Глава 35. государственная фискальная политика и экономическое развитие
Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.
Особое внимание при изучении главы обратите на содержание видеолекции «Фискальная политика государства». После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на проблемные вопросы, приведенные ниже.
Проблемные вопросы
1. Государственная фискальная политика: что это такое? Может ли быть «нейтральная фискальная политика». Почему? Рассмотрите этот вопрос критически.
2. На что направлена сдерживающая фискальная политика и когда она имеет место в экономическом развитии?
3. По какому критерию различают дискреционную и недискреционную, или автоматическую, фискальную политику?
4. Политика сознательного манипулирования правительственными расходами и налогами относится к дискреционной или недискреционной фискальной политике?
5. Что такое «встроенные стабилизаторы»? Что делают стабилизаторы? Как они действуют?
6. За что выступают «либеральные» экономисты? А «консервативные»? Кто ближе вам по духу?
7. Неоклассический синтез: что это такое?
8. Что раскрывает данное выражение: М (рост) → i (падение) → I (рост) → Y (рост), или ЧНП (рост)?
9. Что является наиболее предпочтительным в экономической политике ¾ правительственные расходы или налоги?
10. Сформулируйте и дайте оценку «неоклассическому синтезу». Каковы взгляды кейнсианцев и монетаристов? В чем их принципиальное различие?
11. Каким образом кредитно-денежная политика влияет на уровень дохода?
12. В чем специфика влияния фискальной политики на уровень дохода? Какова роль фискальной политики в смешанной экономике?
13. Когда возникает эффект чистого экспорта? Влияют ли на российский экспорт меры экономической политики, принимаемые за рубежом?
14. В какой фазе экономического цикла находится сейчас Россия? Какая политика правительственных расходов и налогообложения была бы сегодня для нее подходящей?
35.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕЕ ВИДЫ
Государственная фискальная политика ¾ это политика манипулирования расходной частью бюджета и налогообложением с целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией.
По характеру воздействия на экономику различают стимулирующую и сдерживающую государственную фискальную политику.
Стимулирующая фискальная политика ¾ политика, направленная на:
1) увеличение государственных расходов или 2) снижение налогов, или сочетание 1) и 2) пунктов. Стимулирующая фискальная политика имеет место в период экономического кризиса. Это хорошо доказал Кейнс и его сторонники.
Сдерживающая фискальная политика ¾ политика, направленная на:
1) уменьшение правительственных расходов или 2) увеличение налогов, или сочетание 1) и 2) пунктов. Сдерживающая фискальная политика имеет место в период экономического подъема и галопирующей инфляции.
По степени участия правительства в решении макроэкономических проблем различают дискреционную и недискреционную, или автоматическую, фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика¾ политика сознательного манипулирования правительственными расходами и налогами.
Нужна ли дискреционная фискальная политика в рыночной экономике? Ответы на этот вопрос даются разные. «За» дискреционную фискальную политику выступают «либеральные» экономисты. Их позиция: расширение государственного сектора с целью устранения недостатков рыночной системы. И наоборот, «консервативные» экономисты, считающие государственный сектор неэффективным, выступают «против» дискреционной фискальной политики, т. е. за сокращение государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.
Недискреционная фискальная политика¾ политика «автоматического» манипулирования правительственными расходами и налогами за счет встроенных стабилизаторов.
Встроенный стабилизатор ¾ это любая мера, которая может повлиять на дефицит государственного бюджета или его положительное сальдо без участия правительства.
Это именно то, что делает налоговая система. Образно говоря, экономика ¾ «на автопилоте». По мере роста ЧНП в период процветания налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка. Напротив, когда ЧНП сокращается в период спада, налоговые поступления автоматически сокращаются, и это сокращение смягчает экономический спад, т. е. с уменьшением ЧНП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от бюджетного излишка к дефициту.
Встроенная стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчает тяжесть экономических колебаний. Все, что делают стабилизаторы, ¾ это ограничение размаха или глубины экономических колебаний. Последователи Кейнса соглашаются, что для существенной коррекции подъема или спада требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т. е. изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины правительственных расходов. При этом мы отвлекаемся от вопросов политики.
Рекомендация: