В России дела с капиталом обстоят ужасно. Именно гос. бюджет России должен быть источником производственного капитала.

Банковская маржа - разница между процентом, который выплачивается гражданам за их вклад, и между процентом, который выдается предпринимателям.

Средний процент в России - 7-9% годовых. Эта тема не должна проходить мимо журналистского внимания.

Главная проблема РФ - отсутствие длинных денег. Их пытаются организовать, но они связаны с пенсионными фондами, которые сейчас непопулярны. Именно на ДД строится и создается инфраструктура стран.

Финансовые соблазны сегодня:

· Микрокредитование. Сегодня в России работает банковская сфера: приходишь в банк с паспортом, берешь 5000 рублей, а через неделю возвращаешься с 5500. Это 600-700% годовых. Экономика начинает терять финансовый капитал.

· Финансовые пирамиды. Вспоминаем Мавроди.

ГКО - государственные краткосрочные обязательства. Дефолт 1998 года - дефолт рынка ГКО (гос-во перестало заниматься производственной и промышленной экономикой, но разрешила всем играть на фондовых рынках: все и стали играть, даже СМИ). Из-за подобной финансовой политики страдают реальные промышленность и с/х. Если национальная экономика не генерирует добавленный реальный продукты (не производит физические единицы продукты (молоко, мясо, метал, текстиль и т. д.), то ФФР становится инструментов уничтожения оборотных национальных средств.То есть приходит иностранный капитал, берет маржу и увозит деньги к себе на родину. Сегодня инфраструктура с/х едва дышит, основные его фонды (техника, сооружения) находятся в плачевном состоянии, их износ - 80%.

Если банк дает кредит заводу, то не может дать его более чем под 10%, а если простому человеку и микрокредит, то получает запредельные проценты.

Ситуация в РФ с финансами - одна из самых злободневных тем.

Денежный капитал движется по формуле: деньги - товар - деньги'. Развернутое: деньги авансируются капиталистом на средства производства и рабочую силу, которые объединяются в процессе производства и действуют вместе до выпуска продукции, деньги возвращаются с добавочной стоимостью. Общая форма движения капитала: деньги - первоначальная форма любого капитала. Карл Маркс применил в описании денег формулировку "подвенечное платье" капитала. Капитал - самовозрастающая стоимость. Капитал жив, пока растет. Наращивание происходит в определенной среде, которую называют рыночной. Источник возникновение добавленных денег - сфера обращения (торговля). Система организации национального капитала требует нетривиальный усилий от власти.

Наша экономика столкнулась с таким явлением (когда мы начали создавать открытую экономику), как вывоз капитала. Но оно никогда не исследовалось детально. За время рыночных реформ из России вывезено от 600 млрд. до 3 трл. долларов. Это явление очень быстро было уловлено и оформлено с маркетинговой точки зрения разными странами. Например, в ряде стран актуализировались номерные счета (не нужно имя, чтобы хранить деньги). Стали выдаваться гражданства лицам, вложившим в банк некую сумму. Были предложены офшорные схемы, чтобы сохранить вывезенный капитал. Итак, во многих странах более 30% денег было на номерных счетах.

НВП Кипра - 28 млрд. долларов. При этом они, в свое время, сделали все, чтобы в их банках хранили деньги. Например, сделали все приватным. Именно Кипр стал самым крупным иностранным инвестором России. Понятно, что это российские деньги, которые были вывезены туда и завезены обратно. В Великобритании тоже есть несколько подобных зон (Вергинские о-ва, Ирландия). У США тоже есть несколько штатов-офшоров. Швейцария, Бенилюкс, Монако - офшоры. От такой мировой офшорной экономики страдает множество стран. Так, например, из-за этого невозможно установить, кто владеет аэропортом "Домодедово". Возникло даже такое понятие - офшорная аристократия (фраза Суркова). На глобальном финансовом рынке идет борьба между финансовым капиталом, который хочет жить во офшорной схеме "деньги делают деньги", и производственным, нормальным. Пока от кризиса спасает Китай, но и его сил может не хватить на всех.

Вторая экономика - это когда капитал, находящийся в распоряжении той или иной корпорации позволяет организовывать международные производства, то есть, когда производство не национализировано. Пример: кока-кола, которую делают везде.

С темой финансового капитала связана тема финансовой инфраструктуры. На вершине - ЦБ страны, он является независимым центром, который определяет правила игры, ставки рефинансирования, печатает деньги, хранит золотой запас. Он действует на основе закона о ЦБ. Он управляется руководителем, которого представляет президент и утверждает ГосДума и Совет Федерации. Под ЦБ идут рассчетно-территориальные управления (ГУ ЦБ), далее - рассчетно-кассовые центры, вокруг них - коммерческие банки. ЦБ имеет свое внутреннее законодательство.

ЦБ наделяет деньгами систему коммерческих банков. Ведется банковский надзор и установление внутренних регламентов. Жесткая вертикаль, однако, не может решить всех проблем. Это проявляется в большой количестве банков (их более 1000). Их столько не надо. Плюс никак нельзя справиться с проблемой отмывания денег банками. Не говоря уже об инфляции.

Есть национальные фонды от продажи нефти. Часть средств отправляется в государственные фонды, хранилища. В итоге, большое количество средств мы содержим в валютах и бумагах других государств. Мы добываем много нефти, продаем ее, получаем доллары, например, отправляем в хранилища, потому что знаем, что иначе они будут украдены и вывезены за рубеж. Сегодня ЦБ - инициатор введения новых мер в отношении коррупции. Банковская система России - кровеносная система экономики. А кровь - это деньги.

Тема капитала как фактора производства для журналиста невероятно интересна и непростроена.

Вопрос 3

Василий Васильевич Леонтьев (5 августа1905,Мюнхен[2] —5 февраля1999,Нью-Йорк)— американский экономист российского происхождения, создатель теории межотраслевого анализа, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1973 год «за развитие метода „затраты — выпуск“ и за его применение к важным экономическим проблемам».

Леонтьев родился в России, в Санкт-Петербурге, в 1906 г., в семье профессора экономики труда Санкт-Петербургского университета. Поступив в этот университет пятнадцатилетним юношей, он в 1925 г. получил там степень магистра искусств. В том же году Леонтьев уехал в Германию, чтобы получить степень доктора философии в Берлинском университете. Он привез с собой статью, которая сперва была опубликована в Германии, а потом и в России и в которой он утверждал, что исключительно абстрактная равновесная система Леона Вальраса может быть упрощена и наполнена конкретными цифрами, полученными на основании изучения технологических процессов, реализуемых в разных отраслях промышленности.

В анализе затраты-выпуск экономика подразделяется на отрасли или сектора, и перемещения товаров и услуг между отраслями или секторами для отражения взаимных связей между ними систематически фиксируются в виде таблиц. Эти взаимосвязи называются векторами затраты-выпуск, ибо они показывают, какие затраты на производство необходимы в одной отрасли, чтобы другая отрасль могла произвести свою продукцию, которая в свою очередь становится вводимым ресурсом для иных отраслей. Первоначально предложение Леонтьева содержало некоторые практические примеры, но в то время ученому не хватало данных для создания реальной таблицы затраты-выпуск даже для какой-либо одной отрасли промышленности. Из Берлина Леонтьев отправился в Киль в Институт мировой экономики, а затем - в качестве экономического советника китайского правительства - в Нанкин. В 1931 г. он приехал в Америку в качестве научного сотрудника Национального Бюро Экономических исследований, а спустя год переехал в Гарвард.

В 1936 г. Леонтьев сообщил о своем намерении создать реальную таблицу затраты-выпуск для американской экономики, однако прошло еще пять лет, прежде чем вышла его работа "Структура Американской экономики, 1919-1939" (The Structure of the American Economy, 1919-1939 Oxford University Press, 1941; 2nd edn, 1951; International Arts and Sciences Press, 1976). В те годы все утомительные расчеты, необходимые для создания таблицы затраты- выпуск, выполнялись вручную с помощью настольных калькуляторов, и правительства разных стран мира смогли реально воспользоваться таким инструментом, как анализ затраты-выпуск, только после появления в 1950 г. электронных вычислительных машин.

За "Структурой американской экономики" последовали "Исследования структуры американской экономики" (Studies in the Structure of the American Economy Oxford University Press, 1953; International Arts and Sciences Press, 1976), "Экономическая теория затраты-выпуск" (Input- Output Economics, Oxford University Press, 1966; 2nd edn, 1986), "Будущее мировой экономики" (The Future of the World Economy, Oxford University Press, 1977) и ставший классическим двухтомник леонтьевских работ "Очерки по экономике" (Essays in Economics, Oxford University Press, 1966, 1977; Basil Blackwell, 1977). Анализ затрат, или как его еще иногда называют "межотраслевой баланс", использовался в самых разных целях: в 1945 г. для расчета стоимости ресурсов, необходимых для конверсии военной промышленности; для расчета товарооборота между регионами страны; для анализа вредных отходов разных отраслей промышленности, загрязняющих окружающую среду, и для определения относительной фактороинтенсивности экспорта и импорта [см. The Future of the World Economy, (Oxford University Press, 1977) в соавторстве с A. P. Carter и P. Petry, а также Military Spending: Facts and Figures: Worldwide Implications and Future Outlook (Oxford University Press, 1983), в соавторстве с F. Duchin].

В одной из своих самых знаменитых статей, "Внутреннее производство и внешняя торговля: новый взгляд на капиталовооруженность Америки" ("Domestic Production and Foreign Trade: the American Capital Position Re-examined",Economia Internationale, февраль 1954), Леонтьев обнаружил, что американский экспорт носит трудоемкий характер, а импорт - капиталоемкий, что противоречит теореме Хекшера-Олина современной теории международной торговли, в соответствии с которой, в экспорте таких стран, как Соединенные Штаты, которые значительно лучше обеспечены капиталом, чем трудом, должны преобладать товары с высокой капиталоемкостью, а в импорте - товары с низкой. Это открытие, названное "парадоксом Леонтьева", положило начало большому числу плодотворных теоретических и практических работ, авторы которых пытались объяснить его. На самом деле, подобные результаты применения анализа затраты-выпуск доказали, что они даже более важны, нежели созданные Леонтьевым и его коллегами реальные таблицы: целый раздел продвинутой экономической теории, известный как "теория линейного производства", обязан своим возникновением анализу затраты-выпуск. Поскольку анализ затраты-выпуск преимущественно имеет дело с большим набором линейных уравнений, он естественным образом обращается к матричной алгебре, и широкое использование последней в современной экономике есть еще одно проявление большого влияния работ Леонтьева.

Анализ затрат нередко сталкивался с неприятием, особенно в Америке. Он представляет собой некую "безценовую экономику" в том смысле, что имеет дело исключительно с физическими количествами, и некоторые ученые даже высказывали опасение, смысл которого заключался в том, что анализ затраты-выпуск якобы дает нечто вроде кальки для централизованного планирования экономики. Более того, было доказано, что в таблицах "затраты-выпуск" трудно учесть общую тенденцию замещения более дешевых ресурсов более дорогими в ответ на изменение их цен, не говоря уж о динамике изменения технологии в данной отрасли. Однако Леонтьев много работал над тем, чтобы придать анализу затрат необходимую динамичность и расширить сферу его практического применения за счет учета изменения цен, наличия избыточных производственных мощностей и технического прогресса. В последние годы он проявлял все больший интерес к использованию анализа затраты-выпуск для разработки и оценки планов развития стран третьего мира.

Основная мысль, красной нитью проходящая через все работы Леонтьева, заключается в том, что экономисты должны "пачкать руки", работая непосредственно с "сырыми данными". И в преклонном возрасте он сохраняет убежденность в том, что современная экономическая теория безнадежно непрактична и антиэмпирична, поскольку считает более престижным создание гипотетических математических моделей, а не кропотливый труд, связанный с систематизацией статистических данных и их использованием для анализа проблем реального мира. Накопившиеся у него в течение долгой жизни претензии к стерильности современной экономической науки Леонтьев выразил в своем президентском послании Американской Экономической Ассоциации "Теоретические предпосылки и ненаблюдаемые факты" ("Theoretical Assumptions and Nonobserved Facts", American Economic Review, июнь 1971 г.).

Вопрос 4

Труд МАКСА ВЕБЕРА (Эмиль Максимилиан Вебер 1864-1920) «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905)

Возникновение капиталистической системы в этой работе связывается немецким учёным с Реформацией, с появлением протестантских течений в христианстве, с их особым отношением к трудовой и предпринимательской деятельности; протестантский религиозно-этический комплекс, по мнению немецкого экономиста, обеспечивает формирование трудолюбия, бережливости, честности, расчётливости. Макс Вебер отмечает «несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей».

Книга включает 2 части (5 глав):

Постановка проблемы (Предварительные замечания и 3 главы);

Профессиональная этика аскетического протестантизма (2 главы).

Наши рекомендации