Рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи .................................................................. ..5
2. Рекомендации студентам по подготовке
к семинарским занятиям .......................................................7
3. Требования к качеству подготовки студентов
к семинарским занятиям ......................................................... 8
4. Планы семинаров ................................................................ 9
Раздел 1. Введение в экономику .................................................. 9
Тема 1. Общие основы экономики. Развитие
экономической теории ................................................. ,*?.......... 9'
Раздел 2. Микроэкономика ....................................................... 11
Тема 2. Рынок. Спрос и предложение, рыночное равновесие................................................................................
Тема 3. Теория потребительского поведения.
Выбор и равновесие потребителя .....................................
Тема 4. Теория фирмы в рыночной экономике
и организационные формы бизнеса ............................................14
Тема 5. Теория производства. Объем и издержки
производства.......................................................................................16
Тема 6. Доход, равновесие и поведение фирм
на рынках совершенной и несовершенной конкуренции ............. 18
Тема 7. Рынки факторов производства (ресурсов) ........................ 19
Тема 8. Общее равновесие и несостоятельность
(провалы) рынка. Роль государства ............................................21
Раздел 3. Макроэкономика ................................................... ...22
Тема 9. Национальная экономика. Измерение результатов экономической деятельности и уровня цен ..........................;Д. ..22
Тема 10. Макроэкономическое равновесие. Базовая макроэкономическая модель AD-AS .................................. ........24
Тема 11. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция. Безработица. ........................................................................ 26
Тема 12. Равновесие на рынке благ. Кейнсианская модель. Потребление. Сбережения. Инвестиции ..................................28
Тема 13. Финансовая система и бюджетно-налоговая
политика государства......................................................... 29
Тема 14. Равновесие на денежном рынке. Роль
кредитно-банковской системы и денежно-кредитной
политики............................................................................................31
Тема 15. Экономический рост и развитие .............................. 33
Тема 16. Международные экономические отношения.
Платежный баланс............'.................................................35
Раздел 4. Экономика переходного периода ............................ .37
Тема 17. Экономика переходного периода.
Постсоциалистическая трансформация экономики России .... ..; ..37
5. Примерные темы рефератов и рекомендации по их написанию .............................................................. ....38
6. Экзаменационные вопросы...................................................Л........ 43
Список литературы............ ....................................................... ...46
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Курс экономики в настоящее время является обязательным для студентов вузов, обучающихся техническим специальностям.
В системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин «Экономика» занимает особе место ввиду важности выполняемых этой дисциплиной функций. Практика экономических преобразований, переход к рыночным отношениям, обеспечение интеграции экономики в систему всемирного хозяйства обусловливают необходимость формирования экономических знаний и овладения экономической культурой каждым образованным человеком. Курс экономики способствует приобретению этих знаний и формированию современного экономического мышления. Знание законов и принципов экономики позволяет специалистам и гражданам правильно оценивать сложные экономические процессы и принимать оптимальные хозяйственные решения.
Курс экономики включает два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику.
Изучение микроэкономики дает возможность понять характер экономических взаимосвязей между человеком, фирмами и обществом, определить роль и место каждого экономического субъекта в происходящих процессах. Основы этих знаний помогают формировать чувство ответственности за принимаемые решения, поскольку позволяют оценивать возможные последствия принятых решений для самого экономического субъекта и для общества в целом.
Изучение макроэкономики позволяет формировать комплексное представление, о целостном механизме функционирования национального хозяйства, о проблемах экономического роста, инфляции, безработицы в обществе и путях их решения. Эти знания помогают осознанно воспринимать государственную политику, направленную на достижение макроэкономических целей.
Целью курса экономики является формирование у студентов экономического мировоззрения и логики социально-экономического мышления, расширение кругозора в области экономических знаний.
Задача курса состоит в приобретении студентами системных экономических знаний и в выработке умения воспользоваться ими в учебном процессе, научных изысканиях и в реальной хозяйственной жизни.
Цель данного методического руководства состоит в оказании помощи студенту в усвоении теоретического материала и приобретении навыков расчетно-графического анализа, систематизации и обобщении знаний по данному курсу при подготовке к семинарскому
занятию.
Основой для работы студента при подготовке к семинарскому занятию являются планы семинаров,которые включают по каждой теме две группы вопросов:
1) основные вопросы, являющиеся базовыми для усвоения темы;
2) вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ, позволяющие углубленно и проблемно изучать тему.
Кроме тем, выносимых на семинарские занятия, предложены темы, рекомендуемые для самостоятельного изучения студентами (СРС). Представленная тематика позволяет сохранить логику и целостность курса и может служить для студентов ориентиром при подготовке к зачётам и экзаменам.
К каждой теме указано рекомендуемое для изучения количество аудиторных часов. Вместе с тем последовательность, содержание тем и соответствующее им количество часов не являются жёстко установленными. Они могут изменяться в соответствии с методическими предпочтениями преподавателя, ведущего семинарские занятия, при строгом согласовании с преподавателем-лектором последовательности тем и основных форм работы семинара (теоретической и расчёт-но-графической). Допускается:
1) выборочное обсуждение вопросов на семинаре, в т.ч. отдельных из них в виде докладов и сообщений;
2) вынесение отдельных вопросов на контрольный опрос знаний (в форме проверочной работы);
3) обсуждение вопросов в процессе решения задач и выполнения графических работ;
4) включение дополнительных вопросов;
5) вынесение отдельных вопросов на самостоятельное изучение, в т.ч. в форме контрольного домашнего задания с последующей его проверкой преподавателем.
При этом должна быть обеспечена полнота охвата темы.
Таким образом, планы семинаров вместе с рекомендуемой к ним литературой и перечнем основных понятий могут служить руководством к самостоятельному изучению курса экономики студентами дневной, а также заочной форм обучения.
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинарское занятие - важная и обязательная форма учебного процесса, которая является дополнением к лекционной форме обучения и ее углублением.
На семинары выносятся наиболее важные и сложные вопросы курса, для обсуждения которых требуется специальная подготовка студента с использованием рекомендуемой учебной литературы и лекций. Специфика семинаров по данному курсу состоит в том, что они включают две основные формы работы:
1) теоретическую в виде устного или письменного обсуждения поставленных вопросов;
2) расчетно-графическую, которая состоит в выполнении расчетов для конкретных хозяйственных ситуаций с последующим анализом полученных результатов и изображением их на графиках.
Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:
1. Внимательно ознакомиться с планом семинара по заданной теме: вначале с основными вопросами, затем - с вопросами для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ, оценив для себя объем задания.
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая материал, необходимый для изучения поставленных вопросов.
3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме: в первую очередь - к основной, при необходимости углубленного изучения - к дополнительной.
4. Уделить особое внимание основным понятиям изучаемой темы, владение которыми способствует эффективному усвоению курса.
5. Осмыслить имеющиеся в данной теме формулы, которые используются для выполнения необходимых расчетов.
6. Освоить приемы построения графических моделей, если они применяются в изучаемой теме.
7. В процессе изучения темы следует подготовить тезисы или мини-конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения. Эти записи могут быть использованы на семинаре как подсказка при публичном выступлении, а также для работы «на месте» во время выполнения расчетно-графической работы, а также при подготовке к зачету и экзамену.