Расходы ГБ, эк-ая сущ-ть, формы прояв, значения и виды
Доходы гос бюджета, их хар-ка. Стр-ра дох-в ГБ. Др виды дох-в бюджета.
Доходы ГБ выр эк отн-я предпр-й, орг-й и граждан с гос-вом по поводу формир-я бюдж фонда страны. Матер содерж-м этих отнош-й выступ ден ср-ва, поступ в безвозвр и безвозмезд порядке в распоряж-ие органов гос власти. В соотв-и с бюдж классиф-ей бюдж дох делятся на: налог и неналог платежи и отчисления в соц фонды. Стр-ра доходов: текущие налог доходы (подоход налог, налог на прибыль и дох, НДС, акцизы и др.), дох от ВЭД, тек неналог доходы и обязат платежи (дох от гос собств-ти и предприн д-сти, администр сборы и платежи и др.), капитальные дох-ы, безвозмездн поступл-я, доходы СЭЗ, дох гос целевых бюдж и внебюдж фондов. Налог платежи – осн источник формир-я бюджета РБ. Налоги – обязат безвозмезд платежи, взимаемые с предпр-й и физ л в порядке и сроки, установл з/д, для фин обеспеч-я д-сти гос-ва и территор формиров-й. Сборы – обязат взносы, взимаемые с орг-й и физ л за соверш-е уполномоч органами опред действий в отнош-и плательщиков (носят целевой хар-р). Неналог доходы: дох от продажи и исп-я им-ва, нах-ся в гос или муницип собств-ти; дох от оказания платных услуг, оказ-х органами гос власти, местн самоупр-я; штрафы, компенсации; безвозм поступл-я и др. По условиям и способу зачисл-я в бюджеты разл ур-ней дох бюджета: собств (дох от муницип собств-сти, местн налоги и сборы идр.), закрепл (дох, законодательно закрепл за бюджетами того или иного ур-ня), регулирующие (дох, кот зачисл-ся в бюджеты соотв ур-ней по установл-м в з/д-ном порядке нормативам отчисл-й). Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом
Расходы ГБ, эк-ая сущ-ть, формы прояв, значения и виды
Р ГБ – процесс выд-я и испол-я фин-х рес-в, аккумул-х в бюджетах всех уровней бюд-ой с-мы.Осн-м видом осущ-я бюд-х Р яв-ся бюд-ое фин-ие, т.е. безвоз-ое и безвоз-ое предост-е ден-х ср-в из бюд-та опр-го уровня для осущ-я гос-ой д-ти.Сущ-т разл-е класс-ции бюд-х Р. Наиболее крупную группир-ку пред-т деление Р гос-ва на внут-е и внеш-е.Ч/з с-му Р проис-т перерас-е знач-й части НД, т.е. гос-во вмеш-ся в процесс реализации эк-ой и соц-й пол-ки. По общ-му назн-ю Р бюджета дел-ся на:Эк-е,На соц-е нужды,На упр-е,Военные,На внешнеэк-ую д-ть,Созд-е гос-х запасов и резервов.По участию в общ-м произв-ве: фин-ние матер-го пр-ва и содерж-е и развитие немат-ой сферы.По уровню упр-я (с учетом админ-го деления): Р гос-х и местных бюд-в.В зав-ти от эк-го содерж-я: кап-ые и текущие и др.Предост-ие ден-х ср-в может осущ-ся в след-х видах:Ассигн-ия на содер-ие бюдж-ых учр-й;Ср-ва на оплату тов-в (работ, услуг), вып-емых физ-ми и юр-ми лицами по гос-м или муниц-м контрактам;Трансферты нас-ю, бюд-ые кр-ты, субсидии, субвенции;Гранты юр и физ лицам на вып-иенаучно-иссл-хработ; Инвестициив гос-е пред-я;Кр-ты инос-м гос-ам; Налог-е Р в размере кр-в и др-х обяз-х платежей в бюд-т.Разл-т защищенные и незащ-е статьи Р.Защ-е статьи: з/п, начисл-я на з/п, трансферты нас-ю, продукты пит-я, медик-ые и перевяз-е ср-ва,% по гос. долгу, погаш-е гос. долга.Незащ-е статьи могут быть подвержены механизму секвестрования, т.е. пропорц-му сокращ-ю Р. Или может прим-ся механизм блокир-я, т.е. врем-го приост-я фин-ния. Из бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: общегосударственная деятельность; национальная оборона; судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; национальная экономика; охрана окружающей среды; здравоохранение; образование и др.