Рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи .................................................................. ..5

2. Рекомендации студентам по подготовке

к семинарским занятиям .......................................................7

3. Требования к качеству подготовки студентов

к семинарским занятиям ......................................................... 8

4. Планы семинаров ................................................................ 9

Раздел 1. Введение в экономику .................................................. 9

Тема 1. Общие основы экономики. Развитие

экономической теории ................................................. ,*?.......... 9'

Раздел 2. Микроэкономика ....................................................... 11

Тема 2. Рынок. Спрос и предложение, рыночное равновесие................................................................................

Тема 3. Теория потребительского поведения.

Выбор и равновесие потребителя .....................................

Тема 4. Теория фирмы в рыночной экономике

и организационные формы бизнеса ............................................14

Тема 5. Теория производства. Объем и издержки

производства.......................................................................................16

Тема 6. Доход, равновесие и поведение фирм

на рынках совершенной и несовершенной конкуренции ............. 18

Тема 7. Рынки факторов производства (ресурсов) ........................ 19

Тема 8. Общее равновесие и несостоятельность

(провалы) рынка. Роль государства ............................................21

Раздел 3. Макроэкономика ................................................... ...22

Тема 9. Национальная экономика. Измерение результатов экономической деятельности и уровня цен ..........................;Д. ..22

Тема 10. Макроэкономическое равновесие. Базовая макроэкономическая модель AD-AS .................................. ........24

Тема 11. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция. Безработица. ........................................................................ 26

Тема 12. Равновесие на рынке благ. Кейнсианская модель. Потребление. Сбережения. Инвестиции ..................................28

Тема 13. Финансовая система и бюджетно-налоговая

политика государства......................................................... 29

Тема 14. Равновесие на денежном рынке. Роль

кредитно-банковской системы и денежно-кредитной

политики............................................................................................31

Тема 15. Экономический рост и развитие .............................. 33

Тема 16. Международные экономические отношения.

Платежный баланс............'.................................................35

Раздел 4. Экономика переходного периода ............................ .37

Тема 17. Экономика переходного периода.

Постсоциалистическая трансформация экономики России .... ..; ..37

5. Примерные темы рефератов и рекомендации по их написанию .............................................................. ....38

6. Экзаменационные вопросы...................................................Л........ 43

Список литературы............ ....................................................... ...46

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Курс экономики в настоящее время является обязательным для студентов вузов, обучающихся техническим специальностям.

В системе гуманитарных и социально-экономических дисцип­лин «Экономика» занимает особе место ввиду важности выполняе­мых этой дисциплиной функций. Практика экономических преобра­зований, переход к рыночным отношениям, обеспечение интеграции экономики в систему всемирного хозяйства обусловливают необхо­димость формирования экономических знаний и овладения экономи­ческой культурой каждым образованным человеком. Курс экономики способствует приобретению этих знаний и формированию современ­ного экономического мышления. Знание законов и принципов эконо­мики позволяет специалистам и гражданам правильно оценивать сложные экономические процессы и принимать оптимальные хозяй­ственные решения.

Курс экономики включает два основных раздела: микроэконо­мику и макроэкономику.

Изучение микроэкономики дает возможность понять характер экономических взаимосвязей между человеком, фирмами и общест­вом, определить роль и место каждого экономического субъекта в происходящих процессах. Основы этих знаний помогают формиро­вать чувство ответственности за принимаемые решения, поскольку позволяют оценивать возможные последствия принятых решений для самого экономического субъекта и для общества в целом.

Изучение макроэкономики позволяет формировать комплексное представление, о целостном механизме функционирования нацио­нального хозяйства, о проблемах экономического роста, инфляции, безработицы в обществе и путях их решения. Эти знания помогают осознанно воспринимать государственную политику, направленную на достижение макроэкономических целей.

Целью курса экономики является формирование у студентов эко­номического мировоззрения и логики социально-экономического мышления, расширение кругозора в области экономических знаний.

Задача курса состоит в приобретении студентами системных экономических знаний и в выработке умения воспользоваться ими в учебном процессе, научных изысканиях и в реальной хозяйственной жизни.

Цель данного методического руководства состоит в оказании помощи студенту в усвоении теоретического материала и приобрете­нии навыков расчетно-графического анализа, систематизации и обобщении знаний по данному курсу при подготовке к семинарскому

занятию.

Основой для работы студента при подготовке к семинарскому занятию являются планы семинаров,которые включают по каждой теме две группы вопросов:

1) основные вопросы, являющиеся базовыми для усвоения темы;

2) вопросы для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ, позволяющие углубленно и проблемно изучать тему.

Кроме тем, выносимых на семинарские занятия, предложены темы, рекомендуемые для самостоятельного изучения студентами (СРС). Представленная тематика позволяет сохранить логику и цело­стность курса и может служить для студентов ориентиром при подго­товке к зачётам и экзаменам.

К каждой теме указано рекомендуемое для изучения количество аудиторных часов. Вместе с тем последовательность, содержание тем и соответствующее им количество часов не являются жёстко уста­новленными. Они могут изменяться в соответствии с методическими предпочтениями преподавателя, ведущего семинарские занятия, при строгом согласовании с преподавателем-лектором последовательно­сти тем и основных форм работы семинара (теоретической и расчёт-но-графической). Допускается:

1) выборочное обсуждение вопросов на семинаре, в т.ч. отдель­ных из них в виде докладов и сообщений;

2) вынесение отдельных вопросов на контрольный опрос знаний (в форме проверочной работы);

3) обсуждение вопросов в процессе решения задач и выполне­ния графических работ;

4) включение дополнительных вопросов;

5) вынесение отдельных вопросов на самостоятельное изучение, в т.ч. в форме контрольного домашнего задания с последующей его проверкой преподавателем.

При этом должна быть обеспечена полнота охвата темы.

Таким образом, планы семинаров вместе с рекомендуемой к ним литературой и перечнем основных понятий могут служить руководством к самостоятельному изучению курса экономики студентами дневной, а также заочной форм обучения.

РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинарское занятие - важная и обязательная форма учебного процесса, которая является дополнением к лекционной форме обуче­ния и ее углублением.

На семинары выносятся наиболее важные и сложные вопросы курса, для обсуждения которых требуется специальная подготовка студента с использованием рекомендуемой учебной литературы и лекций. Специфика семинаров по данному курсу состоит в том, что они включают две основные формы работы:

1) теоретическую в виде устного или письменного обсуждения поставленных вопросов;

2) расчетно-графическую, которая состоит в выполнении расче­тов для конкретных хозяйственных ситуаций с последующим анали­зом полученных результатов и изображением их на графиках.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следую­щем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара по заданной теме: вначале с основными вопросами, затем - с вопросами для об­суждения и выполнения расчетно-графических работ, оценив для се­бя объем задания.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая материал, необходимый для изучения поставленных вопро­сов.

3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме: в первую очередь - к основной, при необходимости углублен­ного изучения - к дополнительной.

4. Уделить особое внимание основным понятиям изучаемой те­мы, владение которыми способствует эффективному усвоению курса.

5. Осмыслить имеющиеся в данной теме формулы, которые ис­пользуются для выполнения необходимых расчетов.

6. Освоить приемы построения графических моделей, если они применяются в изучаемой теме.

7. В процессе изучения темы следует подготовить тезисы или мини-конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это ка­сается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения. Эти записи могут быть использованы на семинаре как подсказка при публичном выступлении, а также для работы «на месте» во время выполнения расчетно-графической работы, а также при подготовке к зачету и экзамену.

Наши рекомендации