Олигополия, ее признаки. Олигополистическое ценообразование
Олигополия(неск.продавцов):
1.небольшое число фирм-производителей продукции
2.прод-я однородная или разнородная
3.эфф-т большого масштаба произв-ва позволяет достигнуть низких издержек на ед.прод-ии
4.вход в отрасль ограничен.
5.объединение неск.конкурентов позволяет осущ-ть контроль над ценой.
Т.о., осн.чертой явл.взаимозависи-мость конкурентов,т.е.быстрая реакция на д-я конкурента. Конкуренция носит в основном неценовой характер.
Ценообразование осущ.по неск. моделям:
1)тайное соглашение о ценах и квотах рынка – в рез., возникает картель и ценообразование осущ. по типу чистой монополии.
2)модель ломаной кривой спроса
Предполагается разл.поведение фирм при изменении цен.
Если фирма понизит цену, наруш.договор., получит выгоду за счет повыш.спроса,но др.фирмы сразу снизят свою цену=>спрос резко упадет.
Если фирма повысит цену, а др. фирмы не последуют за ней, то спрос на продукцию данной фирмы резко упадет.
3)лидерство и маневрирование в ценах. Предоплагаетеся, что ниаб. Крупная фирма опред-т цену,а др. фирмы приспосабливают издержки к цене лидера.
Цель олигополиста закл в том,что при выборе стратегии фирма исходит из 2х соображений:
-максимизация прибыли
-ограничение свободы выбора конкурента.
35. Рынок труда:сущность, ф-ии. Спрос и предложение на рынке труда с соверш.и несоверш.к-й.
Рынок труда – совокупроснь эк. и юрид.процедур,позволяющих людям обменивать свои тр.усл.на з/п и др.выгоды,кот.фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги. Р.т.соединяте людей, желающих продать свои труд.услуги, и организации, кот.хотят эти улсуги купить для осуществления своей деятельности. Тр.услуги разнообразны и не сущ-т отд.от людей,оказыв-х эти услуги;
Особенности рынка труда:
* спрос предъявляется не на тр. услуги, а на услуги опред.типа и сложности.
* наряду с общенац.существуют местные рынки тр.,на кот. соотнош-я спроса и предложения на услуги одного и того же типа могут существенно различ-ся.
* предложение тр.усл.может варь-ироваться в силу того,что люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией.
Функции р.т.:
З-н спроса:чем>плата,кот.работ-ки требуют за свой труд,тем<их число готовы нанять работодат.
З-н предл-я: чем > плата, кот. работодат.готовы платить за вып-е опред.вида работы,тем > людей готовы эту работу вып-ть. Время труда и навыки любого рода приобретают ценность д/общ, если есть спрос. При возрастании спроса на товар кр.спроса сдвиг-ся вправо-вверх.=> потреб.больше работников=> общая занятость возрастет. Производность спроса на р.т.определяет зависимость ситуации на нем от положения дел на товарных рынках,т.е.задает рамки,в кот.здесь может развиваться рыночный торг.
Преложение на р.т.- число людей, готовых взяться за выполн.той или иной работы. Чем выше плата,кот. работодат.готовы платить,тем большее число людей готовы эту работу выполнять
36. Зарплата: сущность,ф-ии, номинальная и реальная з/п.
Зарплата-часть национального до-хода идущая для личного потребления граждан и зависит от результатов затраченного ими труда,его кол-во и кач-во. Одним из элементов соц. за-щиты населения является минимальная зарплата,т.е.установленный гос-
вом размер зарплаты ниже которого оплата вестись за,фактически отработанное время не может. Формы з/п:
1. Повремённая оплата(оклад)-за фактически от-работанное время;2.Сдельная-от норм выработки (сдельнопримеаль-ная,акордная). Тарифная система включает в себя такие элементы: 1.тарифно-квалификационный справочник;2.тарифные ставки и сетки;3.схемы должносных окладов. Формой выражения меры труда яв-ляется норма труда,которая расчитывается на конкретные условия про-из-ва.
Функции з/п:
* воспроизводственная(обеспечив. воспр-во работника и его семьи, повышение квалификации раб-ка)
* стимулирующая (стимул-т рост произв-ти труда работн-в=> обеспечивает интересы фирмы)
Различают номинальную и реальную зарплату. Номинальная зарплата - сумма денег, кот.получ работник наемного труда за свой труд. По величине номинальной зарплаты можно судить об уровне заработка, но не об уровне благосостояния человека.Реальная з/п- та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги.