Методические указания к изучению темы. Производство туристского продукта и оказание туристской услуги требует определенных трудовых и материальных затрат

Производство туристского продукта и оказание туристской услуги требует определенных трудовых и материальных затрат. Эти затраты представляют собой издержки производства туристского предприятия – экономическую категорию, отражающую затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию туристского продукта (услуги) и выраженную в денежной форме. Издержки, связанные с производством, продвижением, распространением и продажей туристского продукта, находят свое конкретное воплощение в его цене.

Принята классификация издержек по следующим группировочным признакам:

- по экономическим элементам затрат;

- по способу отнесения на себестоимость туристского продукта;

- по статьям себестоимости (калькуляция);

- по периодичности возникновения (текущие, единовременные, ежедневные и т.д.);

- по возможности охвата планом (планируемые, непланируемые);

- по целесообразности расходования (производительные, непроизводительные);

- по роли в производстве туристского продукта;

- в зависимости от объема продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) - это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на используемые в процессе производства природные ресурсы, сырье, материалы, топливо, энергию, основные фонды, нематериальные активы, трудовые ресурсы, а также другие затраты на ее производство и реализацию.

Как экономическая категория себестоимость выполняет функции базы для:

– формирования отпускной цены на туристский продукт и определения прибыли и рентабельности;

– определения оптимальных размеров предприятия;

– экономического обоснования и принятия управленческих решений.

В результате реализации продукции образуется доход предприятия. Он представляет собой денежные средства, поступающие в распоряжение предприятия. Денежные доходы предприятий складываются из выручки от реализации продукции (услуг), операционных доходов, внереализационных доходов.

Под выручкой от реализации продукции (работ, услуг) понимается сумма денежных средств либо иное имущество в денежном выражении, полученные либо подлежащие получению в результате реализации товаров (продукции, работ, услуг) по ценам, тарифам в соответствии с договором за данный период времени. Этот показатель в основном соответствует принятому в мировой практике показателю объема продаж.

Выручка от реализации - это еще не чистый доход предприятия. Ее суммы направляются на покрытие издержек производства, формирование амортизационного и других фондов, выплату заработной платы; из них производятся отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды. Оставшаяся часть представляет собой прибыль предприятия.

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и отражает чистый доход туристского предприятия от реализации туристского продукта или услуги, созданных в производственной деятельности путем соединения факторов производства (труд, капитал, рекреационные ресурсы).

Прибыль имеет количественное и качественное выражение. В первом случае прибыль (П) представляет собой разницу между выручкой от реализации (В) и издержками производства туристского предприятия (С), фомула (47):

П = В-С. (47)

Во втором характеризует эффективность его деятельности.

Экономическая эффективность отражает уровень развития предприятия и степень использования издержек производства.

Рентабельность (Р) – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств на предприятии в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

Существует система показателей рентабельности, но в решении задач используется показатель рентабельности реализации туристского продукта, формула (48):

Р = (П/С)*100 % (48)

Показатель рентабельности свидетельствует о способности туристского предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами благодаря использованию имеющегося у него производственного потенциала.

Затраты на 1 рубль реализованной продукции (работ, услуг) (З) показывают количество прибыли от реализации в 1 рубле (формула 49):

З=С/В(49)

Чем ниже этот показатель, тем ниже себестоимость, больше прибыли от реализации, выше рентабельность.

Практические задания

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой себестоимость продукции и какие она выполняет функции, как экономическая категория?

2. Какова связь между себестоимостью и конкурентоспособностью продукции?

3. Какие выводы можно сделать на основе анализа динамики структуры себестоимости продукции по элементам затрат?

4. Какие Вы знаете методы планирования себестоимости продукции на предприятии и в чем их сущность?

5. Для чего на предприятии необходимо планировать издержки на производство и реализацию продукции?

6. Какова связь между себестоимостью продукции и финансовыми результатами деятельности предприятия?

7. За счет чего можно снизить себестоимость продукции на предприятии?

8. Расскажите о процессе формирования выручки на предприятии.

9. Какие виды прибыли Вы знаете?

10.Что такое рентабельность продукции?

Наши рекомендации