Бюджет и бюджетное устройство 5 страница
• организацию общественных работ;
• выплаты пособий по безработице, компенсаций материаль
ных затрат безработным гражданам в связи с их добровольным
переездом в другую местность по предложению службы занято
сти; оказание материальной и иной помощи членам семьи безра
ботного, находящимся на его иждивении, и также гражданам,
потерявшим право на пособие по безработице в связи с истече
нием установленного законодательством срока его выплаты;
оплату временной нетрудоспособности безработным гражданам;
• возмещение затрат Пенсионному фонду России в связи
с назначением досрочной пенсии безработным;
• мероприятия по созданию, сохранению дополнительных
или новых рабочих мест, по созданию специализированных
рабочих мест (производств) для граждан, особо нуждающихся
в социальной защите, по развитию предпринимательской де
ятельности безработных граждан. Указанные расходы произ
водятся как в порядке прямого инвестирования, так и на
условиях кредитования согласно заключаемым договорам;
• расходы по анализу рынка труда в связи с разработкой
баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая
мероприятия по социальной защищенности различных групп
населения;
• создание и содержание информационных систем рынка
рабочей силы и разработку их программного обеспечения,
включая приобретение технических средств;
• научно-исследовательские работы по вопросам занято
сти населения;
• организацию международного сотрудничества в реше
нии проблем занятости населения, включая вопросы трудовой
деятельности граждан РФ за рубежом и иностранных граждан
на территории России;
• содержание органов службы занятости и ревизионных
комиссий, включая расходы на социально-бытовое и меди
цинское обслуживание их работников;
• подготовку и повышение квалификации кадров органов
службы занятости и содержание учебно-методических баз;
• проведение семинаров, совещаний и других организаци
онно-методических мероприятий.
Средства, поступающие в фонд занятости в виде доходов от финансово-хозяйственной деятельности и других поступлений, направляются в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы и налогообложению не подлежат.
Фонд обязательного медицинского страхованиясоздан в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых
средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (от 24 февраля 1993 г. № 4543-1).
Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования
являются:
• обеспечение реализации Закона Российской Федерации
«Об обязательном медицинском страховании граждан в Рос
сийской Федерации»;
• обеспечение предусмотренных законодательством РФ
прав граждан;
• достижение социальной справедливости и равенства всех
граждан;
• участие в разработке и осуществлении государственной
финансовой политики;
• обеспечение ее финансовой устойчивости.
Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
• выравнивает условия деятельности территориальных
фондов по обеспечению финансирования программ обязатель
ного медицинского страхования;
• проводит финансирование целевых программ в рамках
обязательного медицинского страхования;
• организует разработки нормативно-методических доку
ментов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого Зако
на Российской Федерации;
• совместно с органами исполнительной власти, професси
ональными медицинскими ассоциациями принимает участие
в разработке базовой программы обязательного медицинс
кого страхования;
• вносит в установленном порядке предложения о страхо
вом тарифе на обязательное медицинское страхование;
• производит набор и анализ информации о финансовых
ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
• участвует в создании территориальных фондов обяза
тельного медицинского страхования;
• контролирует рациональное использование финансовых
средств системы;
• аккумулирует финансовые средства Федерального фонда
и осуществляет финансово-кредитную деятельность для выпо
лнения задач, предусмотренных Положением о Федеральном
фонде обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования выполняют следующие основные функции:
• аккумулируют финансовые средства территораильных
фондов;
• финансируют обязательное медицинское страхование,
проводимое страховыми медицинскими организациями, име
ющими соответствующие лицензии, заключившими договоры
обязательного медицинского страхования по дифференциро
ванным нормативам, устанавливаемым правлением террито
риального фонда;
• проводят финансово-кредитную деятельность по обес
печению системы обязательного медицинского страхования;
• выравнивают финансовые ресурсы городов и районов,
направляемые на проведение обязательного медицинского
страхования;
• предоставляют кредиты, в том числе на льготных усло
виях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финан
совых средств;
• накапливают финансовые резервы для обеспечения
устойчивости системы обязательного медицинского страхо
вания;
• совместно с органами государственной налоговой служ
бы РФ контролируют своевременное и полное поступление
в территориальный фонд страховых взносов, а также рацио
нальное использование поступивших финансовых средств;
• согласовывают совместно с органами исполнительной
власти, профессиональными медицинскими ассоциациями та
рификацию стоимости медицинской помощи, территориаль
ную программу обязательного медицинского страхования
населения и вносят предложения о финансовых ресурсах,
необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинс
кие и иные услуги по обязательному медицинскому стра
хованию;
• предоставляют Федеральному фонду информацию о фи
нансовых ресурсах системы обязательного медицинского стра
хования и другую информацию в пределах своей компетенции.
Финансовые средства Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие из них:
• часть страховых взносов предприятий, организаций,
учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от
форм собственности на обязательное медицинское страхование
в размерах, устанавливаемых законодательным органом РФ;
• взносы территориальных фондов на реализацию со
вместных программ, выполняемых на договорных началах;
• ассигнования из федерального бюджета на выполнение
республиканских программ обязательного медицинского стра
хования;
• добровольные взносы юридических и физических лиц;
• доходы от использования временно свободных финан
совых средств Федерального и территориальных фондов;
• нормированные страховые запасы финансовых средств
Федерального и территориальных фондов;
• средства, предусматриваемые органами исполнительной
власти в соответствующих бюджетах на обязательное меди
цинское страхование неработающего населения;
• финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, ме
дицинских учреждений и других юридических и физических лиц
в результате предъявления им соответствующих требований.
Согласно Положению о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования страховой тариф взносов, уплачиваемых работодателем и иными плательщиками, определяется Законом Российской Федерации по представлению Правительства страны.
В соответствии с законодательством в 1998 г. для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности страховой тариф взносов составляет 3,6% к начисленной оплате труда по всем основаниям в следующем соотношении: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,2%; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,4%.
Плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются:
• предприятия, организации, учреждения;
• филиалы и представительства иностранных юридических
лиц (по выплатам как российским, так и иностранным граж
данам);
• крестьянские (фермерские) хозяйства;
• родовые семейные общины малочисленных народов Се
вера, занимающиеся традиционными видами хозяйствования;
• граждане, занимающиеся предпринимательской деятель
ностью без образования юридического лица;
• граждане, занимающиеся в установленном порядке част
ной практикой, адвокаты, частные детективы, частные
охранники, нотариусы;
• граждане, использующие труд наемных работников.
Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных должным образом безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Сроки уплаты страховых взносов определены Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Страховые взносы уплачивают:
• все плательщики, являющиеся работодателями, — один
раз в месяц в срок, установленный для получения заработной
платы за истекший месяц;
• граждане с тех видов доходов и в те сроки, которые
установлены для них законодательством РФ о подоходном
налоге с физических лиц;
• физические лица, нанимающие граждан по договорам, —
ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем
выплаты заработка этим гражданам;
• крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые (семей
ные) общины малочисленных народов Севера, — один раз
в год не позднее 1 апреля следующего года.
Органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее одной трети квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации, не позднее 25-го числа текущего месяца.
Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКРсозданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г. № 1—426. В постановлении Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. № 315
«О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» установлено, что в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющих координацию деятельности тю разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (услуг) (далее НИОКР), действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР.
Внебюджетные фонды образуют:
• Министерство науки и технической политики РФ — Рос
сийский фонд технологического развития;
• федеральные министерства — внебюджетные фонды ми
нистерства;
• иные федеральные органы исполнительной власти — вне
бюджетные фонды ведомств.
• корпорации, концерны и ассоциации (далее объедине
ния) — внебюджетные фонды объединений.
Внебюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством науки и тех» нической политики РФ.
Внебюджетные фонды не наделяются правами юридических лиц и действуют от имени федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы.
Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности (далее — предприятия и объединения) в размере до 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг), а суммы отчисляемых средств включаются предприятиями и организациями в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношении бюджетов различных уровней». Указанные отчисления предприятиями и организациями не производятся, если реализуемая продукция (работы, услуги) изготовлялась для государственных нужд и ее производство финансировалось за счет бюджетных ассигнований.
Для осуществления операций по поступлению и расходованию средств внебюджетных фондов в банках открываются счета федеральным министерствам, иным федеральным органам исполнительной власти, а также объединениям.
Ежеквартально перечисляют средства в следующие внебюджетные фонды предприятия и организации на договорной основе:
• входящие в объединение — во внебюджетный фонд объ
единения, в которое они входят;
• входящие в несколько независимых друг от друга образу
ющих внебюджетные фонды объединений — во внебюджет
ный фонд объединения по своему выбору;
• не входящие в объединения, но находящиеся в ведении
федерального министерства или иного федерального органа
исполнительной власти — во внебюджетный фонд соответст
вующего министерства или ведомства;
• не входящие в объединения и не находящиеся в ведении
федерального министерства или иного федерального органа
исполнительной власти — в любой из указанных внебюджет
ных фондов по своему выбору.
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также объединения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» ежеквартально перечисляют в Российский фонд технологического развития 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды; для финансирования НИОКР, по которым они являются государственными заказчиками, могут на договорной основе консолидировать в своих внебюджетных фондах часть средств внебюджетных фондов объединений, находящихся в составе или ведении указанных федеральных органов исполнительной власти. Размер средств, перечисляемых объединениями во внебюджетные фонды министерств и ведомств, устанавливается в договорах, заключаемых федеральными органами исполнительной власти с объединениями.
Министерство науки и технической политики РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов в порядке, определяемом совместно с Министерством финансов РФ, ведет реестр внебюджетных фондов.
Положение о Российском фонде технологического развития утверждается Министерством науки и технической политики РФ с учетом постановления Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. № 315.
Положение о внебюджетном фонде утверждается федеральным министерством, иным федеральным органом исполнительной власти или объединением, в котором образуется внебюджетный фонд, с учетом указанного постановления и по согласованию с Министерством науки и технической политики РФ.
Средства внебюджетных фондов направляются на финансирование НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов; разработке новых и совершенствованию применяемых технологий, мероприятий по повышению технического уровня продукции; работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции, а также в области охраны труда и техники безопасности; разработке нормативных и конструктивных материалов и др. Эти средства могут размещаться на депозитных счетах в банках. В данном случае полученные доходы в виде процентов облагаются налогом на прибыль по установленной ставке, а оставшаяся часть направляется на увеличение средств соответствующих внебюджетных фондов.
Запрещается направлять средства внебюджетных фондов на проведение коммерческих операций. В случае необходимости федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти или объединения могут объединять по взаимной договоренности средства своих внебюджетных фондов. Выделение средств из внебюджетных фондов осуществляется на договорной основе.
Ответственность за целевое использование средств внебюджетных фондов возлагается на руководителей федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых образованы внебюджетные фонды.
Информация о финансовом состоянии внебюджетного фонда не составляет коммерческую тайну.
Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерство науки и технической политики РФ и Министерство финансов РФ. В случае нецелевого расходования средств они имеют право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из реестра. После устранения выявленных нарушений и их последствий регистрация может быть возобновлена.
Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерациидействует в соответствии с Положением о фонде, утвержденным постановлением Верхновного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1993 г. № 4546-1.
Средства фонда формируются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории России, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны.
Объектом обложения при определении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы является стоимость реализованного минерального сырья или реализованной продукции, полученных из полезных ископаемых, добытых предприятиями, за вычетом налога на добавленную стоимость, спецналога и акциза.
До утверждения в установленном порядке налоговых ставок применяются ставки отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы согласно Положению о фонде.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1993 г. № 1359 «О порядке финансирования геологоразведочных работ» Минтопэнерго России, Роскомметаллургия, Роскомдрагмет и другие заинтересованные министерства и ведомства по согласованию с Роскомнедра и Минэкономики России устанавливают начиная с 1994 г. горнодобывающим предприятиям объемы геологоразведочных работ, самостоятельно финансируемых ими, за счет соответствующего уменьшения взимаемых с них отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Ежегодно до начала следующего календарного года Роскомнедра представляет Минфину России и Госналогслужбе РФ уточненные сведения о размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы для конкретных предприятий.
По истечении календарного года производится уточнение суммы отчислений за год с учетом их фактического использования на финансирование геологоразведочных работ с зачислением неиспользованных или использованных не по назначению средств в федеральный бюджет.
В соответствии со статьей 40 Закона РФ «О недрах» освобождаются от уплаты в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы следующие категории пользователей недр:
• собственники, владельцы земельных участков, осуществ
ляющие в установленном порядке добычу общераспространен
ных полезных ископаемых на принадлежащем или арендуемом
ими земельном участке непосредственно для своих нужд.
• пользователи недр, ведущие региональные геолого-физи
ческие работы, геологическую съемку, другие геологические
работы, направленные на общее изучение недр, геологические
работы по прогнозированию землетрясений и исследованию
вулканической деятельности, инженерно-геологические изыс
кания, палеонтологические, геоэкологические исследования,
контроль за режимом подземных вод, а также иные работы,
проводимые без нарушения целостности недр;
• пользователи недр, получившие участки для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).
Сумма отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяется плательщиком самостоятельно, исходя из облагаемого оборота по реализации продукции, полученной из полезных ископаемых и предусмотренных ставок.
Датой совершения оборота по реализации продукции, полученной из полезных ископаемых, считается день поступления средств за реализованную продукцию на счета предприятий в учреждения банков.
В тех случаях, когда у плательщика метод определения выручки от реализации установлен по мере отгрузки, датой совершения оборота считается день отгрузки и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
При поставках в порядке натурального обмена на другие виды продукции или передаче на промпереработку на даваль-ческой основе дата совершения оборота определяется в зависимости от принятого на предприятии метода определения выручки. При определении выручки от реализации по мере ее оплаты датой совершения считается дата поступления обменного товара.
Для предприятий, осуществляющих прямой обмен, передачу минерального сырья на промпереработку на давальчес-кой основе или его реализацию по цене не выше себестоимости, стоимость реализованной продукции определяется исходя из средних цен реализации на данном предприятии в текущем месяце, а при отсутствии таковых — исходя из рыночных цен на аналогичную продукцию, сложившихся в данном регионе на дату совершения оборота, но не ниже фактической себестоимости.
При реализации недропользователем части минерального сырья или продуктов его технологического передела в счет экспортных поставок в общую стоимость минерального сырья для определения размера платежей включается также стоимость экспортных поставок в иностранной валюте за вычетом экспортных пошлин, акцизов, расходов на оплату услуг за транспортировку нефти на экспорт.
Суммы отчислений, а также суммы фактического финансирования за счет собственных средств недропользователей на проведение геологоразведочных работ включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых.
Фонд инвестирования жилищного строительства.
Субъекты федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные (экономические) фонды. На основе Указа Президента Российской Федерации «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства» от 24 декабря 1993 г. формируются внебюджетные фонды развития жилищной сферы. Правительство РФ утвердило примерный порядок создания и использования региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства.
Основными задачами региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства являются: создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья; содействие развитию производственной базы домостроения.
Средства фондов формируются за счет добровольных взносов юридических лиц, граждан, целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службой фонда. Из фондов финансируются строительство жилья и объекты социальной инфраструктуры, строительство и ремонт объектов ЖКХ, социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья.