Цена равновесия спроса и предложения

Предложение– это количество товаров, предлагаемых производителем для продажи на рынке.Чем выше цена, тем большее количество продукции производи­тели захотят поставить на рынок и наоборот.

Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называетсязаконом предложения. Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой предложения S, где S (supply)- предложение, Р (price) - цена, Q (quantity)- количество (рис.).

В отличие от кривой спроса кривая предложения поднимается вправо вверх. Графически изменение объема предложениявыражается в дви­жении «по кривой предложения» SS. «Объем предложения» меняется тогда, когда изменяется только цена товара.

Нужно различать движение по кривой предложения и движение самой кривой.

Кривая предложения сдвинется вправо от SS к S1S1, если при тех же затратах на рынке предлагается больше продукции. Уменьше­ние же предложения товара сместит кривую предложения влево от SS к S2S2

Движение кривой предложения происходит тогда, когда изме­няется само предложение под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении предложения».

Таким образом: 1)движение «по кривой предложения» и изменение «объема пред­ложения» происходит под влиянием цены товара; 2) движение «самой кривой предложения» и «изменение предло­жения» происходит под воздействием неценовых факторов.

К неценовым факторам относятся: цены, технология, налоги и дотации, цены на другие товары.

Цены на ресурсы.Их снижение уменьшит издержки произ­водства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложе­ния вправо. Повышение цен на ресурсы окажет обратное воздейст­вие.

Технология.Ее совершенствование снижает цены на ресурсы и оказывает влияние, рассмотренное в предыдущем пункте.

Налоги и дотации.Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Кривая перемещается влево.

Цены на другие товары.Они могут сместить кривую предложе­ния в ту или иную сторону. Так, фирма может сократить производство баскетбольных мячей, если повышается цена на футбольные.

Степень изменения объема предложения в зависимости от уве­личения цены характеризует эластичность предложения. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения (Кэп).

Кэп = Относительное изменение Q (в %)

-----------------------------------------------

Относительное изменение P (в %)

Предложение неэластично,если изменение цены не вызывает изменения предложения. Предложение считается абсолютно эластичным,когда малейшее уменьшение цены товара (Р) вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения.

По возможности фирмы отреагировать на конъюнктуру рынка выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.

В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что в краткосрочном периоде предложе­ние абсолютно неэластично.

В среднесрочный периодфирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положитель­ной, больше нуля.

В долгосрочный периодфирма может перестроить производство путем замены старого оборудования новым. Эластичность предло­жения в этот период становится максимальной.

Познакомившись с особенностями спроса и предложения, мы убедились, что спрос растет, когда цена товара понижается, а пред­ложение увеличивается с ростом цены.

Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков кривых (рис.). Кривые спроса и пред­ложения пересекаются в точке Л, которую называют точкой равно­весия,а цену, при которой возникает рыночное равновесие, - равно­весной ценой.

Равновесная цена –это цена, при которой совпадают желаемые покупки и желаемые продажи, и отсутствует тенденция изменения цен и количества товара. Если цена будет выше равновесной, то произойдет превышение предложения над спросом и, как результат, - затоваривание. Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время. Под влиянием конкуренции в условиях свобод­ных цен она устанавливается на уровне равновесной.

Конкурентные равновесные цены устанавливаются не только на готовую продукцию, но и на исходные факторы производства(труд, земля, капитал). Ценообразование каждого из них имеет присущие именно ему особенности. Поэтому цены на них раскрываются с помощью специфических понятий: для природных ресурсов - аренд­ная плата (земельная рента); для трудовых ресурсов (рабочей силы) - заработная плата;для капитала цена приобретает форму годовой процентной ставки, выплачиваемой его владельцу.

Равновесная цена может изменяться под влиянием многих фак­торов, наиболее существенными из которых являются налогообложе­ние и контроль над ценами,осуществляемые государством.

Последствия налогообложенияотрицательно сказываются и на потребителях и на производителях, т.к. повышение налога приводит к росту цены, значит, - к сокращению потребительского спроса, и, как следствие этого, - к сокращению производства. При этом точка рыночного равновесия перемещается на более высокий уровень.

Государственное вмешательство в рыночное ценообразованиетоже нарушает равновесие спроса и предложения. Оно чаще всего сводит­ся к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночно­го равновесия на социально значимые товары. Результатом, как правило, становится товарный дефицит, кото­рый отрицательно скажется на всем обществе из-за недопотребле­ния. Принудительное установление цены на уровне ниже рыночной даст новую точку рыночного равновесия, расположенную на более низком уровне (рис. ).

цена равновесия спроса и предложения - student2.ru

Рис. Принудительное «понижательное» ценообразование

Е - точка рыночного равновесия до принудительного снижения цены;

Е1 - точка нового рыночного равновесия;

Е1-Е2 - товарный дефицит после снижения цены.

Наши рекомендации