Характеристика рынка олигополии. Олигополистическое взаимодействие.

В условиях монополии.

Как и в условиях чистой монополии, при монополистической конкуренции фирмы сталкиваются со спросом, который представлен кривой, имеющей наклон вниз, и тем не менее, обладают некоторой монопольной властью. Но это не означает, что при монополистической конкуренции фирмы зарабатывают большие прибыли. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля.

Рисунок 1а показывает равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

Поскольку у товаров на рынке существуют близкие заменители, кривая спроса не будет столь крутой как при чистой монополии. Поэтому на рынке монополистической конкуренции кривая спроса Dsr имеет вид сильно эластичной убывающей кривой.

Фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции Qsr, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода (MRsr=MC). Фирма производит объем продукции, назначает цену и достаточно удачлива, чтобы получить совокупную прибыль в размере характеризуемом серым прямоугольником.

Характеристика рынка олигополии. Олигополистическое взаимодействие. - student2.ru рис.а

На долговременном этапе данная прибыль будет стимулировать вступление на рынок других фирм.

По мере выпуска мини новых товаров данная фирма будет терять свою долю реализации на рынке. Ее кривая спроса сместится вниз как на рисунке 1b.(На долговременном этапе кривые средних и предельных издержек могут также сместиться. Для упрощения предположим, что издержки не меняются.)

Долговременная кривая спроса Dlr будет соприкасаться с кривой средних издержек фирмы. Теперь максимизация прибыли достигается при объеме производства Qlr, цене Plr и нулевой прибыли, так как цена равна средним издержкам. При этом фирма еще будет обладать монопольной властью. Ее долговременная кривая спроса наклонена вниз, так как фирменная марка товара является уникальной. Но вступление на рынок других фирм и конкуренция свели ее прибыль к нулю.

Таким образом, фирмы несут разные издержки, что приводит к разнообразию фирменных марок товара. В связи с этим фирмы могут назначать различные цены на свою продукцию, и некоторые будут зарабатывать небольшие прибыли.

15. Антимонопольна політика. Антимонопольне законодавство України.

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства (соответствующие законодательство и система налогообложения, денационализация собственности, поощрение малого предпринимательства и пр.), опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

В соответствии со статьей 42 Конституции Украины не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Конституционный запрет касается деятельности, нацеленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, независимо от конкретных ее видов и составов правонарушений.

Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" называет три вида нарушений антимонопольного законодательства: злоупотребления монопольным положением на рынке, антиконкурентные согласованные действия и дискриминацию предпринимателей.

Характеристика рынка олигополии. Олигополистическое взаимодействие.

Ол. Рынок-рынок, на к-ром произв. Большая часть продукции несколькими крупными фирмами.(распростр. в современных технолог. отраслях пром-ти). Особенности ол-лии:

1. Фирмы произв.стандартную или дифференцированную пр-цию.

2.Сущ. препятствия для вхождения новых фирм.

3. Имеет место ценовая и неценовая конкуренция.

4. Фирмам многое известно друг о друге.

5.Имеет место ценовое лидерство.

Виды олигополии:

1. Жесткая (2-3 фирмы господствуют на рынке)

2. Размытая (70-80% рынка разделены между 6-7 фирмами)

3. Сильная (отрасли, в к-рых на долю 4х наибольших фирм приходится 59 и более % отраслевого выпуска.)

4. Чистая (производят однородный стандартный продукт.)

5. Диференц. (производят разнообразную продукцию одного функционального назначения).

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Один из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм.

Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в

таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более

результативна в условиях современной конкуренции, “олигополисты” используют

неценовые методы борьбы : техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий,

Характеристика рынка олигополии. Олигополистическое взаимодействие. - student2.ru дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

Наши рекомендации