Перечень программных вопросов по пройденному курсу и соответствующих итоговым тестам
1. Значение разработки стратегии в рыночной экономике.
Пять задач стратегического менеджмента (М.Портер).
2. Миссия компании. Управленческая ценность миссии.
3. Создание стратегии. Стратегия и предпринимательство.
4. Виды целей. Критерии к постановке целей.
5. Стратегическая пирамида в диверсифицированной и узкопрофильной компании.
6. Корпоративная стратегия.
7. Деловая стратегия («бизнес-стратегия»). Функциональная и операционная стратегии.
8. Внешние факторы, формирующие стратегию: PEST (STEP) – анализ.
9. Внешние факторы, формирующие стратегию: возможности и угрозы.
10. Внутренние факторы, формирующие стратегию: сильные и слабые стороны организации.
11. Подходы к разработке стратегии.
12. Анализ общей ситуации в отрасли: основные экономические показатели отрасли.
13. Модель пяти сил конкуренции (М. Портер).
14. Факторы, оказывающие влияние на появление новых конкурентов в отрасли.
15. Основные барьеры на пути проникновения на рынок.
16. Влияние на конкуренцию в отрасли товаров – заменителей. Влияние на конкуренцию в отрасли поставщиков и покупателей.
17. Анализ общей ситуации и конкуренции в отрасли: концепция движущих сил отрасли.
18. Анализ общей ситуации и конкуренции в отрасли: разработка карты стратегической группы.
19. Анализ общей ситуации и конкуренции в отрасли: ключевые факторы успеха (КФУ).
20. Анализ состояния компании: причины различий в издержках конкурентов.
21. Понятие «цепочка ценностей» (М. Портер) и ее три звена.
22. Управление «цепочкой ценностей»: снижение затрат, связанных с поставщиками.
23. Управление «цепочкой ценностей»: снижение затрат, связанных с деятельностью самой компании.
24. Управление «цепочкой ценностей»: снижение затрат, связанных с реализацией продукции.
25. Анализ состояния компании: насколько прочна конкурентная позиция компании? Оценка конкурентной силы (КФУ).
26. Пять общих стратегий конкуренции (краткая характеристика).
27. Стратегия низких издержек.
28. Стратегия дифференциации. Виды дифференциации.
29. Стратегия оптимальных издержек. Сфокусированные стратегии низких издержек и дифференциации.
30. Процесс создания и утраты конкурентного преимущества (графическое изображение).
31. Наступательная стратегия: действия, направленные на противостояние сильным сторонам конкурентов.
32. Наступательная стратегия: действия, направленные на использование слабостей конкурентов.
33. Наступательная стратегия: одновременное наступление на нескольких фронтах.
34. Наступательная стратегия: захват незанятых пространств.
35. Наступательная стратегия: «Партизанская война».
36. Наступательная стратегия: стратегия упреждающих ударов.
37. Стратегия синергизма. Синергический эффект и его формула.
38. Цели и мотивы диверсификации. Интеграция и диверсификация.
39. Вертикальная интеграция.
40. Горизонтальная интеграция.
41. Диверсификация.
42. Глобальный рынок. Мотивы разработки глобальной стратегии.
43. Стратегические альтернативы в глобальных отраслях (М. Портер).
44. Основные факторы, влияющие на стратегию.
45. Управленческая структура предприятия.
46. Корпоративная культура и ее связь со стратегией.
47. Персонал и его квалификация.
Список литературы:
Основная литература:
1. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник. / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой.- М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 – 576 с.
2. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001- 288с.
3. ГапоненкоА.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник.- Омега-Л, 2004 – 472 с.
4. Веснин В.Р. Стратегическое управлении: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 328 с.
Дополнительная литература:
5. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. -175 с.
6. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебное пособие.-
М.:ИНФРА-М, 2006.-237 с.
Общая шкала оценки знаний