Понятие налога и сбора.Социально-экономическая сущность налогов
Налоги на территории РФ устанавливаются на основании налогового кодекса(НК) РФ,законов регионов и НПА(нормативно-правов.актов)органов местного самоуправления. НК состоит из 2-х частей:
1. общая часть (теоретическая), в ней отражены виды налогов и сборов, кот. устанавливаются на территории РФ; определены такие понятия как налогоплат-ки, элементы налога; установлены права и обязанности налогплат-ков; права и обязанности налоговых органов; предусмотрена налоговая ответственность за совершение налоговых правонарушений.
2. введена в действие с 2001г. и в ней каждая глава посвящена конкретному налогу, т.е. расписаны все элементы налога и особенности исчисления.
Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж взимаемый с орг-ий и физич. лиц в форме отчуждения, принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деят-ти гос-ва и муниципальных образований.
Сущность налогасостоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.
Сбор – это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с орг-ий и физич. лиц, уплата кот. явл-ся одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора гос. органами юрид. значимых действий (выдача гос. документов).
Сущность сбора.Уплата сборов подразумевает индивидуально-возмездные отношения плательщика с государством. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства совершения в свою пользу юридически значимых действий, обжаловать отказ от их совершения, в том числе и в судебном порядке.
При уплате сборов большое значение имеет свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.
.2. Виды налогов и основания для их классификации.
Все существующие налоги и сборы можно классифицировать:
1. по способу взимания: прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплат-ка. Косвенные налоги взимаются с граждан через цены на товары, работы и услуги.
2. по органу, кот. устанавливает и конкретизирует налоги: федеральные, региональные, местные. Федеральные устанавливаются только НК РФ:
1) НДС | косвенные налоги |
2) Акцизы | |
3) Налог на прибыль орг-ий | доходные налоги |
4) Налог на доходы физ. лиц (НДФЛ) | |
5) Налог на добычу полезных ископаемых(НДПИ) | ресурсные налоги |
6) Водный налог | |
7) Гос. пошлина | сборы |
8) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
Региональные устанавливаются на основании НК РФ и законов субъектов РФ. При введении налога закон региона или субъекта имеет право устанавливать:1)конкретную ставку по налогу в регионе (в пределах ставок установленных НК РФ).2)порядок и сроки уплаты 3)дополнит.налог.льготыК региональным налогам относятся:1.налог на имущество орг-ии,2.транспортный налог.3.налог на игорный бизнес
Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления (в Курске явл-ся Курское городское собрание, кот. принимает решение о введении на территорию Курска местных налогов). При введении местного налога мест.самоупр-е имеет право устанавливать:1)ставка налога в пределах НК,2)порядок и сроки уплаты,3)доп.налог.льготы.
К местным налогам относятся:1. земельный налог;2.налог на имущество физич. лиц (регулируется не НК РФ, а ФЗ «О налогах на имущество физич. лиц).
Кроме федеральных, региональных и местных налогов на территории РФ установлены еще и специальные налоговые режимы.Специальные налоговые режимы освобождают налогоплат-ков от большинства федеральных, региональных и местных налогов и в замен они уплачивают единый налог. Методика расчета единого налога намного проще, орг-ии нет необходимости вести бух. отчетность.4 специальных налоговых режима:
1.)система налогообложения для с/х-ых товаропроизводителей ( единый с/х налог) 2)упрощенная система налогообложения (УСНО).3)система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деят-ти (ЕНВД) 4)система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
3 уровень классификации.По уровню бюджета в кот.они поступают делятся на закрепленные и разноуровневые(или регулирующие).
Закрепленные налоги в полном объеме поступают в конкретный уровень бюджета(НДС в фед.бюд.100%).Разноуровневые одновременно в определенной пропорции поступают в несколько уровней бюджета(ндфл 70%-регион.бюдж.,а 30%-местный).
Функции налогов.
1. фискальная (в переводе «казна») или бюджетная функция – налоги призваны формировать ресурсы гос-ва, кот. необходимы для осущ-ия собственных функций.
2. контрольная фун-ия – посредством ее гос-во осущ-ет контроль за финансово-хозяйственной деят-тью орг-ии и граждан.
3. регулирующая фун-ия – с помощью налогов гос-во может стимулировать или сдерживать развитие отдельных отраслей в экономике