Основные положения и понятия. Кратко законспектировать в своем отчете изученную информацию.
Кратко законспектировать в своем отчете изученную информацию.
3. Дополнить отчет ксерокопиями рисунков 1.1 – 1.5.
Оформить отчет и представить его к проверке.
Подготовиться к защите отчета.
Методическая информация.
Основные положения и понятия
Моделирование и использование моделей для решения задач управления и принятия решений во многих ситуациях является единственно возможным и эффективным методом, позволяющим получить ответ на поставленный вопрос.
Данное пособие посвящено тому, как с помощью различных приложений создавать и использовать модели для анализа ситуаций в сфере автотранспорта и организации автосервиса.
Целью первой части пособия является изучение моделей управления, основанных на электронных таблицах: что они собой представляют, как создаются, используются и что можно узнать с их помощью. Во второй части рассматриваются задачи, которые можно решать с помощью имитационных моделей в среде Micro-Saint. Третья часть посвящена способам создания имитационных моделей и решения задач в среде GPSS.
Исторически сложилась такая ситуация, что у специалистов во многих сферах деятельности достаточно долго было двойственное отношение к применению моделирования в процессе принятия решений. Признавая определенные преимущества моделей, они зачастую воспринимали сам процесс моделирования как «черную магию», которой владеют только математики, высокооплачиваемые консультанты или программисты. К сожалению, когда моделирование поручалось математикам или программистам, специалист практически отстранялся от данного процесса, что, как правило, приводило к неправильному применению или отказу от использования результатов моделирования. А это, в свою очередь, вело к усилению скептических настроений в среде специалистов относительно реальной пользы моделирования (помимо создания стереотипных отчетов о результатах моделирования, которые часто так и оставались непрочитанными). Таким образом, деньги и усилия тратились на ритуальные действия по моделированию, которые в итоге практически никак не влияли ни на специалиста, ни на организацию, для которой предназначалась модель, поскольку эта модель никого ничему не учила, а процесс моделирования ничего не менял в работе организации.
Применение электронных таблиц и программных продуктом для имитационного моделирования коренным обратом изменило ситуацию, так как позволило специалистам самостоятельно создавать и анализировать модели. Поэтому им для создания собственных моделей уже не были нужны необходимые прежде аналитические способности профессиональных математиков, навыки программирования, алгоритмическое мышление и соответствующие технические знания. Непосредственное использование моделей для поддержки принятия решений не только повысило эффективность управленческих решений, но и позволило самим специалистам глубже вникнуть в суть решаемых проблем. Обучение в процессе моделирования позволяет сосредоточиться на основной проблеме принятия решения - определить, на какие основные вопросы нужно ответить, какие альтернативы исследовать и на что обратить особое внимание.
В данном пособии описаны разнообразные модели, а также соответствующие концепции, которые обобщают приведенные примеры для всевозможных ситуаций, с которыми сталкиваются специалисты в области автотранспорта и автосервиса. Однако ключевой составляющей успешного моделирования управленческих ситуаций с помощью компьютера является сам специалист. Не следует забывать, что для успешного моделирования сложных управленческих ситуаций необходимо проникнуться идеями моделирования, т.е. эти идеи должны стать частью вашей интуиции. Главное - приобретение собственного опыта моделирования с помощью компьютера.
Компьютерное моделирование позволяет исследовать множество различных альтернатив и заставляет всесторонне изучить проблему.
Процесс моделирования
На рис. 1.1 показаны этапы принятия управленческого решения. При наличии конфликтующих или конкурирующих альтернатив решение, позволяющее разрешить конфликт, принимается на основе анализа сложившейся ситуации; решение реализуется, в результате чего организация получает определенную прибыль (не обязательно в виде денежных сумм).
На рис. 1.2 представлен процесс моделирования применительно к первым двум этапам принятия решения.
Рис. 1.1.Этапы принятия и реализации управленческих решений
Диаграмма процесса состоит из верхней и нижней частей, разделенных пунктирной линией. Ниже пунктирной линии находится реальный мир, с которым ежедневно сталкиваются специалисты, призванные принимать решения в сложных ситуациях (например, распределять ресурсы между конкурирующими задачами производства, составлять расписание действий или разрабатывать маркетинговую стратегию). Процесс моделирования начинается с исследования ситуации, требующей решения (в левом нижнем углу диаграммы).
Рис. 1.2.Процесс моделирования
В прошлом при принятии решений специалисты привыкли полагаться главным образом на свою интуицию. Хотя интуиция, особенно опытных специалистов, имеет большое значение, она по определению лишена рационального аналитического начала. Руководствуясь при принятии решений исключительно интуицией, можно делать выводы только из конечных результатов ранее принятых решений, а такое обучение слишком дорого обходится.
Процесс моделирования, представленный на рис. 1.2 над пунктирной линией, рекомендует набор действий, которые должны дополнить (не заменить!) интуицию при принятии решений. При этом создается формализованная количественная модель проблемных аспектов управленческой ситуации, представляющая суть проблемы.
Построенная количественная модель анализируется с целью получения определенных результатов или выводов, следующих исключительно из модели, независимо от того, какие предположения и абстрактные построения лежали в ее основе. После этого полученные результаты интерпретируются для существующей реальной ситуации с учетом тех факторов, которые не учитывались ранее в процессе формализации задачи. Процесс моделирования, дополненный опытом и интуицией, позволяет принять более удачное решение и многому научиться.
Как показано на рис. 1.3, процесс моделирования сам по себе не является конкретным научным методом, реализацией которого должны заниматься исключительно математики и программисты. Соображения оперативного управления оказывают влияние на все аспекты процесса, поэтому непосредственное привлечение специалиста к процессу моделирования является залогом успешного применения результатов моделирования в реальном мире.
Рис. 1.3. Роль мнения специалиста в процессе моделирования Специалисты играют очень важную роль как во время формирования абстракций, создания модели и ее интерпретации, так и при реализации решений. Поэтому специалист должен понимать следующее: 1)какие ситуации поддаются моделированию; 2)как получить нужные для построения модели данные или как извлечь их из больших массивов данных, и какие существуют методы анализа моделей, помогающие в принятии управленческих решений (причем в пределах разумных затрат времени и средств); |
3) что можно сделать, чтобы извлечь максимальную пользу из интерпретации модели и реализации решения.