Этапы подготовки курсовой работы
С.В. Юдина, М.Ф. Фаррахова
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По написанию курсовой работы
По дисциплине
«Теория менеджмента: теория организации»
по направлению подготовки 080200 - «Менеджмент»
Альметьевск, 2011 г.
УДК
Ю-16
Юдина С.В., Фаррахова М.Ф.
Теория менеджмента: теория организации: Методические указания по написанию курсовой работы. – Альметьевск: ГБОУ ВПО Альметьевский государственный нефтяной институт, 2011. – 62 с.
В методическом указании приведены рекомендации и требования по структуре и содержанию основных тем курсовой работы, даны основные методики расчетов и макеты расчетных и сводных таблиц, способствующих выбору оптимальных форм и методов организации и управления организационными процессами на предприятиях.
Рецензенты:
Печатается по решению учебно-методического совета АГНИ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 5
1.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.. 5
1.2 ВЫБОР ТЕМЫ.. 7
1.3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 7
2. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 10
3. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 16
4. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ.. 24
5. ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГЛАВ И РАЗДЕЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 27
5.1 ПРИМЕР КРАТКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКИ И НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.. 27
5.2 ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ.. 35
5.3 ПРИМЕР АНАЛИЗА ОРГСТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 42
5.4 ПРИМЕР АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ДИНАМИКИ ЗА 3 ГОДА.. 45
5.5 ПРИМЕР СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ЗАРУБЕЖНОГО АНАЛОГА.. 49
5.6 ПРИМЕР ПОСТРОЕНИЯ «ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ» ОРГАНИЗАЦИИ.. 52
6. ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 58
7. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДОВАННАЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ НАПИСАНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А. БЛАНК ЗАДАНИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ.. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 62
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике значительно возрастают требования государственных служб, производства и бизнеса к уровню профессиональной подготовки кадров в области управления. Сегодня от такого специалиста требуетсязнание методов и основных принципов построения организации; умение анализировать первичную отчетную информацию по системе управления организацией; умение обосновывать решения различных проблем в отдельных областях их хозяйственной деятельности; самостоятельно проводить анализ эффективности управления организацией.
Развитию творческой самостоятельности, инициативы и научного подхода к данной области экономического знания у будущих бакалавров способствует такая форма учебной работы, как курсовая работа.
Целью написания курсовой работы является приобретение опыта в исследовании актуальных проблем управления предприятием, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе изучения дисциплины «Теория организации», формирование практических навыков ведения самостоятельной исследовательской работы.
В процессе выполнения курсовой работы студент должен продемонстрировать умение:
- формулировать цель и задачи работы;
- обосновывать методы решения поставленных задач;
- разрабатывать структуру работы;
- работать с литературными источниками и статистическими данными;
- выявлять проблемы в рамках исследуемой темы;
- применять современные методы анализа экономико-управленческих процессов;
- формулировать результаты своей работы и давать им оценку.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Курсовая работа по дисциплине «Теория менеджмента: теория организации» – это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания по одной из изучаемых дисциплин для решения конкретных практических задач в области менеджмента, привить навыки анализа и обоснования принимаемых решений. При написании курсовой работы стремятся к тому, чтобы собранный материал и полученные в ходе написания результаты могли быть использованы при написании дипломной работы.
При написании данных работ от студента требуется проявление личной инициативы. В этом главное отличие данной формы обучения от лекционных, семинарских и других видов занятий.
Ведущее требование к содержанию курсовой работы – высокий теоретический уровеньподготовленного материала. Это означает, что студент (слушатель) глубоко раскрывает в своей работе основные понятия определенной отрасли знаний и лежащие в их основе причинно-следственные связи, объясняет не только отдельные факты, события и явления, но и теоретические положения, обусловливающие их закономерное развитие. Это означает соответствие содержания курсовой работы современному уровню развития экономической, управленческой, психологической и другой науки. Высокий теоретический уровень курсовой работы предполагает также использование в работе только объективных фактов, истинных событий и явлений.
Для многих студентов исследования в ходе выполнения курсовых работ являются первыми шагами в их научной и научно-практической деятельности, организуемой и реализуемой в рамках студенческих научных кружков кафедр. Лучшие курсовые работы кафедр, имеющие научную направленность, выносятся для обсуждения на ежегодные студенческие научные конференции, после чего публикуются в сборниках научных трудов студентов и слушателей.
Одним из основополагающих требований к курсовой работе являетсяактуальность темыисследования.В переводе с латыни, актуальность обозначает важность рассматриваемой проблемы, тех или иных вопросов применительно к настоящему времени. Поэтому курсовая работа может претендовать на ту или иную степень актуальности в том случае, если в ней анализируются жизненно важные проблемы и вопросы, значимые для мировой экономики, международной торговли, экономики страны, её внешнеэкономических связей, внешнеэкономических организаций, внешнеторговых сделок, деятельности отдельных фирм, конкретных структурных подразделений или отдельных лиц (например, специалистов в области финансов, логистики, менеджеров и др.).
Следующее требование к курсовой работе – ее исследовательский характер.Именно в этом случае выполнение работы воспитывает у студентов (слушателей) творческое мышление, трудолюбие, развивает навыки научной аргументации, помогает в будущей практической деятельности успешно справляться с подготовкой аналитических справок, научных докладов и сообщений. Обязательно, чтобы в содержании работы был аналитический материал, чтобы студент (и, особенно, слушатель) опирался на личный социальный и профессиональный опыт, высказывал свои суждения и строил систему доказательств.
Курсовая работа должна строиться на основе достаточного фактического материала. Теоретические положения той или иной отрасли знаний (науки) необходимо подкреплять анализом конкретного статистического и фактического материала. Факты дают возможность в результате их изучения, сравнения, количественной оценки сформулировать ту или иную идею, вывод. Процесс сбора и анализа фактического материала должен носить творческий характер. Опыт показывает, что студенты и слушатели порой придерживаются крайних позиций: одни включают в работу только теоретические концепции, рассуждения, а другие – набор примеров и фактов, статистических данных без какого-либо теоретического осмысления. Необходимо разумное сочетание теории и фактического материала. Уместно напомнить в этой связи высказывание известного французского политика Р.Пуанкаре: «Наука строится из фактов, как дом строится из кирпичей. Однако нагромождение фактов не есть наука, так же как груда кирпичей не есть дом».
Существенным требованием к курсовой работе является ее практическая направленность. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации указывается: в результате научных исследований студентов и слушателей вузов должны чаще появляться добротные практические рекомендации. Задача студента (слушателя) заключается в том, чтобы тесно увязывать теоретические положения современной науки с реальной практикой и разрабатывать практические советы, рекомендации руководителям компаний и фирм, менеджерам, специалистам в той или иной области внешнеэкономической деятельности и др.
Одна из задач высшей школы – добиться такого положения, чтобы деятельность будущего специалиста носила творческий характер. Подготовка курсовой работы дает возможность студентам и слушателям приобрести и закрепить навыки самостоятельного труда. Поэтому в интересах обучаемого ориентироваться (конечно, с помощью научного руководителя) на самостоятельную разработку темы. Это развивает умение самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в потоке научной информации, что весьма полезно для будущей работы выпускников вуза.
Безусловно, творческое отношение к подготовке курсовой работы требует от студентов (слушателей) ясности и твердости методологической позиции. Основой научного метода познания реального мира является диалектика. Ее законы и категории – главные ориентиры для исследования в любой области. Методологическая сторона работы проявляется в четкой постановке цели и задач исследования, выделении объекта и предмета, а также гипотезы исследования.
Наконец, одним из требований к курсовой работе является грамотность оформления. Грамматические ошибки, стилистические погрешности, нарушение правил цитирования, оформления сносок и списка литературы - все это снижает качество курсовой работы и влияет на оценку. Во всех случаях заимствования статистических и иных материалов других авторов требуется делать ссылки на источники их опубликования. Пренебрежение этим требованием не формирует у студентов (слушателей) той культуры оформления научной работы, которая так необходима в будущей практической деятельности.
ВЫБОР ТЕМЫ
Студенту предоставляется право самостоятельно выбрать тему работы из предложенной кафедрой тематики. Кроме того, студент может предложить свои инициативные темы, которые согласовываются с преподавателем. Эти темы должны соответствовать диапазону интереса дисциплины, по которой выполняется курсовая работа, а также актуальностью и практической значимостью результатов исследования.
Выбор темы целесообразно основывать, исходя из ее значимости, актуальности, имеющихся информационных ресурсов, а также полученных при обучении знаний. Возможно, выбранная тема позволит систематизировать и реализовать научный поиск.
Студенты часто стремятся брать широкие темы и избегают узких, что не всегда правильно. Практика показывает, что работы, посвященные широким темам, бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. По мере ознакомления с материалом открываются новые стороны проблемы и возможности для их анализа. В связи с этим, преподаватель может настаивать на выборе темы второго типа.
Выбор темы следует осуществлять в тесном контакте с преподавателем дисциплины, по которой выполняется курсовая работа.
Выбранная тема и ее будущая структура фиксируется в Задании (Приложение 1), которое оформляется студентом в 2 экземплярах и сдается на утверждение заведующим кафедрой преподавателю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Тематика и содержание курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» определяются совместно студентом и преподавателем соответствующей ведущей кафедры, исходя из вышеуказанных принципов выбора темы. Основными объектами работы должны быть:
1. Принципы развития и закономерности функционирования организация как системы.
2. Роли, функции и задачи менеджера в современной организации.
3. Основополагающие бизнес-процессы в организации.
4. Принципы целеполагания в организации и виды и методы организационного планирования.
5. Типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования.
6. Основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля.
7. Виды управленческих решений и методы их принятия.
8. Эффективность организационных систем.
Структура курсовой работы должна выглядеть следующим образом (Табл. 1).
Таблица 1
Структура курсовой работы
№ п/п | Раздел курсовой работы | Структура, % |
Введение. | 3 – 5 | |
1. | Теория, методология и методики курсовой работы. | 20 – 24 |
2. | Исследовательская часть: описание конкретной организации в терминах изучаемой дисциплины. | |
3. | Расчетно-аналитическая часть: анализ показателей эффективности конкретной организации и выявление резервов совершенствования ее деятельности. | |
Заключение. | 3 – 5 |
Объем курсовой работы в виде текста в компьютерном наборе не должен быть меньше 30 стр. и превышать 40 страниц. Работа подшивается в папку в следующей последовательности:
1. Титульный лист.
2. Чистый лист для рецензии.
3. Утвержденное заведующим кафедрой и подписанное преподавателем Задание на курсовой проект.
4. Содержание
5. Текст работы
6. Список литературы
7. Приложение
Независимо от темы курсовой работы Содержание работы должно включать:
Введение
1. Теоретико-методологический аспект …(в зависимости от выбранной темы)
1.1 Определение основных понятий
1.2 Описание процесса … (В зависимости от выбранной темы)
1.3 Методика оценки … (В зависимости от выбранной темы)
2. Исследование организации … (В зависимости от выбранной темы)
2.1 Краткая историческая справка и направления деятельности организации
2.2 Анализ документов, регламентирующих управление организацией …
2.3 Анализ структуры управления
3. Эффективность организации …
3.1 Показатели эффективности организации и их динамика за 3 года …
3.2 Сравнительный анализ показателей эффективности организации и ее зарубежного аналога
3.3 Построение «дерева целей» организации
Заключение
Список литературы
Приложение
Все требования и стандарты по оформлению приведены в «Методических указаниях по оформлению курсовых и дипломных проектов», выпущенной Учебной частью АГНИ в 2004 году.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Многие студенты и слушатели по желанию разрабатывают план-графиквыполнения курсовой работы. Он может составляться в произвольной форме и может содержать следующие основные виды работ и сроки их выполнения:
· консультации у научного руководителя по вопросам целевой установки, структуры и методики подготовки и написания работы;
· изучение литературных и иных источников;
· сбор, обобщение и анализ статистического и фактического материала;
· непосредственное проведение исследований;
· промежуточные доклады и консультации с руководителем;
· формулировка основных выводов и практических рекомендаций;
· написание текста и представление его для рецензирования.
Наличие плана-графика дисциплинирует обучаемых, делает их работу целеустремленной и систематической.
Следующим этапом в подготовке курсовой работы является подбор литературы и ее изучение. Правильно поступают те студенты и слушатели, которые перед началом исследования составляют примерный библиографический перечень по избранной теме. Начинать составление библиографии необходимо с монографий и учебников, ибо именно в них содержатся основные положения научной методологии и методики исследования, важнейшие теоретические положения по различным проблемам той или иной отрасли знаний. При подборе источников обучаемым следует полнее использовать предметные и алфавитные каталоги библиотеки АГНИ, а также специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, статьи журналов (например, «Российский внешнеэкономический вестник», «Власть», «Эксперт», «Логистика», «Управление персоналом», и др.). Наряду с указанными литературными источниками могут быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и учебно-методические пособия, изданные в Академии.
После того, как библиография по теме курсовой работы составлена, начинается ее изучение: чтение, осмысление и конспектирование. Работа с монографиями, другой научной и учебной литературой имеет вполне определенную последовательность, которую полезно соблюдать. Первый шаг – тщательный просмотр книги с целью получения за максимально короткий срок общего представления о содержании и ценности данной работы. Для этого изучаются оглавление, аннотация и предисловие, в которых имеются сведения о цели издания книги, ее актуальности и адресности.
Предварительное общее знакомство с литературным источником необходимо по следующим причинам. Производя систематизацию работ по значимости, студент (слушатель) одновременно намечает способы будущей обработки того или иного материала, решает для себя вопрос о том, есть ли смысл обращаться к дополнительной литературе. Просмотр лучше начинать с основных, обобщающих трудов, постепенно переходя к частным исследованиям. Это позволит студенту (слушателю) уяснить общую концепцию по той или иной проблеме, частные взгляды различных авторов, их мысли и подходы, особенности системы доказательств. Уже при просмотре литературных источников необходимо обратить внимание на научно-технический аппарат работы: подстрочные ссылки, библиографию, приложения и др.
Изучая литературу, следует вести запись прочитанного. Самая простая форма записи – это план. Обычно он составляется тогда, когда работа служит дополнительным источником информации, когда нужно знать, о чем в ней говорится, но не обязательно знать, как обосновываются те или иные положения. К выпискам в виде цитат прибегают в тех случаях, когда необходимо «взять» из материала книги важные теоретические положения, выводы. Наиболее серьезные сведения лучше всего излагать дословно, причем каждую выписку нужно снабжать ссылкой на источник с соблюдением правил библиографического описания произведений печати.
Выписки следует делать на отдельных листах с полями и по мере накопления раскладывать их в соответствии со структурой курсовой работы. Можно при этом пользоваться папками, конвертами или специальными разделителями, наверху которых указывается конкретный вопрос. Самой полной и сложной формой записи является конспект, в т.ч. и компьютерный. В правильно составленном конспекте обычно выделено основное в изучаемом произведении, в кратких, но четких формулировках обобщены важнейшие теоретические положения. В процессе конспектирования необходимо не просто выписывать мысли автора, но и анализировать, сопоставлять, делать собственные выводы. Это будет свидетельствовать о творческом отношении к изучению литературы.
Уже на этом этапе выполнения курсового проекта целесообразно формировать соответствующие компьютерные файлы, которые потом будут использованы при компоновке и написании работы.
Теоретические положения составляют основу курсовой работы. Но идеи, подходы, концепции могут быть глубоко раскрыты лишь в непосредственной связи с практикой, когда теория наполняется живыми фактами и примерами. Поэтому одним из этапов подготовки является сбор и анализ фактического материала.
При отборе и систематизации фактов следует обеспечить их достоверность и объективность. В качестве основных источников фактического материала необходимо использовать официальные Интернет-ресурсы (официальные сайты компаний), официальные документы, газеты и журналы, наблюдение и личные контакты с людьми и др. Изучение опыта работы фирмы, отдельных структурных подразделений не только обогащает курсовой проект фактами, но и повышает практическую направленность и значимость выполняемой студентом (слушателем) работы, являясь обязательным условием положительной оценки. Наиболее сложная задача для обучаемого – глубокий анализ фактов, событий, явлений с целью выработки предложений и рекомендаций по изучаемой проблеме. При обработке фактического материала следует использовать соответствующие экономические расчеты, современные методы анализа и математической статистики c тем, чтобы выявить определенные закономерности и сделать научно обоснованные выводы.
Собрав и проанализировав фактический материал, студент (слушатель) переходит непосредственно кнаписанию курсовой работы.
Особое внимание при этом необходимо уделить четкости и логичности изложения материала. Перед каждой главой или отдельным его параграфом должна быть поставлена конкретная задача, и изложение всего материала в целом должно соответствовать поставленной в данной курсовом проекте цели.
Во введенииобосновывается выбор темы, показывается ее актуальность, определяются цель и задачи проекта, а также указываются объект исследования и формулируется рабочая гипотеза. Встречаются случаи, когда студент недостаточно четко выделяет во введении совокупность вопросов, подлежащих исследованию, не раскрывает место и роль выбранных вопросов в более общей проблеме. Все это приводит к рыхлости структуры и всей работы в целом. Обосновывая значение темы, необходимо указывать, с использованием каких материалов и какой организации (предприятия) данная тема выполнялась. Серьезным и сложным моментом является формулировка цели курсовой работы. В зависимости от того, насколько ясно и точно сформулирована цель, настолько удачными будут план работы, ее организация, стиль изложения. Определенность цели позволяет студенту выделить в работе фарватер, что упорядочит поиск и анализ материала. Реализация цели достигается посредством решения круга задач. Обычно для решения каждой из поставленных задач выделяется по одной главе курсового проекта.
Примером удачного формулирования основных атрибутов введения может служить курсовая работы на тему: «Система планирования в организации (на материалах ОАО «МММ»)»:
- цель курсовой работы – исследование системы планирования в ОАО «МММ»;
- задачи курсовой работы:
а) изучение теоретических аспектов функций управления в современных организациях;
б) анализ системы планирования в ОАО «МММ»;
в) изучение перспективных подходов к планированию в американских компаниях;
г) анализ показателей эффективности и разработка предложений по совершенствованию деятельности ОАО «МММ»;
- объект исследования – деятельность общества с Открытого акционерного общества «МММ»;
- гипотеза исследования: внедрение в ОАО «МММ» опыта американских компаний в области планирования позволит организации максимально использовать все резервы своего развития.
В основной части курсовой работы (главы и параграфы работы) раскрываются теоретические аспекты и прикладные вопросы исследуемой темы, анализируется система управления объекта исследования в целом, делаются краткие выводы и обобщения. Большое значение имеет правильная (адекватная) трактовка понятий и терминов, их точность и научность. Студент (слушатель) высказывает свое отношение к собранному фактическому материалу, и на основе его анализа выдвигает конкретные мероприятия (рекомендации) по совершенствованию деятельности, поведения, общения, руководства и т.п.
В заключении курсовой работы делаются, как правило, общие выводы, вытекающие из исследования, формулируются практические рекомендации и предложения. Выводы в заключении должны соответствовать поставленным во введении цели и задачам. Обычно каждой из поставленных во введении задач соответствует не менее одного вывода или предложения. Краткая оценка курсовой работы начинается научным руководителем с того, что он оценивает формулировку поставленных во введении задач и соответствующих им (задачам) выводов и предложений.
Процесс написания курсовой работы нельзя откладывать на последний момент. В этих случаях студент (слушатель) обычно испытывает дефицит времени, что серьезнейшим образом влияет на качество работы. А у студента (слушателя) теряется возможность исправить ошибки, недостатки, неточности. Ведь после окончательного срока сдачи курсовой работы, она уже не возвращается на доработку, а оценивается в таком виде, в котором была представлена на кафедру.
Поэтому студентам и слушателям рекомендуется до окончательного срока работ представлять научному руководителю как минимум две редакции курсовой работы. По первой редакции руководителем будут высказаны замечания и претензии, которые следует учесть при формировании окончательного варианта курсовой работы.
Необходимо помнить, что курсовая работа не должен быть похожим на реферат, в котором излагаются чужие мысли и идеи. Курсовая работа выполняется, безусловно, на основе ранее выполненных исследований и их обобщенных результатов. Но он является продуктом самостоятельного творчества конкретного студента или слушателя. Не следует превращать курсовой проект в копирование текстов известных авторов, а также пользоваться «заезженными» работами, скаченными из Интернета. Преподаватели хорошо знакомы с такими текстами и «технологиями». Поэтому им не составляет труда уличать определенных студентов или слушателей в недобросовестности, что, естественно, влияет на итоговую оценку курсовой работы.
При написании работы следует избегать книжных формулировок и фраз, стараться изложить содержание своими словами. Это потребует от студента (слушателя) большой творческой активности, самостоятельности, умения логически стройно изложить материал, высказать собственную точку зрения на исследуемую проблему. В работе нельзя обойтись без элементов повествования, но главное в ней – анализ и рассуждения (мысли и суждения) самого обучаемого, опирающиеся на конкретные факты.
Рецензирование курсовой работы показывает, что встречаются следующие недостатки:
· отход от темы. Например, тема курсовой работы звучит так: «Особенности системы контроля в адаптивных организациях», а в практической части речь идет об особенностях управления персоналом в банке. Налицо явное несоответствие между заявленной темой и реальным объектом исследования;
· отсутствие логики, слабая связь одной мысли с другой, а порой и бессистемное изложение материала. Так, в курсовом проекте «Пути повышения эффективности коммерческой организации» последняя фраза в Заключении такова: «В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки эффективности организаций». Как же тогда можно анализировать пути повышения эффективности организации, если отсутствует соответствующий инструментарий? Логика, как говорят, «хромает»;
· повторение одних и тех же положений, стилистические погрешности;
· неумение правильно использовать служебные слова, которые придают четкость и стройность излагаемому материалу («таким образом», «следовательно», «далее», «затем», «во-первых», «во-вторых», «наконец», «проиллюстрируем эту мысль», «коснемся и такого вопроса, как» и др.);
· в отдельных работах трудно «увидеть» автора, ибо почти весь материал просто переписан из других книг и чужих материалов.
При написании курсовой работы надо помнить, что абзацы являются как бы ее «кирпичиками». Абзац, как правило, сигнализирует о начале новой мысли, но иногда может носить и разъяснительный характер. Такого рода абзацами не стоит увлекаться. Полезно не забывать о возможности вынесения пояснений в подстрочный аппарат. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, но для него всегда характерна единая мысль. Правильное использование абзацев позволяет добиться логической целостности текста и облегчить его восприятие.
Используя цитаты, приводя различные цифровые или статистические данные из источников, следует обязательно делать ссылки, откуда они взяты. При цитировании обязательно должна прослеживаться цель: ссылкой на авторитетное высказывание подкрепить свои мысли или противопоставить цитируемому автору свою точку зрения и т.д.
Объемный статистический материал целесообразно оформлять в виде графиков, диаграмм, таблиц и выносить в приложение. В этом случае изложение содержания курсового проекта будет более экономным. Не следует при этом забывать о необходимости ссылок в основном тексте на приложения.
Прежде чем распечатывать текст (по любой редакции курсовой работы), необходимо его полностью завершить. Если печатать материал частями, возникают неувязки, нестыковки отдельных фрагментов и многое придется переделывать заново. Перед распечатыванием следует отредактировать весь написанный текст. Приступать к редактированию лучше спустя 2-3 дня после того, как студент или слушатель решит, что, по его мнению, проект закончен. Взглянув на написанный текст свежим взглядом, вполне возможно обнаружить свои ошибки и неточности и найти пути улучшения содержания работы. В процессе доработки текста надо чаще обращаться к энциклопедиям, словарям, различного рода справочникам. В готовом курсовом проекте должна прослеживаться четкая связь между всеми разделами, чувствоваться его единство.