Структура ТС | ТС различают по составу, назначению (функциям), принципу действия, качеству (надежности), экономичности, габаритным размерам и массе, компоновке, степени дублирования, эффективности, сложности, связям, организации... |
Основные задачи СА | - Правильно и с возможно большей четкостью сформулировать проблему, перевести ее из неструктуризованного класса в слабо структуризованный;
- собрать информацию по проблеме для разработки мероприятий ее исследования;
- выявить назначение системы, решающей проблему, с тем чтобы определить ее состав, методы взаимодействия с другими системами;
- разработать несколько вариантов развития ТС при различных условиях;
- выбрать единственный наилучший курс развития системы;
- выявить основные цели развития системы;
- выявить критерии эффективности деятельности системы;
- установить взаимосвязь целей данной ТС со средствами их достижения;
- разработать программу развития системы;
- проверить эффективность взаимодействия подсистем, выявить узкие места и устранить их;
- выявить эффективность организации управления, функции и структуру органов управления;
- разработать конкретные показатели управления (прогнозирования);
- сформулировать цели создания системы и т. д. и т. п.
|
Особенность СА | Как уже отмечалось, использование математического аппарата и ЭВМ не обязательно может быть необходимым. Иногда может быть достаточно серьезного размышления над проблемой. Но в любом СА присутствуют пять обязательных элементов: - цель или ряд целей;
- альтернативные средства, с помощью которых может быть достигнута цель;
- затраты ресурсов, требуемых для каждой системы;
- логическая и математическая модели, т. е. система связей между целями, альтернативными средствами их достижения, окружающей средой и требованиями на ресурсы;
- критерий выбора предпочтительных альтернатив; с его помощью сопоставляются цели и затраты и пр.
|
Главное в СА | Как сложное превратить в простое, как труднопонимаемую проблему превратить в серию задач, имеющих метод решения; поиск эффективных средств исследования и управления сложными объектами. |
Самое ценное в СА | Правильная постановка целей и составление программы их достижения — это важнейший ресурс государства, залог неуклонного повышения эффективности обществ и частного производства. |
Область применения СА | Для решения крупных проблем, связанных с деятельностью многих людей, с большими материальными затратами. Человеческую деятельность можно условно разделить на две области: - область рутинной деятельности, т. е. регулярных, повседневно решаемых задач;
- область решения новых, впервые возникающих задач.
В первой из них способы решения задач обычно хорошо отработаны и почвы для СА не представляется, хотя само наличие рутины в некоторых случаях составляют проблему (например, тенденция к постоянному увеличению работников аппарата управления). Во второй области (перспективном планировании, науке) методы СА применимы почти повсеместно. |
В каких ситуациях возникает потребность в СА? | - При решении новых проблем, когда с помощью СА формулируется проблема, определяется, что и о чем нужно знать и понимать, кто должен знать и понимать;
- если решение проблемы предусматривает увязку цели со множеством средств ее достижения;
- если проблема имеет разветвленные связи, вызывающие отдаленные последствия в разных отраслях народного хозяйства, и ПР по ним требует учета полных эффективности и затрат;
- при решении проблем, где существуют трудно сравниваемые варианты решений или достижения комплекса целей;
- во всех случаях, когда создаются совершенно новые системы;
- в случаях, когда осуществляется улучшение производства или экономических отношений;
- во всех проблемах, связанных с автоматизацией производства, созданием АСУ, АСТПП;
- если принимаемые на будущее решения должны учитывать факторы неопределенности и риска;
- когда выработка ответственных решений принимается на определенную перспективу (15-20 лет);
- везде, где требуется выработка критериев оптимальности с учетом целей развития и функционирования системы.
|