Защита прав потребителей в казахстане и в мировых системах здравоохранения

Введение

Актуальность исследования.За годы государственного суверенитета в Республике Казахстан осуществлены кардинальные меры по совершенствованию управления санитарно-эпидемиологической службой на основе системно-функционального подхода, внедрения централизации управления и финан­сирования как одной из основных форм оптимизации уп­равления и повышения эффективности государственного санитарного надзора. Среди изменений, произошедших в структуре управления отраслью, следует отметить создание Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН) с организацией территориальных органов ГСЭН всех уровней, осуществляющих контрольно-надзорные функции, и государственных центров организации, проводящих санитарно-эпидемиологическую экспертизу (СЭЭ) и лабораторные исследования. При этом, нововведением стало преобразование санитарно-эпидемиологической службы в государственную структуру с наделением ее специалистов статусом государственных служащих.

Указом Президента Республики Казахстан от 13 ноября 2013 года № 651 создано Агентство Республики Казахстан по защите прав потребителей и переданы функции: защиты прав потребителей – от Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольного агентства); санитарно-эпидемиологического благополучия населения – от Министерства здравоохранения Республики Казахстан; осуществление контроля и надзора за соблюдением требований, установленных техническими регламентами и нормативными документами по продукции и услугам, реализуемым потребителям, а также в области безопасности пищевой продукции на стадии ее реализации – от Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.

Указом Президента Республики Казахстан от 6 августа 2014 года № 875 «О реформе системы государственного управления Республики Казахстан» Агентство упразднено, при этом функции и полномочия Агентства переданы во вновь образованный государственный орган – Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 августа 2014 года № 933 образован Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

В Казахстане проведены исследования и защищены диссертации по актуальным проблемам и направлениям деятельности санитарно-эпидемиологической службы: информационному обеспечению (Красников В.Н., 1999), правовому регулированию (Бисмильдин Ф.Б., 2001), санитарной охране границ (Оспанов К.С., 2006), реформированию службы (Байсеркин Б.С., 2009). Ведущая роль в повышении качества и эффективности функционирования Комитета по ЗПП принадлежит работникам здравоохранения, от целенаправленной, квалифицированной работы которых зависит результативность всех преобразований. В то же время исследований и публикаций, касающихся организационных, социальных и кадровых проблем, в отечественной медицинской науке крайне недостаточно.

Таким образом, в связи с изменившимися социально-экономическими условиями перед Комитетом по защите прав потребителей остро стоят определенные организационные, социально-экономические, медико-социологические проблемы, решение которых требует научного обоснования. Все вышеизложенное обусловило выбор темы, цели и задач настоящей магистерской работы.

Цель исследования:Разработка и обоснование теоретических и практических направлений по совершенствованию организационной работы на основе комплексного исследования профессиональных, организационных и кадровых проблем департамента по ЗПП г.Алматы.

Задачи исследования:

1. Изучить кадровый потенциал департамента и управлений по ЗПП г.Алматы.

2. Выявить степень удовлетворенности специалистов профессиональной деятельности и факторы, на нее влияющие.

3. Разработать основные направления по решению профессиональных, организационных и кадровых проблем.

Материаламидля данного исследования стали директивные и нормативные документы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статистические сборники Министерства здравоохранения и социального развития РК, материалы РГКП «НПЦСЭЭ и М» КГСЭН МЗиСР РК, данные ТОО «МедИнформ», анкеты опроса специалистов департамента и управлений по ЗПП г.Алматы (650) (приложение А).

Методы исследования:исторический, статистический, социологический, информационно-аналитический.

Научная новизна исследования определена следующими результатами, основная часть которых получена впервые:

- изучение демографических, профессиональных и личностных характеристик, социально-гигиеническая оценка организации и условий труда, удовлетворенность трудом, материальное положение, мотивационные и ценностные механизмы в деятельности специалистов санитарно-эпидемиологической службы;

Теоретическая значимостьсостоит в разработке методологических и социологических подходов к изучению и решению социально-экономических проблем, связанных с условиями труда, быта, материальной обеспеченностью, образом жизни специалистов департамента и управлений г.Алматы по ЗПП на современном этапе.

Практическая значимостьисследования определяется разработкой мер, направленных на повышение статуса специалиста по ЗПП в современном обществе. Разработаны научно-обоснованные рекомендации по повышению, совершенствованию профессиональной деятельности и социальной защищенности специалистов, которые внедрены в деятельность органов и организаций санитарно-эпидемиологической службы и учебно-образовательный процесс.

Объем и структура диссертации.Магистерская работа состоит из введения, четырех глав, заключения, практических рекомендаций, списка использованных источников и приложения. Работа изложена на 80 страницах компьютерного набора, иллюстрирован 11 таблицами и 11 рисунками. Список литературы включает 136 источников, из которых 125 – на русском и 11 – на иностранном языке.

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРОВЫХ СИСТЕМАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Наши рекомендации