Экономическая безопасность предприятий. История вопроса
Власов М. П.
Конспект лекций по дисциплине Экономическая безопасность предприятия
ТЕМА № 1
Понятия и определения экономической безопасности предприятия
Содержание
Стр.
1. Экономическая безопасность предприятий. История вопроса …….…. 2
2. Экономическая безопасность предприятий.
Определения и терминология ………………………………………………. 5
3. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности
предприятий ………………………………………………………………... 31
Литература ………………………………………………………………… 37
Санкт-Петербург 2016
Экономическая безопасность предприятий. История вопроса
Техногенные катастрофы и аварии, природные катаклизмы, экономические кризисы и финансовые крахи стали постоянными спутниками жизни общества в ХХ веке. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На заре человеческой цивилизации эти опасности были связаны с причинами природного характера: в первую очередь, это недостаточный уровень питания и существенная зависимость от климатических факторов. В процессе развития человечество существенно изменило окружающий мир, создало новую техногенную среду обитания — техносферу. События последних десятилетий ХХ века показали, что развитие цивилизации по агрессивной парадигме общества потребления способно не только улучшать качество жизни и повышать благосостояние людей, но и таит в себе немало опасностей[1], [2]. Парадокс модернизации техносферы заключается в ее «риск-симметрии» [3]. Иными словами, каждое техническое нововведение влечет за собой появление новых опасностей для его пользователей, в особенности если нововведение реализуется в области высоких технологий. На первый план выходит проблема безопасного существования и развития цивилизации на основе новой парадигмы XXI века — Парадигмы общества опережающего образования, общества социо-эколого-экономического устойчивого, сбалансированного и безопасного развития.
Впервые в России на законодательном уровне тематика экономической безопасности была обозначена в 1992 г.[4] Закон РФ «О безопасности» установил понятия безопасности, объектов и субъектов безопасности, угрозы безопасности и обеспечения безопасности. При этом в Законе речь идет о безопасности как общей категории, без обозначения конкретных областей или видов безопасности. Таким образом, принятие этого Закона можно трактовать как признание факта наличия проблемы в области безопасности и создание определенной законодательной основы для ее решения. Хочется также отметить, что в Законе в качестве объектов безопасности выступают личность, общество с его материальными и духовными ценностями и государство. В то же время в качестве субъектов обеспечения безопасности выступают государство, а также граждане, общественные и иные организации и объединения. По всей видимости, законодатель посчитал, что упомянутые в Законе «общественные и иные организации и объединения» не могут быть выделены как объекты безопасности, а вот как субъекты обеспечения безопасности должны принять посильное участие. Таким образом, в Законе не были выделены категории «организация» или «предприятие», а также «экономическая безопасность».
Были сформированы Комитет по защите экономических интересов России при Президенте РФ и Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ, однако, как отмечено Н.В. Матвеевым[5], результаты их работы были незначительными.
В 1996 г. принята Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения)[6]. Этой же тематике уделили внимание Совет Федерации и Правительство РФ[7]. В одном из принятых документов уже появляется понятие «предприятие», но только лишь как объект скупки иностранными фирмами. Также, хотя и довольно неожиданно, упоминается собственник с его правами и ответственностью.
Экономика, как система отношений, включает определенные объекты - предприятия. Как будет показано ниже, довольно часто производственные конфликты и проблемы формируются именно на уровне конкретных предприятий. Однако, в ряде случаев уровень, экономической безопасности предприятий как таковой не рассматривается. В целом же в нормативных документах и литературе происходит оперирование понятиями такого уровня, как национальная экономика, национальная безопасность, безопасность региона, и экономической безопасности предприятий места в этих документах не нашлось.
Определение взаимодействия, соотношения, влияния факторов безопасности на уровнях макро-, мезо- и микроэкономики - довольно сложная задача. Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что имеет место попытка регламентировать или описать поведение целой системы объектов без регламентирования или описания поведения каждого из них. С другой стороны, понятно, что возможность описания поведения системы объектов без описания поведения каждого из них существует не всегда. Для этого, вероятно, должен быть выполнен ряд условий и сделаны определенные допущения. Представляется разумным предположение о том, что если рассматриваем безопасность некоторой системы, входящей в какую-либо более крупную, сложную систему и состоящей, в свою очередь, из ряда подсистем со сложным взаимодействием, то для нас может представлять значительный интерес безопасность систем как минимум на уровень выше и ниже рассматриваемой системы.
Однако стоит отметить, что в законодательстве уровень экономической безопасности предприятия фактически «пропущен». Наиболее возможные причины этого:
v масштаб событий на уровне предприятия несуществен для уровня страны, региона или отрасли;
v процесс законотворчества идет по направлению «от общего к частному», и до уровня предприятия законодатели еще не дошли;
v предприятия - чрезвычайно разнородные объекты, как по организационно-правовой форме, форме собственности, отрасли или отраслям экономики, масштабам деятельности, степени конкуренции в отрасли (регионе), экономическим показателям, поэтому единое описание для них создать довольно тяжело или практически невозможно.
Собственниками большинства предприятий являются юридические лица либо граждане, как нашего государства, так и иностранные. Рабочие места для граждан нашего государства создаются на предприятиях, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность и принимают на свой страх и риск различные решения. Именно предприятия платят налоги в бюджеты всех уровней. Поэтому состояние каждого конкретного предприятия входит в сферу интересов общества, государства и граждан, ставших собственниками во время приватизации и озабоченных сохранением своих прав.
Логично предположить, что решение проблемы экономической безопасности, включая и законодательное обеспечение деятельности по обеспечению экономической безопасности, следует вести не только на уровне государства, региона, отрасли, а и на уровне предприятия. Защита интересов предприятий национальной экономики является существенным элементом как внутренней, так и внешней политики большинства правительств развитых стран мира.