Методические рекомендации к лекции. Для усвоения лекции необходимо ознакомление с дополнительной литературой, изучение зарубежного опыта управления издержками на предприятии и применять
Для усвоения лекции необходимо ознакомление с дополнительной литературой, изучение зарубежного опыта управления издержками на предприятии и применять полученные знания в ходе решения задач и ситуаций по данной теме.
Тема лекции №9 - Маркетинговая и производственная деятельность предприятия
Цель лекции:раскрыть сущность и содержание маркетинговой и производственной деятельности предприятия, определить порядок их разработки.
1. Методологические основы планирования.
2. Стратегическое планирование деятельности предприятия.
3. Текущий план развития предприятия. Оперативно-производственное планирование.
4. Разработка производственной программы.
5. Содержание и порядок разработки бизнес-плана.
6. Производственная мощность предприятия.
Основные понятия по теме: рынок, государство, домашние хозяйства, административные методы регулирования экономикой, экономические методы регулирования экономики, денежно–кредитная политика, налоговая политика, экономическая политика государства, субъекты и объекты государственного регулирования экономики.
Конспект лекции
Деятельность предприятий в условиях рынка требует принятия управленческих решений, исходя из анализа рыночной ситуации, тенденций ее изменения, с учетом обратной связи. Причем основной задачей предприятия в условиях конкурентной борьбы становится обеспечение требуемого качества продукции и предоставления услуг. Для ее решения фирме необходимо контролировать технические, организационные и социальные факторы, влияющие на качество продукции и услуг, достижение чего возможно только с применением эффективного маркетинга на предприятии.
Стратегия маркетинга фирмы направлена на то, чтобы соответствующим образом приспособить всю деятельность предприятия к быстро меняющимся внешним факторам. В основе стратегии маркетинга лежат следующие положения: сегментация рынка, выбор методов и средств маркетинга, выбор времени выхода на рынок.
Разработка маркетинговой стратегии включает в себя следующие этапы: всесторонне изучение состояния и динамики потребительского спроса на товар (услугу); максимальное приспособление производства к требованиям рынка; воздействие на потребительский спрос различными средствами (реклама); организация доставки товаров в необходимом количестве, соответствующего качества, в нужное потребителю место и время; своевременный выпуск на рынок новой высококачественной продукции.
Товарная стратегия, являясь составной частью хозяйственной и маркетинговой стратегии, представляет собой комплекс мероприятий по развитию ассортимента, созданию новых товаров и исключению из производственной программы товаров, утративших потребительский спрос, улучшению упаковки товара, разработке его бренда.
Ориентация на реальные требования и пожелания потребителей – основной принцип разработки маркетинговой, товарной стратегий, а также плана производства.
Производственное планирование – неотъемлемая часть управления предприятием.
Производственная программа (план производства) представляет собой определенный объем и ассортимент продукции соответствующего качества, отражающие спрос на данную продукцию и реальные возможности производства по удовлетворению этого спроса. Производственная программа формируется на основании данных маркетинговых исследований рынка, величины государственного заказа, уже сформированного портфеля заказов, а также существующих ограничений по всем видам ресурсов.
В производственной программе предусматриваются следующие разделы: план производства продукции в натуральном выражении; план производства продукции в стоимостном выражении.
Для обоснования производственной программы предприятия необходимо иметь расчеты по производственной мощности.
Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.
Производственная мощность предприятия характеризует работу основных фондов в таких условиях, при которых можно полностью использовать потенциальные возможности, заложенные в средствах производства.
Выводы
Производственная деятельность предприятия должна соответствовать стратегии маркетинга. Производственная концепция, присущая централизованной экономике, абсолютно нехарактерна для рыночной. Производственная программа предприятия должна составляться в соответствии с маркетинговой стратегией, где указывается уровень продукции, необходимый для удовлетворения имеющегося спроса, который должен быть заложен в производственной программе. Только таким образом предприятие может обеспечить себе высокий уровень рентабельности и избежать убытка и риска.
Контрольные вопросы
1. Влияние маркетинга на организацию производства и основные функции предприятия
2. Стратегическое планирование и маркетинговый подход
3. Выбор и реализация стратегии маркетинга
4. Методологические основы планирования
5. Структура планов предприятия
6. Разработка производственной программы предприятия
7. Планирование производственной программы предприятия с учетом цикличности его развития
8. Методика формирования производственной программы предприятия в условиях рыночной экономики.
Рекомендуемая литература
Основная литература: 11, 12, 17, 19, 20, 21.
Дополнительная литература: 10, 13, 24, 26, 27, 29, 33.