Тема 4. Анализ рынка и его сегментация.
Рынок – это сложный механизм в котором осуществляется процесс товарообмена. Субъектами рынка являются - поставщики, потребители, посредники, производители, финансовые организации, гос. Органы и инфраструктура рынка.
Конъюнктура – сложившаяся экономическая ситуация, включающая соотношение между спросом и предложением, движением цен и количеством товаров.
Ее надо прогнозировать иначе не продашь и не купишь выгодно. Этим и занимаются маркетологи. В теме 2 приведена классификация видов рынков (субъектный, товарно-ресурсный, элементно-технологический, территориальный).
С учетом того, что внешнюю и внутреннюю среду мы изучили. Мы знаем как собирать информацию (первичная, вторичная, третичная). Что такое микро- и макросреда, переходим к другим понятиям.
Конкуренция – соперничество между людьми, фирма, организациями, для достижения одной и той же цели.
Предмет конкуренции – товар благодаря которому хотят завоевать потребителя и его деньги.
Объект конкуренции – потребитель, покупатель за которого борются на рынке противоположные стороны.
Конкуренция в сфере маркетинга бывает нескольких видов. Предприниматель должен уметь выбрать требующийся в данный момент времени и уметь сочетать ее виды при необходимости.
Виды конкуренции:
Функциональная конкуренция возникает, поскольку любую потребность можно удовлетворить по-разному. Следовательно, товары, с помощью которых возможно удовлетворение, выступают конкурентами друг другу.(соки + мороженое).
Видовая конкуренция - это результат того, что имеются товары, обслуживающие одну и ту же потребность, он различающиеся между собой по каким-то существенным характеристикам (соки+ юри+ вода).
Предметная конкуренция возникает потому, что производители создают практически одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко и одинаковые по качеству.
Конкурентоспособность – это сравнительная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия, от товаров конкурентов по степени удовлетворения потребности, и по затратам на ее удовлетворение (например, американ. «ксерокс» и японцы).
На повышение конкурентоспособности фирмы влияет сегментация рынка. С этого процесса надо начинать деятельность на данном рынке.
Сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаром, которые имеют общие признаки.
С помощью сегментации достигаются следующие цели:
1. Наилучшее удовлетворение нужд и потребностей людей, подгонка товаров под желания и предпочтения покупателей.
2. Повышение конкурентоспособности как товаров, так и его производителя, усиления конкурентных преимуществ.
3. Уклонение от конкурентной борьбы путем перехода в неосвоенный сегмент рынка.
4. Увязка научно-технической политики фирмы с запросами четко выявленных совокупностей потребителей.
5. Ориентация всей маркетинговой работы на конкретного потребителя.
Смысл сегментации заключается не только и не столько в том, что бы выделить какие-то особые группы потребителей, а в том, что бы найти тех, кто сейчас (или в будущем) предъявляет различные требования к данному товару.
Грамотная сегментация предполагает создание товара, который имеет свои отличия и ориентирован на определенный сегмент рынка.
Необходимо различать признаки и критерии сегментации.
Признак сегментации – это показатель способа выделения данного сегмента на рынке.
Критерий сегментации – это показатель того, насколько верно фирма выбрала тот или иной рынок для деятельности.
Целевой рынок – этосамая подходящая и выгодная для предприятия группа сегментов рынка (или один сегмент), на которую направленна его деятельность.
Проблема выбора сегмента сложна.
(Что бы не оказаться в положении осла который не мог выбрать между сеном и соломой и умер голодным). Необходимо помнить о критериях сегментации и выбрать для себя вариант охвата рынка.
Фирма может воспользоваться тремя стратегиями охвата рынка: недифференцированным, дифференцированным и концентрированным маркетингом.
Недифференцированный (массовый) маркетинг
|
|
Концентрированный маркетинг.
Рис. 1. Виды стратегии охвата рынка.