Основные положения и понятия. Кратко законспектировать в своем отчете изученную информацию.

Кратко законспектировать в своем отчете изученную информацию.

3. Дополнить отчет ксерокопиями рисунков 1.1 – 1.5.

Оформить отчет и представить его к проверке.

Подготовиться к защите отчета.

Методическая информация.

Основные положения и понятия

Моделирование и использование моделей для решения задач управления и принятия решений во многих ситуациях является единственно возможным и эффективным методом, позволяющим получить ответ на поставленный вопрос.

Данное пособие посвящено тому, как с помощью различных приложений создавать и использовать модели для анализа ситуаций в сфере автотранспорта и организации автосервиса.

Целью первой части пособия является изучение моделей управления, основанных на электронных таблицах: что они собой представляют, как создаются, используются и что можно узнать с их помощью. Во второй части рассматриваются задачи, которые можно решать с помощью имитационных моделей в среде Micro-Saint. Третья часть посвящена способам создания имитационных моделей и решения задач в среде GPSS.

Исторически сложилась такая ситуация, что у специалистов во многих сферах деятельности достаточно долго было двойствен­ное отношение к применению моделирования в процессе принятия решений. Признавая определенные преимущества моделей, они за­частую воспринимали сам процесс моделирования как «черную магию», которой владеют только математики, высокооплачиваемые консультанты или программисты. К сожалению, когда моделирова­ние поручалось математикам или программистам, специалист практически отстранялся от данного процесса, что, как правило, приводило к неправильному применению или отказу от использования результатов моделирования. А это, в свою очередь, вело к усилению скептических настроений в среде специалистов относительно реальной пользы моделирования (помимо создания стереотипных от­четов о результатах моделирования, которые часто так и оставались непрочитанными). Таким образом, деньги и усилия тратились на ритуальные действия по моделированию, которые в итоге практи­чески никак не влияли ни на специалиста, ни на организацию, для которой предназначалась модель, поскольку эта модель никого ни­чему не учила, а процесс моделирования ничего не менял в работе организации.

Применение электронных таблиц и программных продуктом для имитационного моделирования коренным обратом изменило ситуацию, так как позволило специалистам самостоятельно созда­вать и анализировать модели. Поэтому им для создания собствен­ных моделей уже не были нужны необходимые прежде аналитиче­ские способности профессиональных математиков, навыки про­граммирования, алгоритмическое мышление и соответствующие технические знания. Непосредственное использование моделей для поддержки принятия решений не только повысило эффективность управленческих решений, но и позволило самим специалистам глубже вникнуть в суть решаемых проблем. Обучение в процессе моделирования позволяет сосредоточиться на основной проблеме принятия решения - определить, на какие основные вопросы нужно ответить, какие альтернативы исследовать и на что обратить особое внимание.

В данном пособии описаны разнообразные модели, а также соответствующие концепции, которые обобщают приведенные примеры для всевозможных ситуаций, с которыми сталкиваются специалисты в области автотранспорта и автосервиса. Однако клю­чевой составляющей успешного моделирования управленческих ситуаций с помощью компьютера является сам специалист. Не сле­дует забывать, что для успешного моделирования сложных управ­ленческих ситуаций необходимо проникнуться идеями моделирова­ния, т.е. эти идеи должны стать частью вашей интуиции. Главное - приобретение собственного опыта моделирования с помощью ком­пьютера.

Компьютерное моделирование позволяет исследовать множе­ство различных альтернатив и заставляет всесторонне изучить про­блему.

Процесс моделирования

На рис. 1.1 показаны этапы принятия управленческого реше­ния. При наличии конфликтующих или конкурирующих альтерна­тив решение, позволяющее разрешить конфликт, принимается на основе анализа сложившейся ситуации; решение реализуется, в ре­зультате чего организация получает определенную прибыль (не обязательно в виде денежных сумм).

На рис. 1.2 представлен процесс моделирования примени­тельно к первым двум этапам принятия решения.

Основные положения и понятия. Кратко законспектировать в своем отчете изученную информацию. - student2.ru

Рис. 1.1.Этапы принятия и реализации управленческих решений

Диаграмма процесса состоит из верхней и нижней частей, разделенных пунктирной линией. Ниже пунктирной линии нахо­дится реальный мир, с которым ежедневно сталкиваются специали­сты, призванные принимать решения в сложных ситуациях (напри­мер, распределять ресурсы между конкурирующими задачами про­изводства, составлять расписание действий или разрабатывать мар­кетинговую стратегию). Процесс моделирования начинается с ис­следования ситуации, требующей решения (в левом нижнем углу диаграммы).

Основные положения и понятия. Кратко законспектировать в своем отчете изученную информацию. - student2.ru

Рис. 1.2.Процесс моделирования

В прошлом при принятии решений специалисты привыкли полагаться главным образом на свою интуицию. Хотя интуиция, особенно опытных специалистов, имеет большое значение, она по определению лишена рационального аналитического начала. Руко­водствуясь при принятии решений исключительно интуицией, можно делать выводы только из конечных результатов ранее приня­тых решений, а такое обучение слишком дорого обходится.

Процесс моделирования, представленный на рис. 1.2 над пунктирной линией, рекомендует набор действий, которые должны дополнить (не заменить!) интуицию при принятии решений. При этом создается формализованная количественная модель проблем­ных аспектов управленческой ситуации, представляющая суть про­блемы.

Построенная количественная модель анализируется с целью получения определенных результатов или выводов, следующих ис­ключительно из модели, независимо от того, какие предположения и абстрактные построения лежали в ее основе. После этого полу­ченные результаты интерпретируются для существующей реальной ситуации с учетом тех факторов, которые не учитывались ранее в процессе формализации задачи. Процесс моделирования, дополнен­ный опытом и интуицией, позволяет принять более удачное реше­ние и многому научиться.

Как показано на рис. 1.3, процесс моделирования сам по себе не является конкретным научным методом, реализацией которого должны заниматься исключительно математики и программисты. Соображения оперативного управления оказывают влияние на все аспекты процесса, поэтому непосредственное привлечение специа­листа к процессу моделирования является залогом успешного при­менения результатов моделирования в реальном мире.

Основные положения и понятия. Кратко законспектировать в своем отчете изученную информацию. - student2.ru Рис. 1.3. Роль мнения специалиста в процессе моделирования Специалисты играют очень важную роль как во время фор­мирования абстракций, создания модели и ее интерпретации, так и при реализации решений. Поэтому специалист должен понимать следующее: 1)какие ситуации поддаются моделированию; 2)как получить нужные для построения модели данные или как извлечь их из больших массивов данных, и какие существуют методы анализа моделей, помогающие в принятии управленческих решений (причем в пределах разумных затрат времени и средств);  

3) что можно сделать, чтобы извлечь максимальную пользу из интерпретации модели и реализации решения.

Наши рекомендации