Тема 1. Методологические основы анализа результатов макроэкономической деятельности
Макроэкономика как раздел экономической науки. Особенности макроэкономического подхода к исследованию процессов и явлений. Макроэкономическая политика. Агрегирование в макроэкономике. Основные макроэкономические проблемы.
Макроэкономические субъекты: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор, внешнеэкономический сектор. Макроэкономические взаимосвязи и показатели. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки. Модель круговых потоков. Общее макроэкономическое равновесие.
Система национальных счетов. Соотношение макроэкономических показателей в системе национальных счетов. ВНП и ВВП, способы их измерения. Нелинейные модели исследования макроэкономических показателей. Другие показатели дохода и продукта. Потенциальный ВВП и закон Оукена.
Раздел 2. Равновесие на отдельных рынках
Тема 2. Рынок благ
Совокупный спрос и его структура. Спрос домашних хозяйств. Функции потребления и сбережения Д.М.Кейнса и их модификации. Статические модели функции спроса. Средняя и предельная нормы потребления. Функции потребления в коротком и длинном периодах. Объем потребления в концепции жизненного цикла. Функции потребления в концепции перманентного дохода. Неоклассические функции потребления и сбережения. Оценивание потребительской функции Фридмена. Модель совокупного потребления с учетом привычек (модель Брауна). Сравнение моделей Фридмена и Брауна. Критика Фридменом стандартной функции потребления.
Спрос предпринимательского сектора. Функции спроса на инвестиции. Определение оптимального объема капитала. Индуцированные инвестиции. Автономные инвестиции. Акселератор.
Спрос государства и остального мира.
Равновесие на рынке благ в кейнсианской модели. Модель IS как инструмент макроэкономического анализа. Мультипликатор автономных расходов. Парадокс сбережений. Мультипликативные эффекты и государственный бюджет. Теорема Хаавельмо. Расширенное условие равновесия.
Тема 3. Рынки денег и финансов
Сущность и функции денег в современной экономике. Структура денежной массы. Создание и уничтожение денег банковской системой. Процесс образования денежной массы. Депозитный и денежный мультипликаторы. Денежная база. Коэффициент депонирования. Коэффициент монетизации. Модель создания денег. Становление современной банковской системы в России.
Спрос на деньги. Спрос на деньги для сделок и по мотиву предосторожности. Спрос на деньги как на имущество (спекулятивный мотив). Спрос на деньги и уровень цен. Равновесие на рынке денег в неоклассической и кейнсианской концепциях. Модель LM.
Структура рынка финансов и система ставок процента. Рынок краткосрочного кредита и рынок капитала. Краткосрочная и долгосрочная ставки процента. Пространственная структура системы ставок процента.
Доходность и риск портфеля ценных бумаг. Составление портфеля из двух разновидностей акций. Оптимизация портфеля из n разновидностей ценных бумаг. Оптимизация портфеля из рискового и безрискового активов.
Спрос на деньги в теории портфеля. Ценообразование на рынке ценных бумаг. Модель рынка. Модель ценообразования капитальных активов. Теория арбитражного ценообразования.
Тема 4. Совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала (модель IS-LM)
Условия совместного равновесия. Эффективный спрос. Устойчивость совместного равновесия.
Взаимодействие рынка благ и финансов при изменении экзогенных параметров. Последствия сдвига линии IS. Ограничение мультипликативного эффекта рынком денег. Последствия сдвига линии LM. Ликвидная ловушка. Инвестиционная ловушка.
Функция совокупного спроса. Эффект процентной ставки. Эффект кассовых остатков.
Тема 5. Рынок труда
Неоклассическая функция спроса на труд. Кейнсианская функция спроса на труд. Предложение труда. Реакция предложения труда на рост уровня цен в классической и кейнсианской концепциях.
Равновесие на рынке труда при полной занятости. Равновесие на рынке труда при безработице. Теория естественной безработицы. Конъюнктурная безработица. Кривая Оукена.
Функция совокупного предложения в классической и кейнсианской теории. Эффект занятости. Денежные иллюзии и построение кривой совокупного предложения.