Тема 4. Сегментация рынка

4.1. Факторы, влияющие на сегментирование рынка.

4.2. Выбор целевых сегментов.

4.3. Позиционирование товара.

Тема 5. Формирование товарной политики и рыночной стратегии

5.1. Подход к этапам жизненного цикла товара.

5.2. Этапы жизненного цикла товара.

5.3. Проблемы жизненного цикла товара.

5.4. Стратегия разработки новых товаров.

Тема 6. Разработка новой ценовой политики

6.1.Установление цен на товары и услуги: задачи и политика ценообразования.

6.2.Ценообразование на различных типах рынков. Постановка

задач ценообразования.

6.3.Подходы к проблеме ценообразования. Инициативное изменение цен.

Реакция фирмы на изменение цен конкурентами.

Тема 7. Формирование спроса и стимулирование сбыта

7.1. Определение спроса. Оценка издержек.

7.2. Анализ цен товаров конкурентов. Выбор метода ценообразования.

7.3. Продвижение товаров: реклама, стимулирование сбыта и пропаганда.

7.4. Розничная и оптовая торговля. Стратегия коммуникации и стимулирования.

Тема 8. Организация деятельности маркетинговой службы

8.1. Структура службы маркетинга ПАТП.

8.2. Основные задачи, решаемый службой маркетинга ПАТП.

3. Теоретические вопросы для выполнения

Контрольной работы

I группа вопросов

1. Роль маркетинга в рыночной экономике: цели, функции и концепции маркетинга.

2. Классификация товаров.

3. Установление цен на товары и услуги: постановка задачи и политика ценообразования.

4. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей: модель покупательского поведения.

5. Виды товаров и их разработка: товары, торговые марки, упаковка, услуги.

6. Подходы к проблеме ценообразования.

7. Факторы, влияющие на сегментирование рынка.

8. Продвижение товаров: реклама, стимулирование сбыта и пропаганда.

9. Предприятие и внешняя среда.

10. Развитие международной торговли автомобилями и оборудованием.

11. Анализ эффективности рекламы и её информационная сущность.

12. Структура службы маркетинга АТП.

13. Рынок товаров промышленного назначения, промежуточных продавцов и государственных учреждений.

14. Планирование новой продукции в автомобильной промышленности.

15. Решения относительно упаковки, маркировки, товарного ассортимента, номенклатуры, услуг для клиентов.

16. Типы маркетинга в зависимости от состояния и развития рыночного спроса.

17. Значение системы товародвижения в маркетинге.

18. Ценообразование на различных типах рынков.

19. Выбор целевых сегментов и позиционирование товара.

20. Подход к этапам жизненного цикла товара: этапы, проблемы, стратегия разработки новых товаров.

21. Инициативное изменение цен: реакция фирмы на изменение цен конкурентами.

22. Розничная и оптовая торговля.

23. Элементы, оказывающие влияние на методы и результаты деятельности предприятия на рынке.

24. Основные задачи, решаемые службой маркетинга АТП.

25. Роль рекламы в организации сбыта товара.

II группа вопросов

1. Анализ рыночных возможностей и прогнозирование рынка автотранспортных услуг.

2. Информационная система и контроль в транспортном маркетинге.

3. Презентация товара: смысл, назначение, содержание.

4. Анализ возможностей сбытовой политики в России: планирование и прогнозирование.

5. Методы аналитического обоснования цен на товары широкого потребления.

6. Методы и средства изучения экономической конъюнктуры рынка в России.

7. Вопросы интеллектуальной защиты собственности.

8. Особенности маркетингового анализа сегментов и секторов рынка.

9. Определение спроса и оценка издержек.

10. Позиционирование и дифференцирования товаров на рынке: принятие решений и их эффективность.

11. Основные методы обоснования объемов продаж.

12. Информационное исследование и прогнозирование конъюнктурных позиций рынка.

13. Современная концепция маркетинга.

14. Особенности маркетингового анализа сегментов и секторов рынка.

15. Концепции маркетинга и их эволюция.

16. Анализ стратегии АТП на рынке услуг.

17. Сервисная и рекламная политика маркетинга.

18. Продвижение товаров: комплекс маркетинговых коммуникаций и стимулирования сбыта.

19. Методы и приемы маркетингового анализа.

20. Особенности тарифной политики АТП.

21. Ассортиментная политика предприятий.

22. Выбор посредника в системе сбыта.

23. Понятие маркетинга: цели, функции и типы в зависимости от развития рыночного спроса.

24. Выбор метода ценообразования.

25. Анализ цен товаров конкурентов.

Методика определения уровня конкурентоспособности АТП

Общие сведения

Для рынка транспортных услуг характерны следующие виды конкуренции:

- конкуренция между автотранспортными предприятиями различных форм собственности (государственной, частной, кооперативной акционерной и др.);

- конкуренция АТП различной ведомственной подчиненности;

- конкуренция АТП при перевозке различных видов грузов (строительных, торговых, сельскохозяйственных и т.д.);

- конкуренция между различными видами транспорта. Наиболее ярко этот вид конкуренции проявляется между автомобильным и железнодорожным транспортом.

Основные способы конкуренции между АТП сводятся к двум видам: ценовым и неценовым.

Ценовой метод предполагает изменение (снижение) тарифов на перевозки, выполняемые одним АТП по сравнению с тарифами, применяемыми другим АТП. Неценовой метод предполагает деятельность АТП, направленная на повышение качества перевозок и услуг, развитие рекламной деятельности, развитие собственной ПТБ, повышение квалификации водителей, ремонтных рабочих, специалистов по управлению.

Выбор способов конкуренции во многом зависит от условий конкурентной среды, в которой работает АТП, а именно:

- наличие большого количества АТП разной специализации и большого количества клиентов, разнообразных и сравнительно больших объемов перевозок грузов. Эти условия характерны для большинства крупных городов и регионов и определяют рынок "чистой" или "неограниченной" конкуренции;

- наличие небольшого количества автотранспортных предприятий и ограниченного количества клиентов, средних объёмов перевозок грузов определенной номенклатуры. Эти условия характерны для средних и небольших городов и регионов и определяют "рынок ограниченной конкуренции";

-большинство перевозок осуществляется, одним автотранспортным предприятием и все клиенты зависят от количества и качества услуг, предлагаемых этим АТП. Эти условия характерны для сельских районов, регионов Сибири и Севера и определяют "чистую монополию".

Основными показателями, влияющими на конкурентоспособность автотранспортного предприятия являются: соотношение предложения и спроса на перевозки грузов; качество транспортного обслуживания; соотношение доходов и расходов на перевозки; количество видов перевозок грузов и услуг, выполняемых АТП; ресурсы АТП.

Данные показатели дают возможность оценить работу АТП со стороны клиента (показатели спроса, качества), а также - способность АТП успешно конкурировать на транспортном рынке за счет своих ресурсов и организации работы (ресурсы, издержки, количество видов перевозок).

Существует ряд других показателей, влияющих на конкурентоспособность АТП, по которым оценка их влияния на конкурентоспособность в случае необходимости может производиться самим автотранспортным предприятием. К таким относятся производительность труда, квалификация производственного и управленческого персонала, которые косвенно влияют на повышение конкурентоспособности АТП.

Наши рекомендации