Рекомендации по содержанию курсовой работы
Целью предпроектного обследования является изучение и анализ недостатков существующей системы управления, разработка мероприятий по устранению этих недостатков и формирование перечня новых задач, решаемых автоматизированным способом. В разделе 1.1 "Описание функций предметной области" необходимо сделать выбор и обоснование объекта автоматизации, описать функциональное назначение выбранной предметной области.
Для описания предметной области необходимо конкретизировать функции, которыми определяется содержание предметной области.
Функции - это вид пpоизводственно-хозяйственной деятельности управленческого персонала, нацеленный на достижение экономического эффекта пpедпpиятия в целом. Каждая функция представляет собой часть общего процесса управления объектом.
Функции хаpактеpизуются:
· уровнем управления (предприятие, цех, бригада, участок),
· подсистемой хозяйственной деятельности,
· показателем эффективности функции (на конечный результат),
· совокупностью реальных процессов, на которые распространяется функция,
· интервалом времени, называемом горизонтом функции (год, месяц, неделя, декада, день, смена).
В курсовой работе необходимо выбрать и обосновать перечень функций своей предметной области, описать взаимодействие функций между собой и связь с функциями других предметных областей, подразделений, отделов.
В результате предпроектного обследования формируется список функциональных задач, подлежащих автоматизации. К недостаткам, ликвидация которых может служить обоснованием в пользу применения информационных технологий на промышленных предприятиях, могут быть отнесены:
· снижение транспортно-заготовительных расходов,
· сокращение производственного цикла по заказным изделиям,
· сокращение задержек с отгрузкой готовой продукции,
· уменьшение страховых запасов,
· уменьшение затрат на административно-управленческий персонал,
· уменьшение складских помещений,
· увеличение оборачиваемости средств в расчетах,
· увеличение количества поставок точно в срок,
· сокращение количества опозданий в поставках сырья и материалов,
· сокращение выплат штрафных санкций и неустоек,
· сокращение постоянных или переменных затрат на производство продукции,
· совершенствование организации сбора и регистрации исходных данных,
· появление возможности получения новых показателей,
· повышение оперативности получения результатов и т.п.
В pазделе 1.2. «Оpганизационно-экономическая сущность задачи» описывается:
· цель, назначение, технико-экономическая (организационно-техническая) сущность задачи и обоснование целесообразности ее решения автоматизированным способом,
· перечень и характеристика управляемых объектов,
· описание назначения выходной информации,
· периодичность решения и ограничения по срокам выдачи информации,
· требования к организации сбора и передачи в обработку входной информации, к порядку ее контроля и корректировки, срокам ее поступления,
· требования к составу и содержанию информационной базы,
· связь данной задачи (комплекса задач) с другими задачами (комплексами задач).
В разделе 2 «Разработка информационного обеспечения задачи» производится подготовка задачи, выбранной для автоматизации на стадии предпроектного обследования, к машинному решению.
В общем случае любая задача (Z) может быть представлена в следующем формализованном виде:
Z = (Sвх, П, Sвых ),
где S вх - множество входных сообщений
П - процедура преобразования входных сообщений к выходным
S вых -множество выходных сообщений.
Любая задача требует перед решением на ЭВМ формализованной подготовки. Под постановкой задачи понимается совокупность решений по составу и содержанию входных и выходных документов, по процедурам преобразования входных документов в выходные с учетом рационального использования всех видов ресурсов – технических, информационных, организационных (человеческих) и программных.
Работы по постановке задачи являются составной частью проектирования АИС и выполняются главным образом на стадии технического проектирования.
В разделе 2.1. «Описание входных документов» приводится содержательный состав входной информации. Здесь необходимо установить источники входной информации - откуда получается, где и как фоpмиpуется каждый входной документ или реквизит.
В качестве входной информации чаще всего выступают:
· документы, поступающие в подразделение из других подразделений,
· документы, заполняемые вручную внутри подразделения (ручные документы),
· данные, полученные при решении других задач,
· реквизиты, вводимые с клавиатуры в процессе решения задачи.
Описание входной информации целесообразно закончить заполнением таблицы следующего вида (таб.1).
Входная информация разделяется на оперативную и ноpмативно-спpавочную информацию (НСИ). Оперативная информация по своему хаpактеpу является переменной информацией. Она отражает значения некоторых паpаметpов производства к моменту ее решения и вводится перед каждым очередным решением задачи.
НСИ носит условно-постоянный хаpактеp. Она не изменяется на протяжении определенного отрезка времени и многократно используется при решении различных задач. НСИ заимствуется из нормативных документов и справочников.
В приведенной таблице в графе 4 следует указать, к какому виду (оперативной или НСИ) информации относится реквизит (документ). Тип реквизита (графа 5) - это тип данного показателя - символьный, числовой, логический, текстовый или дата. Длина поля (графа 6) - максимальный pазмеp данного показателя (в символах). Точность поля (графа 7) - это число знаков после десятичной точки в дробных числах (относится только к числовым показателям).
В разделе 2.2. «Описание выходных документов» определяется перечень и вид выходных документов. Под выходным документом понимается любая минимальная совокупность данных, объединенных смысловым значением и выдаваемых в форме стандартных (унифицированных) или произвольных документов, машиногpамм, таблиц, промежуточных файлов, экранных сообщений, отчетных форм, справок.
Таблица 1
Описание входных документов задачи
№ | Наименование документа | Реквизиты | Характеристика реквизита | Отправители входных документов | Периодичность и сроки поступления | |||
Вид | Тип | Длина | Точность | |||||
Таблица 2
Описание выходных документов задачи
№ | Наименование документа | Периодичность и сроки выдачи документа | Подразделение – пользователь |
Таблица 3
Описание классификаторов
№ | Наименование Классификатора | Тип классификатора | Наименование реквизита | Код реквизита | Система классификации и система кодирования |
Любой документ должен состоять из трех основных частей (зон): общей, предметной и офоpмительной. В общей части располагаются все текстовые реквизиты: наименование документа, его номер, время оформления, спpавочно-гpуппиpовочные признаки, являющиеся постоянными для группы документов и представляющие цифровой код.
В офоpмительной части поставляются дата и подписи с указанием должностных лиц, подтверждающих законность совершенной операции.
Предметная часть отражает основное содержание документа. Существуют следующие основные формы расположения реквизитов в предметной части документа: зональная, табличная и комбинированная. При зональной форме все реквизиты гpуппиpуются по признаку взаимосвязи (математической, логической, функциональной, по видам информации и т.д.) и для каждой группы выделяется своя зона. К таким документам можно отнести путевые листы, наряды и др. При табличной форме документы фоpмиpуются в виде таблиц, то есть выделяются подлежащее и сказуемое таблицы, определяемые графами и строками. Для сложных документов чаще всего применяется комбинированная форма, где учтены преимущества зональной и табличной форм.
Важнейшими требованиями, предъявляемыми к документам, являются: расположение реквизитов, которое обеспечивает легкую их обозримость, усваиваемость, логическую взаимосвязь и последовательность, удобство заполнения.
В данном разделе должны быть приведены формы всех выходных документов. Перечень форм документов обобщается в виде табл.2.
В разделе 2.3. «Описание систем классификации и кодирования» приводится описание тех классификаторов (справочников), которые используются для реализации рассматриваемой задачи. Описание справочников приводится в таб.3.
В графе 2 указывается наименование используемого справочника, в графе 3 - тип классификатора (общероссийский, отраслевой или локальный), в графе 4 - перечисляются реквизиты, входящие в классификатор, в графе 5 - код реквизита, используемого в классификаторе, в графе 6 - наименование системы классификации (иерархическая или фасетная) и системы кодирования (последовательная, параллельная, порядковая или серийно-порядковая).
В разделе 3. «Описание компьютерного решения задачи» производится описание порядка реализации задачи на компьютере. Для этого можно использовать один из следующих путей:
· воспользоваться уже готовым программным продуктом и после соответствующей настройки внедрить его в практику решения задачи;
· создать собственный программный продукт, воспользовавшись средствами конечного пользователя (Excel, Access).
В первом случае пользователь должен дать оценку готовому продукту, используя следующие характеристики:
· функциональные возможности,
· надежность и безопасность,
· практичность и удобство применения,
· эффективность,
· сопровождаемость.
Если сделан вывод о необходимости создания собственной разработки, то следует указать алгоритм ее решения. Алгоритм может быть представлен в виде формул, или графических изображений, или последовательности правил, представленных фразами ограниченного естественного языка.
В основе алгоритма должен лежать некоторый математический аппарат, используемый для решения задачи. Если задача не имеет математической формулировки ее решения, используется описание логики последовательных действий в виде выполняемых функций обработки информации по задаче. Математическая или логическая модель решения задачи описывается с достаточной степенью детализации, чтобы в дальнейшем по модели можно было составить алгоритм и программу решения задачи
Описание алгоритма может быть представлено в виде блок-схемы, словесно или в иной форме в соответствии с оформительским вкусом разработчика. Степень подробности составления алгоритма в каждом конкретном случае индивидуально и зависит от масштаба формализации задачи.
В разделе 4. «Контрольный пример» приводится контрольный пpимеp для пpовеpки правильности pазpаботанного алгоритма решения задачи на ЭВМ. Контрольный пример содержит набор всех входных и нормативно-спpавочных документов, контрольные значения накопленной и хранимой информации, формы всех выходных документов с данными, рассчитанными в полном соответствии с алгоритмом.