Тема 1.1. Полезность благ и функция индивидуального спроса
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное Государственное образовательное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-петербургский государственный экономический университет»
Кафедра общей экономической теории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА,
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
И ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
ПО КУРСУ
«МИКРОЭКОНОМИКА»
Для студентов заочной формы обучения
ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Рекомендовано научно-методическим советом университета
Рабочая программа, методические указания и задания к контрольной работе по курсу «Микроэкономика» для студентов заочного факультета. –– СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. –– 33 с.
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов заочного факультета всех экономических специальностей. Их целью является разъяснение вопросов, связанных с решением контрольной работы.
Составители:
канд. экон. наук, доц. А.Н. Гаврилов
канд. экон. наук, доц. А.Л. Дмитриев
канд. экон. наук доц. Е.Г. Колесник
канд. экон. наук, доц. Е.Е. Павлова
канд. экон. наук, доц. С.В. Переверзева
канд. экон. наук, доц. О.В. Синилина
Научный редактор: канд. экон. наук, доц. А.Л. Дмитриев
Рецензент канд. экон. наук, доц. И.В.Тер-Мартиросян
© Издательство
Санкт-Петербургского
государственного
экономического университета, 2014
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА»
Целью данной учебной дисциплины является изучение первой части основного направления современной экономической теории, раскрывающей механизм функционирования рыночной экономики при наличии различных типов рынка, аллокативную (обеспечение оптимального использования ограниченных факторов производства) и дистрибутивную (распределение благосостояния между членами общества) роли цен благ и факторов производства, экономическую роль государства в повышении эффективности использования производственного потенциала страны при отказах рынка.
Для реализации данных целей основными задачамидисциплины выступают:
1. Прочитать установочные лекции, раскрывающие содержание, структуру и логику курса, представление имеющегося учебно-методического обеспечения (учебники, методические пособия, обучающие компьютерные программы, наглядные пособия, сборники задач и упражнений, возможности дистанционных контактов с преподавателями и учебных материалов в Интернете).
2. Провести очные и дистанционные практические занятия, помогающие учащимся разобраться в наиболее сложных проблемах курса и обеспечивающие перманентный мониторинг качества усвоения учебной дисциплины и способностей практического приложения полученных знаний.
3. Оценить уровень знаний учащихся не только после завершения дисциплины, но и по завершению изучения отдельных его разделов.
Содержание РАЗДЕЛОВ И ТЕМ дисциплины
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Тема 1.1. Полезность благ и функция индивидуального спроса
Потребности людей и полезность благ. Количественный подход к анализу полезности и спроса. Общая и предельная полезность. Первый закон Госсена. Предельная полезность и индивидуальный спрос. Цена спроса. Кривая индивидуального спроса. Максимизация полезности при заданном бюджете потребителя. Второй закон Госсена.
Порядковый подход к анализу полезности и спроса. Аксиомы поведения потребителя при порядковом измерении полезности. Кривая безразличия и карта безразличия. Свойства кривых безразличия. Норма замены. Предельная норма замены.
Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Равновесие потребителя. «Угловое решение». Факторы и принципы изменения поведения потребителя. Влияние изменения денежного дохода на равновесие потребителя. Кривая «доход-потребление». Влияние изменения цены на равновесие потребителя. Кривая «цена-потребление». Кривые Энгеля, закон Энгеля.
Эффект дохода и эффект замены по Дж. Хиксу и по Е.Е. Слуцкому. Парадокс Р. Гиффена. Построение функции индивидуального спроса на благо.