Место России, других стран СНГ в сфере
Международных инвестиций
Несмотря на скромные абсолютные размеры прямых иностранных инвестиций в эту группу стран, в последнее время отмечается довольно значительный темп роста таких вложений (табл. 12.4).
Как отмечалось в § 12.3, группа стран Юго-Восточной Европы и СНГ является новым образованием в инвестиционной статистике ЮНКТАД. В эту группу входят также Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния, Сербия и Черногория. При всей ограниченности цифрового ряда преимущественные показатели у стран СНГ очевидны [14].
Таблица 12.4
Динамика прямых иностранных инвестиций в страны Юго-Восточной Европы и СНГ в 2000—2004 гг., млн долл.
Помещено | Вложено | |||
Страны | из-за границы | за рубежом | ||
Группа в целом | 69 947 | 255 713 | 22 103 | 126 345 |
Страны ЮВЕ | 15 000 | 56 562 | 1 220 | 2 625 |
Страны СНГ | 54 947 | 199 151 | 20 883 | 123 719 |
Россия | 32 204 | 132 491 | 20 141 | 120 417 |
Оценка притока инвестиций и вывоза за рубеж сделана экспертами ЮНКТАД на основании официальных данных о размерах финансовых потоков. Следует, однако, иметь в виду, что за время после публикации (WIR-2006) произошли некоторые изменения (так, в группе стран ЮВЕ учитывались также Болгария и Румыния, которые в 2007 г. уже стали членами ЕС и соответственно впредь будут учитываться в другой категории стран, что не может не сказаться на итоговых результатах, особенно на сопоставимости показателей левой и правой колонок данной таблицы).
О конкретных параметрах инвестиционной деятельности России и о существующей практике было рассказано в главе 8. В основе такой деятельности лежат законы об иностранных инвестициях, соглашения о разделе продукции, о финансово-промышленных группах и др.
Россия имеет ряд международных соглашений, в том числе двусторонние инвестиционные соглашения и об избежании двойного налогообложения. Инвестиционные вопросы рассматриваются в хозяйственно-экономических договорах и соглашениях в рамках СНГ.
В развитии и углублении участия в международных инвестиционных процессах государства данной группы видят важное условие подъема своей национальной экономики, что, конечно, отнюдь не предполагает передачу иностранным инвесторам решающей роли во всем процессе национального развития этих стран. Согласно тексту такого типового соглашения между правительствами Российской Федерации и правительством соответствующей зарубежной страны о поощрении и взаимной защите инвестиций, капиталовложениями считаются все виды имущественных ценностей, которые вкладываются инвесторами одной стороны на территории другой стороны в соответствии с законодательством последней, и в частности:
• движимое и недвижимое имущество;
• акции, вклады и другие формы участия в капитале коммерческих организаций;
• право требования по денежным средствам, вложенным для создания экономических ценностей, или по договорам, имеющим экономическую ценность и связанным с капиталовложениями;
• исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (авторские права, патенты, промышленные образцы, модели, товарные знаки и знаки обслуживания, технология, информация, имеющая коммерческую ценность, и ноу-хау);
• права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, связанные с разведкой, разработкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов.
Статьи о принципах и механизмах защиты иностранных инвестиций также полностью соответствуют общепринятым нормам. Капиталовложения (согласно ст. 3) не могут быть подвергнуты мерам принудительного изъятия, равносильным по последствиям экспроприации или национализации, за исключением случаев, когда эти меры осуществляются в общественных интересах при соблюдении порядка, установленного в соответствии с законодательством, не носят дискриминационного характера и влекут за собой выплату быстрой, адекватной и эффективной компенсации.
После выполнения всех налоговых обязательств инвестору гарантируется беспрепятственный перевод за границу всех платежей в связи с капиталовложениями, в частности:
• доходов;
• средств, выплачиваемых в погашение займов и кредитов, признанных обеими сторонами в качестве капиталовложений, а также начисленных процентов;
• средств, полученных в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей капиталовложений;
• разного рода компенсаций;
• заработной платы и других вознаграждений, получаемых инвестором и физическими лицами, которым разрешено работать в связи с капиталовложениями.
Статья о методах разрешения споров одной стороны с инвестором другой (ст. 7) содержит перечень всех способов цивилизованного разрешения возможного конфликта:
• переговоры;
• компетентный суд или арбитраж на территории стороны, на которой осуществлены капиталовложения;
• арбитражный суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);
• Международный центр по урегулированию инвестиционных споров на основе Вашингтонской конвенции от 18 марта 1965 г.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что, придавая большое значение важности иностранных инвестиций, нельзя игнорировать приоритетное значение развития собственной инвестиционной базы, рационального использования российских ресурсов в интересах отечественной экономики, реального сектора. В этой связи в упомянутом документе подчеркивается: «Необходимо усиление роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний. Для этого нужно ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей». Известно, что такой подход характерен для всех стран, заинтересованных в обеспечении гарантии жизнеспособности своей экономики. Как свидетельствует опыт США, Китая, Японии, Германии и других стран, привлечение внешних ресурсов не должно вести к потере национальной конкурентоспособности.
В Концепции внешней политики Российской Федерации в числе приоритетов обозначена следующая задача: «Содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей». Для достижения этой цели, в частности, названо в качестве одной из важнейших задач внешней политики страны содействие привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и в приоритетные сферы российской экономики. Там же говорится и о такой задаче, как «добиваться сведения до минимума рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности страны».
Российский опыт развития подтверждает истину о приоритетном значении повышения эффективности использования внутренних ресурсов. В Послании В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г. особо отмечается, что «именно богатство образовательного, научного, творческого достояния России дает нам «видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях экономики. Такой экономики, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, изобретения и умение быстрее других внедрять их в повседневную жизнь» [14]. Данные табл. 12.5 подтверждают обоснованность такого курса в управлении экономикой страны.
Таблица 12.5
Основные показатели развития России на современном этапе
Показатели | |||||||
Рост ВВП, % | 5,1 | 4,7 | 7,3 | 7,2 | 6,4 | 6,7 | н.д. |
Рост промыш- ленного произ водства, % | |||||||
4,9 | 3,7 | 7,0 | 8,3 | 4,0 | 3,9 | 7,5 | |
Рост инвестиций в основной капитал, % | |||||||
8,7 | 2,6 | 12,5 | 10,9 | 10,5 | 12,6 | 19,9 | |
Инфляция | |||||||
(индекс) потребительских цен, % | |||||||
18,6 | 15,1 | 12,0 | 11,7 | 10,9 | 9,0 | 4,0 | |
Валютные резервы, млрд долл. | |||||||
36,6 | 47,8 | 76,9 | 124,5 | 182,2 | 303,7 | 369,1 |
Примечание. В последней колонке данные приведены за январь — апрель.
В отличие от бытовавших до начала XXI в. представлений, что только (или — по крайней мере — прежде всего) упование на иностранные инвестиции может обеспечить экономический и социальный подъем страны, ее политический прогресс и всестороннее процветание. Россия взяла курс на то, чтобы «подставить плечо» там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком велики. «Основной же ролью государства должно быть содействие бизнесу в создании новых, по-настоящему современных производств и в появлении как можно большего количества национальных публичных компаний». Практические меры и соответствующие государственные акты (в частности, Закон «О специальных экономических мерах» от 10 января 2007 г.) свидетельствуют о твердой и последовательной ориентации в развитии страны на обеспечение национальных интересов и защиту безопасности страны.
Резюме
Современное мировое хозяйство предполагает достаточно четкие правила привлечения иностранных инвестиций, их функционирования в национальной экономике на региональном и более широком международном уровне. Опыт показывает, что умелое и грамотное использование иностранных инвестиций является залогом успешного функционирования национальных хозяйств в состязательном, конкурентном режиме.
При всем многообразии форм международного движения иностранного капитала на современном этапе приоритетную роль играют прямые иностранные инвестиции, причем механизм и каналы, по которым они осуществляются, находятся в процессе постоянного совершенствования и развития, модернизируются вместе со структурными сдвигами во всем мировом хозяйстве.
Вопреки предположениям и надеждам, что иностранные прямые инвестиции придут вслед за предоставлением им особых благ, льгот и всякого рода поблажек, мировой опыт (в том числе опыт стран бывшего социалистического содружества) показывает, что иностранный капитал в производительной, инвестиционной форме предпочитает идти в страны с эффективно и динамично развивающимися рыночными хозяйствами.
Основные понятия
Инвестор— юридическое или физическое лицо, осуществляющее капитальные вложения.
Прямые инвестиции— предпринимательские инвестиции, в результате которых инвестор владеет решающей долей собственности или получает право осуществлять управленческий контроль над объектом вложения капитала.
Портфельные инвестиции— предпринимательские инвестиции, которые не дают их владельцу управленческого контроля над объектом вложения капитала.
Роялти— вид дохода инвестора от вложений в разработку естественных ресурсов, получаемого в форме регулярных платежей по лицензионному соглашению, установленных в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или стоимости произведенной продукции.
Лизинг— долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. Одна из форм кредитования экспортных операций, которая может вести к появлению долговременного интереса, предполагающего выплату доходов на основе владения частью собственности, права на участия в управлении предприятием и т.п.
Селенг— одна из разновидностей лизинга. Он представляет собой специфическую форму обязательства, регламентируемую договором имущественного найма и состоящую в передаче собственником своих прав по пользованию и распоряжению его имуществом селенг-компании за постоянно выплачиваемую определенную плату.
Инжиниринг— определенная форма экспорта услуг (передачи знаний, технологии, опыта) из страны производителя в страну заказчика. При инжиниринге предусматривается оплата фактических услуг плюс процент прибыли от эксплуатации.
Контрольные вопросы
1. Каковы различия между портфельными и прямыми инвестициями?
2. В чем состоит особая роль прямых иностранных инвестиций в развитии мировых хозяйственных связей, совершенствовании правил конкуренции, решении вопроса о масштабах и формах социальной ответственности частного бизнеса и других проблем, приобретших характер глобальных?
3. Назовите основные особенности динамики и структуры прямых иностранных инвестиций на современном этапе.
4. Как эволюционировали формы и механизмы международного стимулирования процесса развития прямых иностранных инвестиций (в том числе с помощью двусторонних гарантийных соглашений, по предотвращению двойного налогообложения)?
5. Чем объясняется серия международных инициатив в начале XXI в. по разработке новых стандартов оценки современного положения отдельных стран в мировом хозяйстве на основе индексов эффективности использования, инвестиционного потенциала?
Библиографический список
1. Киреев А. Международная экономика. Ч. 1. М.: Юрайт; Международные отношения, 2006.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. 2000. 11 июля.
3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 января.
4. Правила рынка. М., 1994. С. 95.
5. Руджейеро Р. Прямые иностранные инвестиции и многосторонняя торговая система // Transnational corporations. 1996. Vol. 5. No. 1. P. 1-8.
6. Щетинин В.Д. Экономическая дипломатия. М., 2001. С. 124—125.
7. Bilateral Investment Treaties in the Mid-1990s, UN. N.Y. — Geneva, 1998 (UNCTAD/ITE/IIT/7).
8. Globalization and Liberalization. Development in face of two powerful currents. N.Y. — Geneva, 1996.
9. International Investment Instruments. A Compendium. Vol. I—III. United Nations Conference on Trade and Development. Division on Transnational Corporations and Investment. Geneva, 1996.
10. UNCTAD. Investment-Related Trade Measures (UNCTAD Series on Issues in International Investment Agreements), UNCTAD/IIT/10 (Vol. IV), United National, New York and Geneva, 1999.
11. UNCTAD. Scope and Definition (UNCTAD Series on Issues in International Investments Agreements), UNCTAD/ ITE/ IIT/ 11 (Vol. II), United Nations. New York and Geneva, 1999. P. 15, 16, 19.
12. World Investment Report. N.Y. Geneva, 2005. P. 17, 23, 134.
13. World Investment Report. N.Y. Geneva, 2000.
14. World Investment Report. 2006. N.Y. - Geneva, 2006. P. 315.
15. World Investment Report. N.Y. Geneva, 2002.
16. World Investment Report. N.Y., 1992. P. 70-73.