Факторы, определяющие изменение цен в рыночной экономике
Основная задача экономиста, менеджера, маркетолога - выявить закономерности изменения цен и научиться управлять их движением. Будучи одной из самых важных категорий рыночной экономики, подчас определяя положение фирмы на рынке, цена подвержена влиянию множества факторов, которые можно классифицировать по различным критериям.
Во-первых, факторы можно разделить на регулируемые и нерегулируемые. К первым относятся такие, на которые фирма может влиять: экономия в расходах сырья и материалов, изменение организации производства, системы специализации и кооперирования, маневрирование уровнем рентабельности, объемами продаж и т.д. Ко вторым относятся факторы, воздействие которых не зависит от предприятия, но которые необходимо учитывать при формировании цены. К ним можно отнести: уровень жизни населения и финансовую устойчивость потребителей, интенсивность инфляции, запасы товаров у населения, направление моды, политику правительства, степень открытости рынка и т.д.
Во-вторых, факторы можно разделить на внутренние, то есть те, которые лежат внутри производства товара или услуги и на пути продвижения к потребителю. Эти факторы являются тем резервом, на который фирма может рассчитывать. Большинство из них являются регулируемыми, хотя в части налогов, входящих в себестоимость продукции или уплачиваемых из прибыли, НДС, акцизов, предприятия мало что могут сделать. Важнейшими внутренними регулируемыми факторами являются снижение издержек производства за счет лучшего использования сырья и материалов, снижение отходов и потерь, выбор лучших поставщиков и транспорта, достижения оптимальной численности работающих и лучшего их использования, повышение качества продукции и достижение ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке, формирование оптимального уровня рентабельности продукции, соответствующего наиболее благоприятному объему продаж и получению максимально возможной прибыли на длительном отрезке времени. К внутренним факторам ценообразования можно отнести и активную политику по продвижению товара на рынок: получение стабильных заказов от государства и его органов на местах, высокий уровень рекламного обеспечения заказов, длительные устойчивые связи с поставщиками и потребителями, разработку льгот и скидок, получение дотаций и льгот и т.д. К социальным внутренним факторам относятся: культура обслуживания покупателей, хорошие отношения внутри коллектива, заинтересованность продавцов в продаже товара, гордость работников за свое предприятие и т.д.
Внешние факторы можно подразделить на объективные, которые фиксируют условия, сложившиеся на рынке данного товара или услуги, общее экономическое положение страны или отдельной территории; субъективные, то есть те, которые отражают особенности населения страны или территории. К внешним объективным факторам относятся: а) доля предприятия или фирмы на рынке данного товара или услуги - чем выше доля, тем больше свободы маневрирования ценой и наоборот; b) длительность нахождения фирмы на рынке и сложившаяся репутация о ней - престиж фирмы и ее товаров; с) уровень жизни населения страны или конкретной территории; d) объемы запасов у населения данных видов товаров; е) длительность жизненного цикла товара и услуги; f) степень открытости рынка страны и данной территории, таможенная политика правительства; g) сезонность производства и продаж; h) конкурентоспособность продукции в сравнении с лучшими образцами и т.д. Естественно, мы перечислили наиболее общие факторы, для каждого отдельного вида товара можно найти еще несколько, но по возможности самый тщательный учет как можно большего количества внешних факторов крайне необходим менеджеру и маркетологу для успешного продвижения товаров или услуг на рынке.
К субъективным внешним факторам относятся сложившиеся в стране и на территории обычаи и привычки, религия и исторические традиции. К ним же можно отнести направление моды и скорость ее изменения, возрастной состав населения и склонность отдельных возрастных групп к модным нововведениям. Общее правило таково, что непродоволь-ственные товары не должны выпускаться просто так, а иметь достаточно четкие ориентиры на отдельные социальные группы населения или семьи. Именно в этом подчас заключается залог успеха товаропродвижения на рынке.