Дискреционная фискальная политика
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ПЛАН
1. Дискреционная фискальная политика
2. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы
3. Проблемы, возникающие в процессе осуществления фискальной политики
4. Государственный долг
Дискреционная фискальная политика
Фискальная политика – это политика правительственных расходов и налогообложения. Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорением экономического роста.
Как влияют правительственные расходы на экономику?
Предположим, что правительство приняло решение осуществлять закупки товаров и услуг на 20 млрд. долл. при любом уровне ЧНП. Очевидно, что учет правительственных расходов вызовет перемещение графика совокупных расходов относительно биссектрисы и приведет к мультиплицированному росту ЧНП. Это ясно видно на графике «совокупные расходы – выпуск» (рис. 1.1).
То же самое можно проследить по таблице, приведенной в предыдущей лекции. Увеличение государственных расходов на 20 млрд. долл., приведет к увеличению совокупных расходов при всех уровнях ЧНП. Исходя из того, что условием равновесия ЧНП является С + In + Xn + G = ЧНП, можно определить, что равновесный ЧНП возрастет с 470 млрд. долл. до 550 млрд. долл. т. е. увеличится на 80 млрд. долл. = 20 млрд. долл. ´ МULТ.
![]() ![]() |
Рис. 1.1 - Влияние государственных расходов на равновесный ЧНП
в модели «совокупные расходы – выпуск»
Влияние роста государственных расходов на равновесный ЧНП можно проследить и на модели «изъятия – инъекции» (рис. 1.2).
![]() ![]() |
Рис. 1.2- Влияние государственных расходов на равновесный ЧНП
в модели «изъятия – инъекции»
Таким образом, условия равновесия ЧНП в модели «изъятия – инъекции» будет:
S + M = I + X + G
Теперь рассмотрим, как влияет на экономику то, что правительство собирает налоги. Для простоты предположим, что при любом уровне ЧНП правительство собирает одинаковую сумму налогов, допустим 20 млрд. долл. Как введение налогов повлияет на экономику? Т. к. введение налогов сократит доход после уплаты налогов (на 20 млрд. долл.), это снизит потребление и сбережения при каждом уровне ЧНП. На какую величину? Это определяется величиной МРС, МРS. Если МРС = ¾, а МР5 = ¼, то потребление сократится на 15 млрд. долл., а сбережение – на 5 млрд. долл.
![]() ![]() |
Проиллюстрируем влияние введения налогов в размере 20 млрд. долл. на графике (рис. 1.3).
Рис. 1.3 - Влияние налогов на равновесный ЧНП
в модели «совокупные расходы – выпуск»
Са – потребление после введения налогов. Рост налогов вызывает смещение графика совокупных расходов относительно биссектрисы (в нашем случае при Т = 20 млрд. долл., МРС = ¾ на 15 млрд. долл.) и сокращение величины равновесного ЧНП. (По таблице, приведенной в предыдущей лекции можно рассчитать, что равновесный ЧНП сократится с 550 млрд. долл. до 490 млрд. долл.).
![]() ![]() |
Теперь проиллюстрируем воздействие введения налогов на графике модели «изъятия – инъекции» (рис. 1.4).
Рис. 1.4 - Влияние налогов на равновесный ЧНП
в модели «изъятия – инъекции»
Анализ здесь несколько более сложный, т. к. введение налога в 20 млрд. долл., имеет двухсторонний эффект: во-первых, налоги ведут к сокращению DI и при МРS = 1/4 к снижению сбережений на 5 млрд. долл. при любом уровне ЧНП. На графике это показано смещением кривой S + М на 5 млрд. долл. вниз до кривой Sа + М (сбережения после введения налогов + импорт). Во-вторых, 20 млрд. долл. налогов является дополнительным изъятием из потока доходы-расходы и поэтому должны быть добавлены к сумме изъятий. То есть, общая величина изъятий будет Sа + М + Т, что сдвигает кривую Sа + М на 20млрд. долл. вверх, что приведет к сокращению ЧНП.
Теперь равновесие в модели «изъятия – инъекции» определяется условием:
Sa + M + T = In + X + G
Снижение налогов вызовет перемещение вверх графика совокупных расходов в модели «расходы – выпуск» и снижение графика Sа + М + Т в модели «изъятия – инъекции» и вызовет рост равновесного ЧНП.
Обратите внимание: мы увеличили государственные закупки товаров и услуг на 20 млрд. долл. и увеличили налоги на 20 млрд. долл. В результате равновесный ЧНП вырос тоже на 20 млрд. долл. То есть, равное увеличение правительственных расходов и налогов ведет к приросту ЧНП на величину, равную приросту G и Т. Это значит, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.
Это объясняется следующим: изменение правительственных расходов оказывает более сильное воздействие на совокупные расходы, т. к. является компонентом совокупных расходов. Поэтому, если правительственные расходы выросли на 20 млрд. долл., то и совокупные расходы вырастут на 20 млрд. долл., ЧНП в результате действия мультипликатора увеличится на 80 млрд. долл. А изменение налогов воздействует на совокупные расходы косвенно, через изменение потребления. При этом изменение в потреблении будет меньше, чем изменение в налогах, т. к. оно определяется МРС, которая всегда меньше 1. В итоге рост ЧНП в результате увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем уменьшение ЧНП в результате введения на такую же сумму налогов. При этом чистый прирост ЧНП будет равен первоначальному приросту G и Т.
Итак, мы убедились, что фискальная политика может быть использована для стабилизации экономики. В наиболее упрощенной форме фискальная политика в разных фазах цикла может быть сведена к следующему. В фазе спада с целью увеличения производства и ликвидации безработицы правительство должно проводить стимулирующую фискальную политику. Для этого следует:
а) увеличить государственные расходы;
б) уменьшить налоги;
в) сочетать а) и б).
Очевидно, что эти меры ведут к росту дефицита государственного бюджета.
В фазе подъема, для ликвидации инфляции, вызванной избыточным спросом, правительство должно проводить сдерживающую фискальную политику. Для этого следует:
а) уменьшить правительственные расходы;
б) увеличить налоги;
в) сочетать а) и б).
Такая политика приводит к появлению бюджетных излишков (положительного сальдо правительственного бюджета).
Действенность стимулирующей фискальной политики зависит не только от величины дефицита государственного бюджета, но и от методов его финансирования, которое можно проводить за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг); или за счет выпуска новых денег. Эти методы финансирования дефицита государственного бюджета оказывают различное влияние на совокупные расходы.
Когда государство заимствует средства у населения, оно вступает в конкурентную борьбу с частными лицами за финансовые средства. Это ведет к росту процентной ставки, что, в свою очередь, снижает инвестиции и потребление. Если государство финансирует дефицит бюджета, выпуская новые деньги, этого удается избежать. Таким образом, создание новых денег является более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с займами.
Дефляционное влияние бюджетных излишков зависит от того, как правительство будет их использовать. Если правительство использует бюджетный излишек для погашения своего внутреннего долга, оно тем самым вернет свои избыточные налоговые поступления на денежный рынок, чем снизит процентную ставку и увеличит инвестиции и потребление. Если правительство просто изымет избыточные суммы из обращения, оно добьется большего антиинфляционного эффекта.
Какое конкретное сочетание мер должно выбрать правительство в каждой фазе цикла? Это зависит от политической ориентации. Экономисты, выступающие за активное вмешательство государства в экономику, рекомендуют рост государственных закупок в фазе спада и увеличения налогов в период инфляции. Экономисты, выступающие за уменьшение государственного вмешательства в экономику, рекомендуют рост совокупных расходов за счет снижения налогов в фазе спада и сокращения совокупных расходов за счет снижения правительственных закупок в период инфляции.