Особенности управления туристской деятельностью
Управление туризмом специфично и существенно отличается от других отраслей.
1. Первая особенность туризма заключается в большой глубине его проникновения и сложности взаимосвязей между его составными элементами. Большая часть туристских предприятий – небольших размеров. Крупные туристские предприятия создаются лишь в густонаселенных районах. В туриндустрии много турпредприятий и организаций, которые так или иначе должны вписываться в единую региональную систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке.
2. Вторую особенность туризма как объекта управления можно представить в виде неясных и трудно измеримых целей. Из-за того, что турорганизация не имеет измеримых целей, нельзя объективно оценить ее производительность и успех. Речь идет о вероятностном характере процессов, происходящих в туриндустрии. Это значит, что очень сложно точно спрогнозировать все явления и процессы, происходящие в туризме (изменилась политическая обстановка, резко ухудшились климатические условия и т. п.).
3. Следующая особенность туризма заключается в сильном влиянии со стороны заинтересованной клиентуры. Каждое турпредприятие осуществляет свою деятельность в окружении различных заинтересованных лиц и клиентов. Турорганизации работают с большим количеством заинтересованных лиц, которые оказывают сильное влияние на организацию. Кроме того, внутри отдельных заинтересованных групп имеются свои интересы. Турорганизации не могут ожидать от своих участников того, что они все будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами. Турорганизация может быстрее уравновешивать интересы между различными, задействованными в процессе обслуживания группами, если в своей деятельности она руководствуется общепринятыми нормами, приоритетами и представлениями о ценностях и имеет перед собой широкомасштабные цели по дальнейшему развитию региона.
4. Важнейшей особенностью туризма как объекта управления является специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования. Туруслуга неотделима от источника создания. По этой причине в менеджменте туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных отношений. Это, прежде всего, относится к работе турпредприятий, услуги которых предоставляются при непосредственном контакте с людьми.
Специфика туристского продукта связана со спецификой туристского спроса, который не является однородным, в силу трех основных причин.
1) Неосязаемость и несохраняемость туристского продукта. Туристскую услугу невозможно увидеть при заключении договора, попробовать как товар на вкус. Сложность в работе менеджера туристской фирмы заключается в том, чтобы убедить покупателя в выгодности именно этой услуги, ведь качество туристского продукта колеблется в весьма широких пределах и зависит не только от поставщиков, но и от времени и места предложения.
2) Разнообразие потребителей туристских услуг. Различные категории туристов отличаются целью поездки, своими требованиями к туристским услугам, а также ценой, которую они готовы заплатить. Каждому типу туристов соответствует определенный тип туррынка.
3) Высокая значимость общественных факторов, среди которых наиболее важными выступают:
· экономическая ситуация в стране;
· экология туристского региона;
· социальные факторы: условия жизни и труда.
Демократическое общество с социально-рыночной направленностью экономики очень выгодно влияет на развитие туризма. Подобное общество может быть названо также обществом потребителей, мобильным обществом, образованным. Спрос на туристские услуги в обществе подобного типа особенно высок; уровень образования. Чем выше средний уровень образования в обществе, тем больше его члены ценят отдых и возможность знакомства с новым и неизвестным;
· свободное время. Количество свободного времени, которым располагают субъекты туризма, соответственно влияет на выбор ими туристских услуг.
5. Следующая особенность туризма как объекта управления выражается в комплексности туристской услуги, которая включает все то, что турист принимает во внимание, или, чем он пользуется во время путешествия. Отсюда следует, что туристская услуга складывается для туриста из целого комплекса услуг (материальных и нематериальных), которые являются специфическим туристским продуктом.
6. Наконец, как особенность туризма следует выделить его сезонность, т. е. зависимость объема туристских услуг прежде всего от природно- климатических условий.
Особенности туристской отрасли как объекта управления указывают на то, что менеджеры туристского бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие отрасли, и поэтому механически перенести наработки или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. И если оправдавшая себя на практике модель управления (например, промышленным предприятием) дает необходимый эффект, то применение ее в туротрасли может привести к деградации последней.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте туризм как межотраслевой комплекс. Чем является туризм в современном мире?
2. Экономическая и социальная роль туризма в развитии общества.
3. Охарактеризуйте туризм как социально-экономическую систему. Каковы основные элементы этой системы?
4. Как можно определить субъект и объект туризма?
5. Что такое туристский регион, туристские аттракторы и туристская дестинация.
6. Охарактеризуйте факторы, влияющие на развитие туризма.
7. В чем состоит специфика туристского продукта?
8. Каково влияние туризма на развитие региона, в частности, региона в котором вы проживаете и осуществляете свою профессиональную деятельность
[1] Принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года.