Бюджет и бюджетное устройство 4 страница
Российская газета. — 1997. — 10 сент. — С. 3.
ном порядке на счетах Центрального банка РФ, а при их отсутствии — в коммерческих банках, привлекаемых для обслуживании этих счетов на конкурсной основе.
В целях рационального управления кассовыми средствами федерального бюджета, создания необходимых предпосылок для внедрения принципа единого счета федерального казначейства Министерства финансов РФ указанным постановлением предлагается Минфину РФ и Государственной налоговой службе РФ к началу 1998 г. завершить передачу счетов по учету доходов федерального бюджета в управление территориальных органов федерального казначейства Минфина РФ. К этому же времени будут разработаны и утверждены правила взаимодействия органов федерального казначейства и налоговых органов в вопросах исполнения федерального бюджета по доходам.
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.
Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
• запланированы органами власти и управления и имеют
строгую целевую направленность;
• денежные средства фондов используются для финансиро
вания государственных расходов, не включенных в бюджет;
• формируются в основном за счет обязательных отчисле
ний юридических и физических лиц;
• страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возника
ющие при их уплате, имеют налоговую природу, как и налоги,
тарифы взносов устанавливаются государством и являются
обязательными;
• на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взы
сканием взносов в фонды, распространено большинство норм
и положений Закона Российской Федерации «Об основах налого
вой системы Российской Федерации»;
• денежные ресурсы фондов находятся в государственной
собственности, они не входят в состав бюджетов, а также
других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели,
прямо не предусмотренные законом;
• расходование средств из фондов осуществляется по рас
поряжению Правительства или специально уполномоченного
на то органа (Правление фонда);
• из внебюджетных фондов могут предоставляться субвен
ции для привлечения дополнительных средств на финансирова
ние инвестиционных проектов и программ (Закон Российской
Федерации от 15 июля 1992 г. № 3303—1).
Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Согласно Закону Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 15 апреля 1993 г. № 4807—1 представительный орган власти вправе принимать решение об образовании целевого внебюджетного фонда, средства которого формируются за счет добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели; сумм штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб; сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущерб платежей; иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.
Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению — на экономические и социальные. Общее число федеральных внебюджетных фондов в 1.995 г. составило 40, из них основные социальные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, фонды финансового регулирования, инвестиционные фонды и др.
Рассмотрим основные социальные и экономические внебюджетные фонды.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122—1.
ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
В основные задачи Пенсионного фонда входят:
• целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также
финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
• организация работы по взысканию с работодателей
и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работни
ков и других граждан, сумм государственных пенсий по ин
валидности вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца;
• капитализация средств ПФР, а также привлечение в него
добровольных взносов (в том числе валютных ценностей)
физических и юридических лиц;
• контроль с участием налоговых органов за своевремен
ным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также
за правильным и рациональным расходованием его средств;
• межгосударственное и международное сотрудничество
рФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие
в разработке и реализации в установленном порядке меж
государственных и международных договоров и соглашений
по вопросам пенсий и пособий.
Средства ПФР формируются за счет:
• страховых взносов работодателей;
• страховых взносов граждан, занимающихся индиви
дуальной трудовой дятельностью, в том числе фермеров и ад
вокатов;
• страховых взносов иных категорий работающих граждан;
• ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату
государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравнен
ным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям
социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора
лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на
предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций
гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на
затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий;
• средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом
занятости населения РФ в связи с назначением досрочных
пенсий безработным;
• средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в ре
зультате предъявления регрессивных требований;
• добровольных взносов (в том числе валютных ценно
стей) физических и юридических лиц, а также доходов от
капитализации средств ПФР и других поступлений.
Бюджет Пенсионного фонда образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:
• работодатели — предприятия, учреждения, организации,
включая колхозы и совхозы;
• крестьянские (фермерские) хозяйства;
• родовые, семейные общины малочисленных народов Севе
ра, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
• физические лица, зарегистрированные в государственных
органах в качестве предпринимателей без образования юриди
ческого лица;
• физические лица, использующие труд наемных работни
ков в личном хозяйстве (домашние работницы, личные сек
ретари, водители личного легкового автотранспорта и т.п.);
• частные детективы и частные охранники, выполняющие
свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;
• нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФР в районах и городах.
Тариф взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФР, определяется ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда.
В 1998 г. тариф страховых взносов составляет для:
• работодателей — предприятий, учреждений, организа
ций — 28% начисленной оплаты труда (вознаграждения за
выполненную работу, в том числе за выполнение работ по
договорам подряда и поручения);
• работодателей — колхозов, совхозов и предприятий, за
нятых в производстве сельскохозяйственной продукции, —
20,6% начисленной оплаты труда по всем основаниям, в том
числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения.
К этой категории плательщиков отнесены с 1 января 1993 г.
садоводческие и садово-огороднические товарищества;
• индивидуальных предпринимателей, в том числе для
частных детективов, занимающихся частной практикой нота
риусов, частных аудиторов — 28%; для крестьянских (фер
мерских) хозяйств, родовых семейных общин коренных наро
дов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяй
ствования, — 20,6% дохода от их деятельности;
• адвокатов — 28% выплат, начисленных в пользу ад
воката;
• работающих граждан — 1 % их заработка;
• граждан, использующих труд наемных работников в лич
ном хозяйстве, — 28% начисленной оплаты труда по всем
основаниям.
Страховые взносы в ПФР не платят:
• общественные организации пенсионеров и инвалидов
и находящиеся в их собственности предприятия, объединения,
учреждения (создаваемые для осуществления их уставных це
лей), уставной фонд которых состоит полностью из вкладов
общественных организаций инвалидов и пенсионеров и числен
ность работающих пенсионеров составляет не менее 50% об
щей численности работающих;
• воинские формирования Российской Федерации по де
нежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и нача
льствующего состава органов внутренних дел и федеральных
органов налоговой полиции.
Учитывая, что в состав заработка при исчислении пенсий включаются все виды вознаграждений за работу (службу), страховые взносы в ПФР начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источников их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.
Страховые взносы в ПФР не начисляются на выплаты единовременного характера. Так, законодательством к выплатам единовременного характера отнесены в основном компенсационные выплаты: компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие, сохраненный на определенное время средний заработок после увольнения по сокращению штатов, денежные пособия в виде материальной помощи, командировочные (и их заменяющие) выплаты, дотации на обеды и др.
Не начисляются страховые взносы в ПФР также на следующие выплаты: оплата отпусков молодым специалистам по окончании учебного заведения; стипендии, выплачиваемые учебными заведениями; компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; выходные пособия по увольнению; материальная помощь; студенческие стипендии, выплачиваемые предприятиями; беспроцентные ссуды на улучшение условий и обзаведение домашним хозяйством; пенсии; пособия по социальной защите; стоимость путевок на санаторно-курортное лечение; оплата проезда к месту отдыха и обратно.
Законом Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. отменены начисления страховых взносов на фонд оплаты труда иностранных фирм и физических лиц, привлекаемых на период реализации
целевых социально-экономических программ проектов строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.
Уплата страховых взносов в ПФР перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно — в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц.
Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов (гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, — по безналичному расчету либо наличными деньгами) на счет ПФР по месту регистрации в качестве плательщика взносов.
Работодатели ежемесячно уплачивают взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц (для плательщиков, производящих выплату заработной платы за календарный месяц в конце этого же месяца, — текущий), но не позднее 15-го числа следующего месяца. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, уплачивают взносы ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы.
Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализуемой продукции, выполнения работ и оказания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые и семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода.
При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФР с начислением пеней.
Пеня начисляется с сумм недоимки за каждый день просрочки в следующих размерах по взносам:
• работодателей, включая обязательные взносы с работни
ков, — 1%,
• граждан, применяющих труд наемных работников в лич
ном хозяйстве, и иных плательщиков — 0,5%.
Недоимки, пени, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскиваются отделениями ПФР с работодателей в бесспорном порядке, определенном для налоговых органов по взысканию не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, а с иных плательщиков взносов — в судебном порядке.
За несвоевременное зачисление или перечисление взносов на счета ПФР по вине банков пеня за каждый день просрочки в размере 1% сумм этих взносов взыскивается отделениями ПФР с банков.
Бесспорное взыскание недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций производится отделением ПФР путем списания на счет ПФР средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на основании инкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФР.
Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет три года. Бесспорный порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в течение шести лет с даты образования указанной недоимки.
Пенсионный фонд используется на выплату: пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим; пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФР могут быть вложены в ценные бумаги.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за пра-
вильным и эффективным расходованием средств социального страхования.- Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.
Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.
Средства фонда образуются за счет:
• страховых взносов работодателей (администраций пред
приятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих
субъектов независимо от форм собственности);
• страховых взносов граждан, занимающихся индивиду
альной трудовой деятельностью, а также осуществляющих
трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на
обеспечение по государственному социальному страхованию;
• доходов от инвестирования части временно свободных
средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги
и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных
бюджетом на соответствующий период;
• добровольных взносов физических и юридических лиц;
• ассигнований из республиканского бюджета РФ;
• прочих доходов.
Норматив отчислений юридических лиц в ФСС с 1 июня 1994 г. установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Страховые взносы не начисляются на:
• средства избирательных фондов кандидатов в депутаты
федеральных органов государственной власти, представитель
ных и исполнительных органов государственной власти субъ
ектов РФ и органов местного самоуправления, полученные
и израсходованные на проведение избирательных кампаний;
• доходы, полученные от избирательных комиссий;
• фонд оплаты труда иностранных физических лиц, при
влекаемых на период реализации целевых социально-экономи
ческих программ жилищного строительства, создания, стро
ительства и содержания центров профессиональной перепод
готовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы
и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов
и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых меж
дународными организациями и правительствами иностранных
государств, иностранными физическими и юридическими ли
цами в соответствии с межправительственными и межгосудар
ственными соглашениями;
4- 49
• выплаты по договорам гражданского-правового харак
тера (подряда и др.).
От уплаты взносов в ФСС освобождены:
• Министерство обороны РФ, Министерство внутренних
дел РФ, Федеральная служба контрразведки РФ, Федеральная
пограничная служба, Федеральное агентство правительствен
ной связи и информации, Служба военной разведки РФ, Глав
ное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента
РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой
полиции;
• общественные организации инвалидов и находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных " целей.
Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства Российской Федерации и уплачиваются:
• бюджетными учреждениями — один раз в месяц в срок,
установленный для выплаты заработной платы за вторую
половину месяца;
• всеми предприятиями и внебюджетными организация
ми — два раза в месяц в сроки, установленные для получения
заработной платы как за первую, так и за вторую половину
месяца;
• лицами, нанимающими отдельных граждан по догово
рам, — ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем
выплаты заработной платы;
• крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и родовыми
(семейными) общинами малочисленных народов Севера с 1 ян
варя 1995 г. — один раз в год не позднее 1 апреля следующего
года.
Законодательство РФ предусматривает применение к работодателям и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере. Средства фонда направляются на:
• выплату пособий по временной нетрудоспособности, бе
ременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за
ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погре
бение;
• санаторно-курортное лечение и оздоровление работни
ков и членов их семей, а также на другие цели государствен
ного социального страхования, предусмотренные законода
тельством (частичное содержание санаториев-профилактори-
ев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание; частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплаты проезда к месту лечения, отдыха и др.);
• создание резерва для обеспечения финансовой устойчи
вости фонда на всех уровнях;
• обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата
управления фонда;
• проведение научно-исследовательских работ по вопро
сам социального страхования и охраны труда;
• осуществление иных мероприятий в соответствии с зада
чами фонда.
Средства фонда используются только на целевое финансирование перечисленных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20%), являются базой развития ФСС.
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗ)образован в соответствии с Законом РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Порядок образования фонда занятости и расходования его средств определяется Положением о государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июля 1993 г. № 5132—1.
Средства фонда являются федеральной государственной собственностью страны и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов федеральной государственной службы занятости населения (кроме районных в городах).
ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части Фонда занятости, фондов занятости, формируемых в республиках РФ, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах и районах.
Фонды занятости в городах и районах образуются за счет:
• обязательных страховых взносов работодателей (пред
приятий, организаций, учреждений и иных хозяйственных
субъектов);
• обязательных страховых взносов с заработка работа
ющих граждан;
4* 51
• ассигнований из городских и районных бюджетов;
• доходов от размещения средств фондов занятости на
депозитных счетах в учреждениях ЦБ России, от приобретения
краткосрочных государственных ценных бумаг, от учреди
тельской (соучредительской) деятельности организаций
и учреждений, непосредственно способствующих деятельности
службы занятости;
• доходов от кредитных вложений: непосредственных то
варопроизводителей на договорных началах под гарантии со
хранения и создания дополнительных или новых рабочих мест;
предприятий и организаций, осуществляющих по договору
профессиональную подготовку и переподготовку безработных
граждан с последующим их обязательным трудоустройством;
в виде процентов по ссудам, предоставленным безработным
гражданам для осуществления предпринимательской деятель
ности;
• дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящих фондов
занятости;
• добровольных взносов предприятий, организаций,
учреждений, общественных организаций и граждан;
• прочих поступлений (внереализационные доходы,
штрафы, пени и иные санкции).
Фонды занятости в республиках в составе РФ, автономной области и автономных округах, краях, областях создаются на основе:
• отчислений из фондов занятости, формируемых в горо
дах и районах, в части обязательных страховых взносов рабо
тодателей и работающих граждан;
• ассигнований из соответствующих бюджетов;
• доходов от размещения средств фондов занятости на
депозитных счетах в учреждениях ЦБ РФ, приобретения крат
косрочных государственных ценных бумаг, от учредительской
деятельности;
• дотаций, субсидий, субвенций из федеральной части
Фонда занятости;
• добровольных взносов предприятий, организаций,
учреждений, общественных организаций и граждан;
• прочих поступлений.
Федеральная часть Государственного фонда занятости формируется за счет:
• отчислений из фондов занятости, формируемых в ре
спубликах, автономной области, автономных округах, краях,
областях, городах Москва и Санкт-Петербург, в части обя
зательных страховых взносов работодателей и работающих
граждан;
• ассигнований из республиканского бюджета РФ;
• доходов от размещения средств на депозитных счетах, от
приобретения краткосрочных государственных ценных бумаг,
от учредительской деятельности;
• добровольных взносов предприятий, учреждений, орга
низаций и граждан;
• прочих поступлений.
Тариф взносов в государственный фонд занятости для работодателей — предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйственных субъектов установлен в размере 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Тариф взносов с заработка работающих не установлен (работающими гражданами не уплачивается).
Размер ассигнований из бюджетов всех уровней в соответствующие части Фонда занятости определяется представительными органами власти при утверждении бюджетов на планируемый период.
От уплаты страховых взносов в ГФЗ освобождены: общественные организации инвалидов и религиозные объединения, предприятия, объединения, учреждения, находящиеся в собственности указанных организаций и созданных для осуществления их уставных целей.
Страховые взносы не начисляются также на доходы: избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, членов избирательных комиссий не на постоянной основе, избирательных объединений; иностранных физических лиц.
Действующим законодательством не предусмотрена обязательная регистрация плательщиков страховых взносов в территориальных органах ГФЗ. Такая регистрация может производиться только в добровольном порядке. В соответствии с этим не предусмотрено право любых учреждений и организаций требовать справок о регистрации в ГФЗ для осуществления каких-либо действий, в частности банков — для открытия расчетных счетов.
Сроки оплаты страховых взносов в ГФЗ для работодателей законодательством не установлены. Поскольку срок уплаты взносов в ГФЗ должен быть установлен законодательным актом, неуплата своевременно начисленных взносов не является основанием для применения штрафных санкций. Такие санкции могут применяться в случае сокрытия или неучтения объекта налогообложения (начисленная оплата труда).
Средства ГФЗ направляются на:
• мероприятия по профориентации, профессиональной
подготовке и переподготовке безработных граждан, включая
содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий
обучающимся по направлению службы занятости;